Теракт в «Крокус Сити Холле»

18:07Следствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

17:56СК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

16:55На массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

ФАС готовит пятый антимонопольный пакет

Какие планы у антимонопольной службы на будущее, как складываются ее отношения с госмонополиями, какие проблемы существуют в системе госзакупок и на алкогольном рынке?

29.02.2016 15:56

Автор: Николай Калинин

ФАС готовит пятый антимонопольный пакет
  © Юрий Инякин/ПГ

На эти и другие вопросы отвечает руководитель ФАС Игорь Артемьев.

- В прошлом году антимонополь­ным органам в России исполнилось 25 лет. За это время были созданы и затем усовершенствованы законо­дательные основы защиты и разви­тия конкуренции. Приняты законы о госзаказе, о контрактной системе госзакупок, о закупках госкомпаний, введены антимонопольные нормы в отраслевое законодательство, рас­ширены сферы использования бир­жевых торгов, приняты правила недискриминационного доступа в ряде отраслей.

Развитие конкурентной полити­ки в нашей стране по достоинству оценивается во всем мире. В июле 2013 года Комитет по конкурен­ции Организации экономического сотрудничества и развития при­знал политику защиты конкурен­ции в России соответствующей ее стандартам. Также по результатам ежегодного Рейтинга эффектив­ности конкурентных ведомств, пу­бликуемого Всемирным обзором по конкуренции (ВОК), Россия третий год удерживает 17-е место среди 145 конкурентных ведомств мира с оценкой «хорошо».

С 5 января 2016 года заработал так называемый четвертый антимо­нопольный пакет. Кроме прочих но­вовведений, он сократит количество возбуждаемых ФАС дел за счет рас­ширения института предупреждения и введет механизм внутренней апел­ляции решений территориальных органов. Вступила в силу процедура административного обжалования в строительстве: рассмотрение жа­лоб на нарушения органами власти в этой области будет происходить в течение семи рабочих дней.

Также произошли изменения и в полномочиях антимонопольного органа. Строго говоря, мы никогда и не были обычным конкурентным ведомством, как, к примеру, это при­нято в Евросоюзе. Помимо традици­онного контроля за антимонополь­ным законодательством, мы боремся с нарушениями органов власти в об­ласти конкуренции, контролируем госзакупки и закупки госкомпаний, смотрим за распределением природ­ных ресурсов, контролируем ино­странные инвестиции в стратегиче­ские сферы, осуществляем надзор за рекламой. Помимо этого, в 2014 году ФАС переданы полномочия по кон­тролю в области гособоронзаказа, а в 2015 году — функции ФСТ России в сфере тарифного регулирования.

Таким образом, сегодня в наших руках сконцентрировались важней­шие инструменты макрорегулирова­ния. Это позволит нам достичь глав­ных целей: сдерживание аппетитов естественных монополий и повыше­ние их эффективности, борьба с кор­рупцией, противодействие картелям, обеспечение комфортных условий для развития малого бизнеса и за­щита интересов потребителей.

Антимонопольная политика в целом направлена на демонопо­лизацию экономики и развитие конкуренции на различных рынках

- Как складываются отношения вашего ведомства с госмонопо­лиями, ведь даже в самом их на­звании заложен некий конфликт с тем, чем занимается ведомство?

- Антимонопольная политика в целом направлена на демонопо­лизацию экономики и развитие конкуренции на различных рынках. Конечно, монополиям мы уделяем особое внимание, ведь их пове­дение на рынке может оказывать большое влияние на экономику. Задача бизнеса в принципе — мак­симизация прибыли, а при отсут­ствии конкуренции у монополий есть все условия для извлечения максимально возможной прибыли за счет потребителя. Плюс при та­ких условиях снижаются стимулы к экономии издержек и дальнейше­му развитию.

Антимонопольное и тарифное ре­гулирование — это те инструменты, которые позволяют поддерживать порядок на рынке.

- Каковы основные нарушения антимонопольного законодатель­ства, которые допускаются госу­дарственными органами?

- К сожалению, органы власти и органы местного самоуправления остаются одними из самых частых нарушителей конкуренции. При­мерно половина дел, возбуждаемых ФАС, касаются органов власти.

Это необоснованное препятствование деятельности хозяйствую­щих субъектов, их дискриминация, незаконное предоставление префе­ренций и наделение хозяйствую­щих субъектов функциями органов власти.

В последнее время участились на­рушения, связанные с реализацией так называемых схем ухода от тор­гов. Это уход от госзакупок путем выдачи субсидий ГУПам и МУПам, при их же помощи уход от торгов в приватизации при заключении с ни­ми «притворных» сделок.

Стоит отметить, что число нару­шений органов власти все же сни­жается. Если в 2010 году было за­фиксировано 6266 фактов, то в 2014 году их стало уже 4097. Четвертый антимонопольный пакет установил право выдавать органам власти предупреждения перед возбужде­нием дела. Мы считаем, что такая практика даст возможность быстро исправить неконкурентное поведе­ние, снизить количество дел и самих нарушений.

- Законодатели не раз присту­пали к совершенствованию меха­низма госзакупок. Насколько его можно назвать совершенным?

- Совершенным закон о кон­трактной системе назвать, конечно, нельзя. Сегодня существует ряд про­блем с его применением, о которых мы неустанно говорим. Так, закон предполагает выход из-под процеду­ры обязательного проведения элек­тронного аукциона в сфере строи­тельства для объектов ценой свыше 150 миллионов рублей для государ­ственных нужд и 50 миллионов для муниципальных. При этих условиях можно провести архаичный «бу­мажный» конкурс. На практике это приводит к тому, что в предмет за­купки включаются несколько лотов или работ, не имеющих отношения к стройке объекта, чтобы увеличить цену закупки, и нет необходимости проводить аукцион.

Само же проведение «бумажно­го» конкурса позволяет применять субъективные критерии оценки за­явок. Это значит, что решение члена конкурсной комиссии по принципу «нравится — не нравится» позволяет беспрепятственно выбрать в каче­стве подрядчика «нужного» участ­ника независимо от предложенной цены контракта.

Подача заявки на участие в кон­курсе в конвертах с помощью не­хитрых ухищрений с чайником и паром позволяет не только озна­комиться с ее содержанием до мо­мента официального вскрытия кон­вертов, но и подменить, а то и по­просту выкинуть чужую заявку.

Кроме того, из-под действия за­кона о контрактной системе можно легко уйти, выделяя субсидии под­ведомственным ГУПам и МУПам, ко­торые самостоятельно определяют порядок их расходования.

Также в законе нет требований к проведению экспертизы, хотя предусмотрено, что заказчик обя­зан ее провести в рамках исполне­ния контракта. Однако требований к экспертам и экспертному заключе­нию нет, а это приводит к тому, что экспертом сможет стать любое лицо вне зависимости от его знаний и на­выков. Кроме того, закон не предус­матривает наказание за дачу лож­ного экспертного заключения. Нет в нем и механизма администриро­вания привлечения субъектов мало­го и среднего предпринимательства при исполнении контракта.

Сегодня ведется работа по внесе­нию изменений в закон о контракт­ной системе по всем обозначенным проблемам.

- Потребитель часто страдает от большого количества так называе­мых навязываемых услуг. В одном из своих интервью вы заявили, что этот состав чрезвычайно трудно до­казать в суде. Может быть, необхо­димо изменение законодательства?

- За последние два года ФАС вы­работала положительную и уверенную судебную практику по доказы­ванию навязывания дополнительных страховых услуг. Здесь у нас практи­чески нет отрицательных судебных решений.

Еще третий антимонопольный па­кет в 2012 году внес изменения в за­конодательство в этой сфере. Нару­шителю выдается предупреждение, и дело о нарушении антимонополь­ного законодательства возбуждается только после того, как оно не испол­няется. Это существенно сокращает время решения вопросов, позволяет заявителям быстро получить пра­вильное решение — договор без до­полнительных навязанных услуг, а для нарушителя это возможность исправиться и не быть привлечен­ным к ответственности.

- В рамках поддержки предпри­нимательства установлены над­зорные каникулы. Мораторий на проверки коснется и ФАС. Каково ваше отношение к этому шагу? Не отразится ли это на правах потре­бителей?

- Сейчас антимонопольное зако­нодательство в целом либерализует­ся. Этому способствует заработав­ший четвертый антимонопольный пакет поправок.

Я считаю, что поддержка мало­го и среднего бизнеса — это одна из основных задач государства в сегод­няшних непростых экономических условиях, и Правительство прини­мает к этому все меры.

Постановлением Правительства установлен объем закупок госкомпа­ний у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не менее чем 18 процентов стоимости всех закупок. Эта мера простимули­рует предпринимателей к участию в госзакупках.

Кроме того, в Государственной Думе на рассмотрении находится так называемый антикризисный за­конопроект, который содержит нашу инициативу по введению иммуните­та от антимонопольного преследова­ния для малого бизнеса с оборотом до 400 миллионов рублей. Правда, это не коснется таких нарушений, как картели и запрещенные «верти­кальные» соглашения. Законопроект также сократит количество поводов для внеплановых проверок. Допол­нительно антикризисный план со­держит норму по усилению анти­монопольного контроля за государ­ственными и муниципальными уни­тарными предприятиями. Они будут создаваться только с согласия ФАС и должны уведомлять нас о смене своей деятельности.

Эта мера направлена на поэтап­ный вывод с конкурентных рынков предприятий с государственным участием, на место которых придут субъекты малого и среднего пред­принимательства.

- Недавно ряд депутатов Госду­мы выступили с инициативой вве­сти госмонополию на алкоголь. На­сколько это реально сегодня и ка­кое влияние окажет на экономику?

- Как антимонопольному орга­ну, нам, конечно, не нравится идея создания монополий на каком-либо конкурентном рынке. Однако, при­нимая во внимание сложившуюся ситуацию с контрафактной алко­гольной продукцией, мы считаем, что на оптовом рынке этилового спирта увеличение доли государства возможно.

Не так давно мы согласовали сделку по покупке «Росспиртпромом» восьми спиртовых заводов в различных регионах страны. Разумеется, мы провели предвари­тельный анализ рынка, чтобы убе­диться: увеличение концентрации не приведет к ограничению конку­ренции.

Сегодня отсутствуют точные данные по теневому рынку алко­гольной продукции. Разные ис­точники утверждают, что теневой оборот варьируется от 40 до 60 процентов рынка. Притом что сам рынок достаточно специфичный — алкогольные акцизы играют значи­мую роль в формировании бюдже­тов субъектов Федерации. В борьбе за наполняемость бюджетов акци­зами нередко закрываются реги­ональные рынки сбыта. Местные чиновники, несмотря на законода­тельный запрет, изыскивают спосо­бы финансовой и иной поддержки местных производителей, что в конечном счете приводит к ограниче­нию конкуренции и является проявлением так называемого регио­нального сепаратизма.

Мы давно боремся с такими про­явлениями, но считаем, что про­блему можно решить системно. Недавно по поручению Правитель­ства нами подготовлен доклад, по­священный пресечению практики регионального протекционизма, в нем есть выработанные совмест­но с предпринимателями, Минпромторгом и Минэкономразвития решения.

- Как вы оцениваете в целом взаимодействие возглавляемого вами ведомства с Федеральным Собранием?

- Наше взаимодействие носит конструктивный характер. Феде­ральное Собрание стремится сде­лать российское законодательство, в том числе и антимонопольное, максимально эффективным и совер­шенным. Примером нашего успеш­ного взаимодействия может стать проведенная работа по принятию четвертого антимонопольного па­кета. Я уверен, что и в дальнейшем мы продолжим наше плодотворное сотрудничество.

- Какие законопроекты ФАС намерена направить в Правитель­ство в ближайшее время?

- В 2016 году мы будем работать над законодательными инициати­вами, которые впоследствии могут стать основой для пятого анти­монопольного пакета. Среди них определение соотношения прав на интеллектуальную собственность и антимонопольного регулирова­ния, законодательное определение антимонопольного комплекса и по­следствий его добросовестного при­менения, введение «параллельного» импорта, создание системы коллек­тивных исков и возмещения ущер­ба, изменение стратегии тарифного регулирования. И наконец, упразд­нение морально устаревшего Закона «О естественных монополиях».

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 8029