О новой системе управления социально-экономическим развитием региона, модернизации инвестиционного законодательства и приоритетах экономической политики области рассуждает губернатор Омской области Виктор НАЗАРОВ.
— С момента вашего вступления в должность губернатора Омской области прошло практически полтора года. Какие ключевые решения пришлось принять за это время?
—Несомненно, ключевым решением с начала моей деятельности в должности руководителя территории стала разработка новой Стратегии социально-экономического развития региона. Для ее формирования был привлечен серьезный международный консультант, а на этапе доработки — широкий круг ведущих экономических и общественных экспертов. В открытом формате все заинтересованные специалисты могли принять участие в планировании стратегического будущего нашего региона. В рамках этой работы проведен аудит структуры и состояния экономики области, определены ключевые проблемные зоны, сформирован детальный профиль конкурентоспособности региона и ее основных секторов. В результате подготовки нашего главного документа были обозначены стратегические и перспективные кластеры экономики Омской области. Исходя из специфики региона, это в первую очередь нефтеперерабатывающий и нефтехимический кластер, а также агропищевой. Кроме того, в число приоритетных вошли кластер высокотехнологичных компонентов и систем, а также лесопромышленный. В числе перспективных рассматривается и транспортно-логистический кластер.
Новая Стратегия развития области — это система возможностей и приоритетов. Причем позиционирование региона направлено на реализацию одного из трех подготовленных сценариев развития — «Сибирский лидер роста». При этом мы постарались сделать новую Стратегию максимально приближенной к населению и бизнесу, потому что именно они должны являться основными действующими лицами в ее реализации. Я не устаю повторять, что новая Стратегия — это не документ власти, который сформирован кулуарно, а именно тот план, который максимально отвечает интересам жителей региона.
— Вы говорили о проведенном аудите областной экономики. Какие-то результаты удивили, заставили серьезно задуматься?
—В целом аудит показал, что регион обладает значительным кадровым, экономическим, промышленным, интеллектуальным и природным потенциалом. Конечно, наряду с рядом положительных моментов в макроэкономическом плане (например, рост валового регионального продукта и инвестиций в основной капитал у нас выше, чем в среднем по России) был выявлен и ряд «болевых» точек.
В частности, в 2011 году ВРП на душу населения в Омской области составил 227,1 тыс. рублей, что на 28,3 процента ниже среднероссийского значения. Относительно низкий показатель ВРП косвенно свидетельствует о низкой производительности труда и недостаточной инновационной составляющей в экономике Омской области. При этом по трудовому, производственному и потребительскому потенциалу мы в два раза опережаем таких лидеров, как Калужская и Ульяновская области. Поэтому в рамках ключевых стратегических направлений нами принят курс на модернизацию наших предприятий, увеличение качества переработки продукции, акцент на наукоемкие технологии и подготовку кадров по самым современным образовательным программам.
Мы предпринимаем активные меры по предотвращению оттока работоспособного населения из области, особенно сельских территорий. Меры государственной поддержки сконцентрированы на предприятиях, обеспечивающих рост выпуска продукции и занятости.
В 2012 году инвестиции в основной капитал в омскую экономику превысили 108 млрд рублей (3,4 млрд долларов). Совокупный объем накопленных прямых иностранных инвестиций в 2011 году в регионе был выше, чем в таких регионах страны, как Республика Татарстан, Иркутская и Новосибирская области, а также среднего уровня по СФО и Российской Федерации. Прямые инвестиции из-за рубежа в 2012 году в Омской области составили 369,06 млн долларов, что в 2,1 раза выше уровня 2011 года. В обрабатывающие производства инвестировано 26,8 процента от общего объема прямых иностранных инвестиций, в транспорт и связь — 19,2 процента, оптовую и розничную торговлю — 15,9 процента. Подавляющую часть прямых иностранных инвестиций составляют взносы в капитал. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в Омской области по состоянию на 1 января 2013 года составил 657,14 млн долларов.
Сегодня прогнозируется значительный рост иностранных инвестиций в агропищевой кластер. Здесь мы реализуем полный комплекс мер стимулирования дополнительного роста товарного выпуска, опирающегося на гарантированный сбыт, снижение рисков через инструмент страхования, управление себестоимостью. При этом объем государственного долга составляет 22 млрд рублей (исторически он сформировался в связи с исполнением растущих социальных обязательств региона). Наша задача в ближайшие годы — довести соотношение социальной составляющей госдолга и средств, направляемых на стимулирование инвестиций в экономику, до паритетного соотношения.
Приоритет нашей Стратегии — создание комфортной среды для долгосрочных инвестиций в омский регион.
— Последнее как раз соотносится с повесткой проводимого заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям. Что предпринимает или уже предприняла область в этом направлении?
—Для реализации Стратегии правительством Омской области сформирована новая модель региональной инвестиционной политики. Первая задача — открыть регион для инвесторов. С этого нужно начинать ускорение экономического роста. Сегодня мы пошли по пути выработки единой линии поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности. Мы отдаем предпочтение всем внебюджетным инвестициям. С этих позиций в декабре прошлого года приняты новые законы о государственной политике в инвестиционной сфере и о предоставлении налоговых преференций инвесторам.
Это возможность точечно поддержать тех, кто готов создавать и развивать производство на территории Омской области. При этом для получения отдельных налоговых преференций, например, по налогу на имущество, инвесторам даже нет необходимости обращаться в региональные органы власти — выполнил условия по инвестиционным вложениям в новое производство и можешь пользоваться льготой.
Дополнительно в апреле этого года принят закон о региональном инвестиционном фонде, который позволяет направлять средства целенаправленно на создание инфраструктуры для новых инвестиционных проектов. Плюс к этому принято решение о создании единого Губернаторского инвестиционного совета с участием ключевых федеральных структур для максимально оперативного согласования вопросов о размещении новых производств.
Вторая ключевая задача нашей инвестиционной политики, впрочем, связанная с первой, — повышение эффективности использования имеющихся земельных ресурсов. Мы всегда найдем землю под промышленные объекты и строительство. С конца прошлого года в регионе сформирован реестр готовых инвестиционных площадок с возможностью подключения необходимой инфраструктуры. Сегодня их более 40 в 13 районах области и городе Омске. Проводится инвентаризация инфраструктуры всех земельных участков и резервных мощностей для обеспечения ускоренной выдачи разрешений на реализацию инвестиционных проектов.
Комплексы инвестплощадок могут объединяться в индустриальные (промышленные) парки. Это позволит компактно размещать сразу несколько производств, а также увязывать их по кластерному типу. У нас колоссальный потенциал по редевелопменту оборонных предприятий — «brown field», который мы сегодня предлагаем инвесторам под новое развитие, в том числе под создание инновационных изделий и комплектующих, востребованных самими государственными корпорациями — владельцами этих предприятий.
Мы серьезно продвинулись в вовлечении в инвестиционный оборот неэффективно используемых земельных участков федеральной собственности. Одновременно с размещением новых производств на таких площадях решается проблема обеспечения их энергоресурсами за счет резервных мощностей промышленных предприятий.
Третья задача региональной инвестиционной политики — это общее улучшение предпринимательского климата на территории региона. Она реализуется в рамках логики Указа Президента России № 596 и Стандарта деятельности органов власти по улучшению инвестиционного климата.
— Наверное, постановка таких серьезных задач в инвестиционной политике потребовала и перестройки механизма управления, внедрения новых элементов экономического развития?
— Действительно, новая Стратегия требует и новых механизмов, и инструментов ускоренного развития. Они являются как общими, так и специализированными. Здесь очень важно понимание необходимости снижения существующих административных барьеров и ускорения процедур, связанных с реализацией проектов на территории региона.
В числе специализированных инструментов — развитие приоритетных кластеров. В июле 2013 года принято распоряжение регионального правительства «О формировании и развитии приоритетных отраслевых кластеров и их секторов на территории Омской области». Утвержденный распоряжением план мероприятий рассчитан на среднесрочную перспективу (до 2017 года) и включает ряд конкретных мер по разработке сбалансированных моделей развития каждого из кластеров, программ по их формированию, инструментов поддержки резидентов, а также создание учебно-ресурсных центров по подготовке кадров.
Основным инструментом содействия инвестициям является ОАО «Корпорация развития Омской области». Основные цели ее деятельности — повышение конкурентоспособности Омской области за счет привлечения в регион российских и иностранных инвестиций, содействия реализации инвестиционных проектов, развития инженерной и социальной инфраструктуры, необходимой для создания новых производств, индустриальных (промышленных) парков и технопарков, продвижения омских товаров на зарубежные и внутрироссийский рынки. На базе омского отделения ОАО «Сбербанк России» и Корпорации создан «Центр проектного управления» — это часть проектного офиса по реализации Стратегии развития региона, который инициирует, структурирует и реализует значимые для области инвестиционные проекты.
Сейчас активно ведется работа по созданию первого технопарка, ориентированного на новые технологии в сфере нефтепереработки, катализаторов и технического углерода.
— Много сказано о различных нововведениях, инструментах. А какие-то результаты вы можете уже обозначить в инвестиционной сфере?
— В развитие экономики и социальной сферы региона в прошлом году вложено около 110 млрд рублей инвестиций. Это на 16 процентов больше, чем годом ранее. При этом по темпам роста инвестиций область в прошлом году опережала среднероссийские темпы (рост на 6,6 процента) и вышла на второе место по темпам роста в Сибири.
Увеличение инвестиций стало возможным благодаря вводу ряда крупных объектов и производств. Вот несколько примеров. На Омском нефтезаводе заработала новая диспетчерская с современной автоматизированной системой управления и введена установка гидроочистки бензинов каталитического крекинга и дизельного топлива, начал принимать пациентов операционный корпус Омского онкологического диспансера, в новое помещение переехала картографическая фабрика, введены газопоршневая теплоэлектростанция мощностью 6 МВт, свиноводческий комплекс в Кормиловском районе и деревообрабатывающий — в Тюкалинском.
Также в 2012 году появились новые крупные гипермаркеты — третья «Лента», сети магазинов «Магнит», «Победа-Маркет», «ОЖей». Компания «Metro» планирует строительство второго гипермаркета, для которого уже выбрано место и разрабатывается техническая документация. В районах Омской области расширили свое присутствие торговые сети «Магнит», «Наш магазин», «Холидей». Активным инвестором в регион выступает компания PepsiCo.
Одновременно ведется работа по привлечению на территорию региона ряда крупных инвесторов, представителей бизнеса, например, таких, как группа компаний «Полипластик». В этом году ряд инвесторов уже приняли решение о размещении новых производств на подготовленных инвестиционных площадках. Прежде всего, речь идет о строительстве агрологистического центра в Омском районе области, возведение группой компаний «ПИК» крупного жилого комплекса более 1 миллиона квадратных метров в Левобережной части областного центра. Создан Фонд развития жилищного строительства Омской области «Жилище», приступивший к реализации программы социального жилья экономического класса для реально нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, в том числе работников бюджетной сферы, а также государственных и муниципальных программ по сносу ветхого и аварийного жилья общей площадью более 1 миллиона квадратных метров. Подписано соглашение о сотрудничестве с австрийским концерном Wolf System по строительству завода сборных домов в Азовском районе.
Кроме того, в этом году начал работу Омский завод полипропилена (ООО «Полиом»). В ЗАО «Кордиант-Восток» открыто производство легкогрузовых шин Cordiant Business мощностью до 400 тыс. штук в год. На ОАО «Хлебодар» введена в эксплуатацию крупная промышленная площадка по производству хлеба пшеничного 1-го сорта с производственной мощностью до 27 тонн в сутки. Запущены биологические очистные сооружения на пивоваренном заводе компании SunInBev. В Омске запущен один из самых крупных асфальтовых заводов — 1000 тонн в сутки. Завершена реконструкция ТЭЦ-3 с вводом новой парогазовой установки ПГУ-90, мощностью 90 МВт. Развиваются малые и средние перерабатывающие производства — в 2013 году планируется ввод в эксплуатацию более 10 новых производств.
—Активная политика в сфере инвестиций невозможна без консолидации интересов власти и бизнеса. Каковы перспективы в этом направлении?
— В инвестиционной политике области мы стараемся более активно использовать механизмы государственно-частного партнерства, реализация которых позволит привлекать дополнительные инвестиции, особенно в объекты общественной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Партнерство развивается весьма динамично. Например, сейчас в рамках контакта с Внешэкономбанком готовим инвестиционный проект «Строительство и эксплуатация аэропорта «Омск-Федоровка». Для его реализации будет сформирована сбалансированная юридическая и финансовая модель партнерства. А затем уже на конкурсной основе привлечены инвесторы для реализации этого достаточно сложного, но очень перспективного транспортно-логистического проекта.
У нас заключены стратегические соглашения о государственно-частном партнерстве с ОАО «Газпром» и ОАО «Сбербанк». В результате регион получает новые газопроводы, физкультурно-оздоровительные комплексы, реконструкцию улично-дорожной сети в областном центре, единый общероссийский колл-центр, а также многофункциональный центр обслуживания малого и среднего бизнеса. И это дополнительно к тем коммерческим проектам, которые с успехом реализуют на территории области эти федеральные корпорации.
— Что вы говорите себе каждый день, занимаясь развитием экономики региона?
— Я не люблю высокопарных слов. Все очень просто — идти к цели, привлекать и вкладывать максимум ресурсов в процветание региона, быть открытым для новых проектов и свершений. Уверен, с таким настроем у нас все получится.
Беседовала Татьяна ИВАНОВА