Кто главный по памятникам в Петербурге — депутаты или правительство?
Скандала город не заметил. А ведь он был, хоть и очень тихий, без резких слов и заявлений. Депутаты Заксобрания просто отказались рассматривать список памятников, которые Смольный планирует установить в Петербурге. Бунт подняли участники заседания комиссии по науке, культуре и образованию, которое состоялось 25 января.
Тихий бунт
— Нужен закон, который прописывал бы процедуру для памятников. По мемориальным доскам такой закон есть, а по памятникам — нет, — объяснил демарш депутат Алексей Ковалёв. — Мы много лет пытались внедрить цивилизованные методы установки памятников, но это не получается.
Сейчас всё, что касается скульптур, памятников и монументов, опирается на губернаторское распоряжение. В нём сказано, что последнее слово — за Общественной палатой.
— Но что она может предложить? — пожал плечами Алексей Ковалёв. — Там есть люди искусства: Пиотровский, Буров, Гусев, ещё несколько очень уважаемых людей. Но большинство — это чиновники и коммерсанты.
Парламентарии предлагают обратиться к опыту других российских регионов, в частности Московскому. В столице есть профессиональная комиссия по памятникам при городской Думе, которая и решает, что кому и где ставить.
— У нас такой комиссии нет, — посетовал Алексей Ковалёв. — Но она нам нужна, причём не при исполнительной, а при законодательной власти, чтобы никто не мог зайти через кабинет и всё решить.
— Если как в Москве — давайте и Мосгордуму сделаем, и Кремль построим, — попытался отшутиться член Общественной палаты и в недавнем прошлом её председатель Николай Буров. — Но если серьёзно, то да, надо ещё раз посмотреть на постановление, дать его на зуб юристам, поправить. Может, нужен и закон. То, что сейчас вопросы памятников решает Общественная палата, — мера вынужденная. Когда рождалось постановление губернатора, вообще трудно было найти ответственного, и эту задачу возложили на нас. Мы её все эти годы добросовестно выполняли. У нас есть комиссия по памятникам, в неё входит много специалистов в этом вопросе, например, известный скульптор Альберт Чаркин. Возглавляет комиссию Алексей Козырев — писатель, драматург, режиссёр, и он очень ответственно подходит к этой работе. Без согласия этой комиссии Общественная палата решений по памятникам не принимает, а наше слово — последнее. Но, наверное, что-то в этой процедуре действительно требует изменений.
— Правовая неопределённость порождает нервозность — вдруг разрешат поставить что-то несусветное, — добавил Алексей Ковалёв. — И все мы — заложники этой ситуации.
«Мы не специалисты!»
Когда в городском комитете по градостроительству и архитектуре формировали список будущих памятников, намерения у чиновников были самые благие. Тем более что кандидатуры, которые планируют увековечить, выбирали петербуржцы: в августе-сентябре на сайте ведомства проходил опрос. Тогда горожанам дали на выбор три десятка имён, и они могли проголосовать. Победил композитор Пётр Чайковский. Места со второго по четвёртое заняли поэты Иосиф Бродский, Александр Блок, Николай Гумилёв. Пятым шёл политик Сергей Витте. В альтернативном списке, куда кандидатов предлагали сами петербуржцы, первое место занял царский министр Пётр Столыпин. К опросу было немало нареканий — мол, и выбор персоналий странный, и результаты подозрительные, и вообще похоже, что имела место «накрутка». Ведь голосовать можно было сколько угодно раз. Так что долго лидировавший в альтернативном списке Сергей Довлатов за считаные дни вдруг скатился вниз, а вперёд вышли Столыпин и бывший директор Павловского дворца-музея Анна Зеленова — дама, без сомнений, достойная памятника, но вряд ли столь же известная петербуржцам, как Довлатов. Да что Довлатов, Зеленова со Столыпиным обогнали даже Чайковского! Тем не менее чиновники взяли результаты «народного голосования», подыскали места для установки памятников и предложили депутатам утвердить этот список.
— В нём есть Бродский, Столыпин и другие достойные люди, — рассказал глава комиссии по науке, образованию и культуре Максим Резник.
— Да там все достойные! — согласен Алексей Ковалёв. — Путилов, например. Но почему ему собираются поставить памятник на выезде из туннеля на Канонерский остров? Я не понимаю. Может, там ему и место, может, нет, я не специалист, как я могу решать? Или предлагают Аллею художников, Аллею архитекторов. А где их делать? Почему там? Хорошо ли ставить архитекторов в один ряд? Архитекторов Ленпроекта, может, и хорошо, а зодчих петровских времён — не уверен. Всё это нуждается в профессиональном обсуждении. Нам предлагают одобрить список КГА, а как мы его одобрим, если мы не специалисты? Много ли стоит это одобрение? Это только видимость обсуждения!
— Должна быть процедура, — перешёл к подробностям Алексей Ковалёв. — Надо смотреть: кому ставить памятник, где ставить и главное — как. Все эти три вопроса нуждаются в экспертной оценке, в том числе художников, архитекторов, историков. Для этого и нужен профессиональный совет при Заксобрании. И ещё один необходимый элемент процедуры — обязательный конкурс проектов памятника. Соответственно, надо решить, кто организует конкурсы, кто их курирует.
— Конкурсы — это хорошая идея, и было бы правильно, чтобы они стали обязательными, — согласился Николай Буров. — Сейчас конкурсы тоже проходят, но не всегда.
Правда, Алексей Ковалёв писать закон о памятниках сам не намерен, во всяком случае пока. Он ждёт, что этим займутся губернатор и правительство Петербурга. Так что, скорее всего, монументальное искусство в городе будет ещё долго развиваться по нынешним правилам. Стоило ли затевать скандал?