Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Автор биографии Александра Солженицына выступила с лекцией в Госдуме

25.06.2015 13:57

"РФ-сегодня"

Автор биографии Александра Солженицына выступила с лекцией в Госдуме

 Людмилыа СараскинаВ рамках мероприятий, посвященных Году литературы в России, состоялась лекция Людмилы Сараскиной, литературоведа, критика, исследователя творчества Фёдора Достоевского. Ещё более Л.Сараскина известна как автор биографии Александра Солженицына.
Знакомство А.Соженицына и Л.Сараскиной произошло благодаря её книге о романе «Бесы», далее последовала совместная работа над Уставом литературной премии, задуманной писателем, частые встречи и беседы.
Работу над биографией А.Солженицына Л.Сараскина начала со сбора данных из открытых, общедоступных источников, на основе которых составлялась своеобразная хронология жизни и творчества писателя. Эта кропотливая и тайная, «только для себя», работа велась два года. Получившийся в итоге документ не просто составлял более шестисот страниц текста, но в сведениях, которые он содержал, было множество накладок, невозможных сочетаний, противоречий. Чтобы разобраться в этом материале, необходимы были не просто документы, подтверждающие или опровергающие те или иные утверждения, но и слово самого писателя, и литературовед решилась обратиться за помощью к герою своего будущего исследования.
А.Солженицын был принципиальным противником прижизненных жизнеописаний, по его мнению, биографию литератора можно было издавать не ранее, чем через пятьдесят лет после смерти. И от этой позиции не отступал, даже готов был смириться с тем, что, по его собственному выражению, «на него врут, как на покойника». Но согласился помочь исследователю, ответить на её вопросы, с условием, что она сама не воспользуется собранным материалом, но передаст его «в добрые руки». Разговорить писателя оказалось непросто, по признанию Л.Сараскиной, часто помогали сведения из местных газет, издававшихся в городах, где А.Солженицын в разное время жил — маленькая заметка могла дать повод к прицельному вопросу. Параллельно велись исследования в архивах, и во время этой работы порой находились уникальные вещи. Например, в «Архиве древних актов» Л.Сараскина обнаружила документ, в котором упоминалось имя предка писателя — крестьянина Филиппа Соложаницына.
Л.Сараскина уже смирилась с тем, что работает «для неизвестного будущего», но смелый проект издательства «Молодая гвардия» выпустить в библиотеке «Жизнь замечательных людей» серию «Биография продолжается», посвященную живым людям, сделал возможным появление книги, которая вышла в марте 2008 года, за пять месяцев до смерти писателя.
Описывая творческий путь А.Солженицына, Л.Сараскина обратила внимание на парадоксальный факт: его первое получившее известность произведение, рассказ «Один день Ивана Денисовича», было сознано перешедшим сорокалетний рубеж человеком, на первый взгляд ранее литературным трудом не занимавшимся. Однако А.Солженицын еще ребенком принял решение посвятить себя именно литературе и уже в десятилетнем возрасте писал приключенческие рассказы. У Солженицына-подростка любимой игрой было «издание литературного журнала», для которого он, заполняя страницы школьной тетрадки, сам создавал разделы прозы, поэзии, публицистики, рецензий, даже сам писал письма читателей и сам отвечал на них от имени редактора. Тогда же, читая в газетах о политических процессах 30-х годов, он выработал принципиальную позицию — подвергать сомнению то, что другим кажется бесспорным.
В то же самое время А.Солженицын поставил перед собой и творческие задачи. Подросток считал необходимым найти важное, судьбоносное для десятков тысяч людей событие, о котором он мог бы писать всю жизнь. Его ориентиром в этом решении был Лев Толстой, для которого таким событием была Отечественная война 1812 года. А для родившегося в 1918 году А.Солженицына таким событиеместественным образом стала революция 1917 года.
Общеизвестно, что отношение к своему событию у А.Солженицына менялось от восторженного до резкого неприятия. Особенным шоком для будущего писателя стало то, как во время первого ареста в спорах с другими арестованными — учеными, инженерами — у него «внезапно кончились аргументы». Это потрясение, пережитое далеко не юным человеком, привело его в дальнейшем к мысли о том, что о любой революции правильнее, точнее и честнее всего писать «из-за решеток её тюрем». Тогда же А.Солженицын впервые почувствовал интерес к творчеству другого русского писателя — Достоевского, его размышлениям о судьбах России.
Итогом жизни и творчества А.Соженицына стала многотомная эпопея «Красное колесо», которая, по выражению Л.Сараскиной, стала «началом, написанным в конце». Судьбы героев этого романа уже были описаны в других произведениях автора — «Архипелаге ГУЛАГ», «Раковом корпусе», «лагерных» пьесах и рассказах.
Возвращаясь к теме отношения А.Солженицына в разные периоды его жизни к творчеству Достоевского и Толстого, Л.Сараскина отметила, что радикального пересмотра позиций не было, что в итоге А.Солженицын «взял у Достоевского тему, а у Толстого — способ её раскрытия». Также исследовательподчеркнула, что у всех трех писателей можно поучиться умению делать выбор и верности избранному пути.  
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 802