Об устранении этой несомненной несправедливости зашла речь на прошедшей в Москве конференции «Вклад уральцев в Победу». С такой идеей могли первыми выступить представители многих территорий нашей страны, но в том, что, казалось бы, очевидную, однако долго не поднимавшуюся тему озвучили именно уральцы, есть особый и несомненный смысл.
Уральские заводы в считаные дни перестраивали производство на военный лад. Оборудование эвакуированных из западных регионов СССР на земли «Каменного пояса» предприятий запускалось в буквальном смысле с колес. Именно Большой Урал поставил в действующую армию львиную долю знаменитых боевых машин Т-34, признанных впоследствии даже в традиционно скептически настроенных странах Запада лучшими средними танками всей Второй мировой войны. Один из примеров тому недавний случай в Нижнем Тагиле. Когда из-за работ по реконструкции улицы пришлось потревожить «тридцатьчетверку», стоявшую на пьедестале у проходной знаменитого «Уралвагонзавода», танк смог самостоятельно съехать на асфальт и затем своим же ходом вернулся на привычное место. Никаких усилий специалистов для этого не потребовалось. Двигатель завелся без помех…
Завершилась конференция там, где в 1941 году проходил Лобненский рубеж, с которого наши войска пошли в контрнаступление во время битвы за Москву. Именно там располагается музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34, созданный известной поэтессой Ларисой Васильевой в память о ее отце Николае Кучеренко - соратнике Михаила Кошкина и Александра Морозова, благодаря которым «тридцатьчетверка» появилась в наших бронетанковых войсках. Участники конференции передали музею копию Знамени Победы и саженцы уральской рябины для будущей аллеи героев.
Олег Дзюба
Фото Игорь Самохвалов
