Игорь Кошин, губернатор НАО: «Транспортная инфраструктура в Арктике — первоочередная задача страны»
Интервью экс-сенатора, спикера одного из восьми арктических регионов России, к заседанию Президиума экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации (26 июня, Якутск).
- Игорь Викторович, в начале года было объявлено о создании правительственной Комиссии по развитию Арктики, которую возглавит вице-премьер Дмитрий Рогозин. Какие основные задачи, на ваш взгляд, будет решать новый правительственный орган?
- Основные задачи по освоению и развитию Арктики определены Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. В самом названии этого документа заложены два основных направления деятельности государственной власти всех уровней: это развитие арктических территорий и обеспечение национальной безопасности в Арктике. Создание же правительственной комиссии позволит обеспечить их реализацию в практической плоскости, наполнит стратегию конкретными инфраструктурными проектами, детализирует ее основные направления. Это рабочий орган. И, безусловно, Ненецкий автономный округ, являясь частью Российской Арктики, будет действовать в едином ключе с правительством и другими арктическими субъектами в решении поставленных государством задач.
- Одним из условий освоения Арктического шельфа является функционирование Северного морского пути (СМП) и его развитие. Какова роль Ненецкого автономного округа в развитии этой транспортной коммуникации?
- Надо признать, что в освоении Северного морского пути сегодня существуют определенные проблемы. Это и необходимость наращивания потенциала мощного ледокольного флота, и отсутствие современных северных портов. Сейчас на Ямале строится порт Сабетта. Он станет важнейшей частью СМП. Но западнее Сабетты работает, по сути, только один глубоководный порт, способный принимать крупнотоннажные суда. Это Мурманск. Говоря о полноценной, эффективной работе Северного морского пути, необходимо знать, что в Ненецком округе есть бухта Индига. До ее берегов в Баренцевом море дотягивается влияние теплого Гольфстрима, поэтому большую часть года бухта не замерзает, а ее глубины позволяют принимать крупнотоннажные суда. Учитывая это, Индига в перспективе может стать одной из опорных точек СМП.
- Развитие транспортной инфраструктуры в Арктике является приоритетным направлением государственной политики в освоении арктических территорий. Есть ли здесь понимание, какие шаги необходимо сделать, чтобы это векторное направление наполнить содержанием?
- Есть и понимание, и конкретные шаги на пути решения этой стратегической задачи. Что касается нашего региона, то еще в прошлом году в рамках Международного экономического Форума в Санкт-Петербурге мы подписали соглашение с крупнейшей российской нефтяной компанией «Роснефть». Этот документ во многом определяет инфраструктурное развитие Ненецкого автономного округа на ближайшее десятилетие. Следующий шаг — это подписание соглашения с федеральным государственным предприятием «Росморпорт», в рамках которого мы начали совместную работу по созданию инвестиционного паспорта морского порта в бухте Индига. Инфраструктурный проект не ограничивается морским терминалом для обеспечения СМП. Речь идет о промышленной транспортировке сжиженного природного газа с месторождений, разведанных на территории Ненецкого автономного округа. Просматривается также перспектива строительства нефтеналивного и контейнерного терминалов. Это обусловлено в первую очередь перспективными возможностями транспортной составляющей проекта. Как вариант, от Индиги можно опустить автомобильную дорогу до Оренбургской области, захватить Пермский край и выйти на Урал. Получается всего две тысячи километров. Это стратегический путь развития. И пройти по нему мы сможем только во взаимодействии с федеральным центром и другими регионами России.
- В свете новой экономической повестки дня в стране не снизилась ли степень производственной активности нефтяных компаний в разработке месторождений Тимано-Печоры, уровень их участия в социально-экономическом развитии региона?
- На сегодняшний день могу с уверенностью сказать, что договоренности со всеми недропользователями, работающими на территории Ненецкого автономного округа, остаются в силе. В начале года удалось пообщаться практически со всеми руководителями ведущих нефтяных компаний, и они не намерены снижать ни объемы добычи, ни объемы инвестиций в разработку месторождений. Другой вопрос — это наполнение нефтедолларами окружного бюджета. Здесь есть риски, связанные со снижением цены на нефть на мировом рынке и ослаблением курса рубля. Все эти риски просчитаны, и мы готовы работать в новых экономических условиях. Что касается вклада наших партнеров — недропользователей в социально-экономическое развитие региона, то здесь изменений не предвидится, поскольку ключевое слово в наших взаимоотношениях — партнерство. А партнеры у нас надежные, это ведущие компании с мировым именем — «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть», «Башнефть», «Газпром» и их дочерние структуры. В настоящее время идет, скорее, технический процесс перезаключения соглашений с недропользователями на 2015 год. Это ежегодная процедура. И сегодня мы отчетливо пониманием, какие социальные и инфраструктурные проекты сможем реализовать в текущем году на нашей территории с участием финансирования нефтяных компаний.
- Ненецкий автономный округ является сегодня и опорной базой для проведения спасательных операций в Арктической зоне России. У вас построен один из первых в стране Арктических спасательных Центров МЧС.
- Безусловно, это серьезная ответственность. Арктика не простит ни экологических, ни техногенных катастроф. Арктический спасательный Центр в городе Нарьян-Маре — административном центре субъекта РФ был построен в 2013 году в рамках федеральной программы, которая предусматривает строительство десяти таких комплексных аварийно-спасательных центров на арктическом побережье России. Наш Центр сегодня оснащен всем необходимым для работы оборудованием и техникой, но понятно, что это только начало. Такие спасательные центры требуют максимальной, если не больше, экипировки. В январе в рамках рабочего визита в Нарьян-Мар мы обсуждали эту тему с министром МЧС России. Владимир Андреевич заверил, что все арктические центры будут обеспечены современной техникой для работы в экстремальных условиях Крайнего Севера, где, позволю напомнить, практически не существует наземных дорог в общепринятом смысле. Это территория бездорожья, глубоких снегов и болот. Речь шла и о расширении возможностей полярной авиации, формировании спецподразделений спасателей-десантников. Мы также договорились с главой МЧС о совместных действиях по созданию в Нарьян-Маре Центра управления в кризисных ситуациях на базе Ситуационного центра губернатора Ненецкого автономного округа. И договоренности эти выполняем. При всей ответственности поставленной задачи, мы также понимаем, что оснащение спасательных центров сверхпроходимой техникой, самым современным оборудованием и IT — технологиями — это лишь часть условий для обеспечения той большой работы, которую предстоит выполнять в Арктике. Подготовка специалистов для оперативного и абсолютно профессионального реагирования на чрезвычайные ситуации не менее важна. В настоящее время на базе Центра оборудуются специальные учебные классы для подготовки спасателей. Понятно, что теория будет подкрепляться и практикой.
- Кстати, о дорогах. Ненецкий автономный округ продолжает оставаться регионом, куда «только самолетом можно долететь».
- Альтернативой авиасообщению в зимний период является специально обустроенная зимняя дорога Нарьян-Мар — Усинск, или «дорога жизни», как ее уже много лет называют жители региона. Чтобы наземный выход на Республику Коми был доступен круглогодично, необходимо завершить 83-х километровый участок дороги на Усинск со стороны Ненецкого автономного округа. Это в наших интересах. Поскольку это перспектива экономического роста субъекта и повышения качества жизни для населения. Проект сложный и достаточно затратный. Это миллиарды рублей. Помимо обустройства дорожного полотна, на этом участке необходимо возвести 4 моста через водные преграды. Завершить строительство самостоятельно только за счет средств окружного бюджета не реально. Это еще не один десяток лет. Поэтому вопрос завершения строительства дороги был отработан нами совместно с руководством Республики Коми на федеральном уровне. Достигнуты определенные договоренности о софинансировании проекта из федерального бюджета. Остается надеяться, что новые экономические реалии не отодвинут его реализацию на неопределенный срок. Как бы там ни было, но и развитие авиации в Арктике — это основа из основ ее эффективного освоения. Наш Нарьян-Марский объединенный авиаотряд осуществляет не только внутрирегиональные авиаперевозки населения, но и является надежным партнером недропользователей. Это нефтяные компании «Русвьтпетро», «Роснефть», «Башнефть — Полюс», «Полярное сияние», «Башнефтьгеофизика», БКЕ «Евразия» и другие. Основные подрядчики предприятия — группы копаний «Башнефть» и «ЛУКОЙЛ». Объемы серьезные: это и доставка вахт на объекты нефтепромыслов, и обеспечение производств необходимыми грузами, а также эвакуация людей в экстренных случаях с месторождений. Без преувеличения, наши пилоты в условиях работы на Крайнем Севере — вне конкуренции. Не один год требуется летчику, чтобы профессионально овладеть навыками пилотирования в условиях отсутствия ориентиров, частых изменений метеоусловий, низких температур, продолжительности полярного дня и ночи. Но мы также понимаем, что конкурировать на рынке авиационных услуг без обновления авиационного парка крайне сложно. Есть и определенные требования для работы на шельфе. А модернизация авиационного парка — это огромные капитальные вложения. К примеру, стоимость вертолета МИ-8МТВ оценивалась в прошлом году в 500 миллионов рублей. Окупаемость затрат 34 года. Региональным бюджетам с такой финансовой нагрузкой в одиночку не справиться. Здесь необходим комплексный подход к решению задачи на федеральном уровне.
- Все, что касается развития арктических территорий, требует большой концептуальной работы и немалых финансовых ассигнований. Это как раз тот случай, когда субъектам Арктической зоны требуется серьезное внимание со стороны государства.
- Региональные задачи должны быть увязаны в единую комплексную систему на уровне Российской Федерации. Государство должно расставлять приоритеты для арктических регионов, ставить задачи для реализации инфраструктурных проектов на наших территориях на уровне государственного планирования. Арктика для России является не только макрорегионом, который обладает богатейшими запасами природных ресурсов, это, прежде всего, зона геополитических интересов государства, а не отдельно взятых субъектов Российской Федерации.