Улучшаем качество законопроектов

Северо-Запад

В четверг в Мурманске прошло заседание Парламентской ассоциации Северо-Запада. Она объединяет спикеров региона. Центральный вопрос - взаимодействие региональных парламентов с Федеральным Собранием.

В прошлом году экономический комитет Калининградской областной думы разработал поправки в Уголовный кодекс. Они предусматривают ужесточение наказания за незаконную добычу янтаря - вплоть до шести лет лишения свободы. 5 октября инициатива региона была внесена в Госдуму. Представлять её в первом чтении делегировали члена Совета Федерации от облдумы Николая Власенко.

Правительство РФ и Верховный суд отрицательно отозвались о законопроекте. Профильный комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству 22 января рекомендовал Госдуме отклонить его.

- Хотелось бы отметить, что действующее законодательство уже содержит санкции за подобные преступления, - напомнил член комитета Рафаэль Марданшин. - Авторами законопроекта не представлено никаких данных, подтверждающих необходимость перехода от административных мер воздействия к уголовно-правовым.

Пояснительная записка, приложенная к законопроекту калининградскими депутатами, и в самом деле состоит из 24 строк. Гораздо подробнее выступил депутат от южных регионов Александр Кропачев. Он рассказал, что бюджет дотационной области получает с янтаря 200 миллионов рублей в год, в то время как мировой рынок этого камня оценивается в 1,2 миллиарда евро. При этом 90 процентов залежей находится в Калининградской области, то есть недостача из-за незаконной добычи - миллиарды рублей в год.

- Очень жаль, что нет здесь представителя Калининградской областной думы, - посетовал он. - Хотелось бы глубже понять суть проблемы, потому что в пояснительной записке она очень слабо отражена.

Рафаэль Марданшин сообщил, что приглашение в регион на пленарное заседание Госдумы было отправлено. Облдума ответила на него просьбой рассмотреть законопроект без представителя региона.

- На что можно рассчитывать при таком отношении? - недоумевает Рафаэль Марданшин. - Да, участие представителя вряд ли переломило бы эту ситуацию. Но она так складывалась сначала. Законопроект надо не просто отправить, а «приделать ему ноги». Региональные депутаты могут и на слушания в комитет приехать, и использовать возможности «своих» депутатов Госдумы. Да, наша бюрократическая система так устроена, она несовершенна и иногда громоздка при обсуждении региональных инициатив. Надо это понять, как понять и то, что в регионе видят свою проблему, а как она касается других - не всегда.

мнения

Сергей Бебенин

председатель Законодательного собрания Ленинградской области:

«Парламентская ассоциация Северо-Запада была одним из инициаторов создания в структуре Совета законодателей механизма по прохождению инициатив субъектов на федеральный уровень. Механизм, предложенный сегодня для рассмотрения региональных инициатив, и порядок их прохождения через Совет законодателей в Госдуму как раз и предусматривают более качественную подготовку документов, с предварительной правовой и аналитической проработкой инициативы. Уверен, что теперь предложения из регионов будут изучаться более тщательно без формальных отказов, ведь до сих пор очень многие отрицательные отзывы были получены исключительно по формальным признакам (документ не соответствует отдельным законодательным актам, не проработан финансовый механизм и так далее). Всё это даёт возможность подключить к совместной работе аналитиков Правительства РФ, Госдумы и Совета Федерации, правовые управления, постоянные комиссии и комитеты. Таким образом, законодательная инициатива будет готова для включения в план работы Государственной думы».

Георгий Шевцов

председатель Законодательного собрания Вологодской области:

«Одной из серьёзнейших проблем законодательного процесса в стране является то, что лишь мизерная часть инициатив регионов становится законами. Основная причина — отрицательные отзывы Правительства. Озабоченность этим высказал премьер-министр, сказавший, что это «не очень правильно, потому что большинство вопросов как раз решается в регионах». Несправедливым такую ситуацию считает и президент: «Нам нужно, чтобы каждый уровень власти был самодостаточным и способным решать те задачи, которые перед ним ставятся». А сделать это без возможности «продвигать» свои актуальные законопроекты региональным властям очень сложно. Если действовать разрозненно, как и раньше, положительного результата будет добиться практически невозможно. Надеюсь, что созданный при Совете Федерации Совет законодателей сможет стать весомой политической силой и реальным инструментом продвижения инициатив с мест».

Рафаэль Марданшин

депутат Государственной думы:

«Депутаты Госдумы, когда вносят свой законопроект, не делают этого без предварительных консультаций. И в профильный комитет ходят, и с его аппаратом консультируются. Там что-то замечают, подсказывают. И когда инициа­тива приходит в комитет уже внесённой, то и отношение к ней соответствующее. По большинству законопроектов, в том числе «янтарному», регионы могут заранее предположить, в какой комитет он попадёт. И там ещё до внесения узнать, какие возражения он может встретить и как их упредить. Мы, в свою очередь, сложили бы картину происходящего полнее, чем она складывается из текста законопроекта и пояснительной записки. Сообщить, в конце концов, не внесён ли уже аналогичный».

Николай Власенко

член Совета Федерации:

«Страна у нас многонациональная и даже многотерриториальная. Поэтому ничего страшного, что большинство региональных инициатив отклоняется. Вот если бы наоборот - это была бы катастрофа. А те законопроекты, что проходят, - лучшие. С калининградским законопроектом ничего страшного не произошло. Проблема обозначена, федеральный Центр в курсе. Мы же договорились декриминализировать экономические статьи. Я об этом коллег в регионе известил, они согласились. А в феврале — марте Госдума планирует рассмотреть правительственный законопроект о повышении штрафов за незаконную добычу янтаря. Будем экономическими методами воздействовать».

призыв

Вячеслав Макаров

председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

«Законодательные органы субъектов Федерации активно пользуются предоставленным им правом по корректировке федерального законодательства. Это совершенно справедливо. Ведь именно на местах, «на земле», иногда, казалось бы, разумный и нужный федеральный закон начинает «буксовать», выявляются шероховатости и спорные моменты.

Я предлагаю моим коллегам вместе подумать над оптимизацией законотворческого процесса в регионах. Я говорю о существующем праве внесения консолидированных законодательных инициатив и рассмотрения таких инициатив в Государственной думе в приоритетном порядке. Считаю возможным установить количественный порог, с которого региональная законодательная инициатива будет считаться консолидированной и иметь повышенный приоритет. Эту идею поддерживает и председатель Правительства России Дмитрий Медведев. Например, такая инициатива может быть внесена совместно не менее чем десятью законодательными собраниями. А благодаря активной работе нашей Парламентской ассоциации любая консолидированная законодательная инициатива будет общей позицией парламентариев всего Северо-Запада России».

Просмотров 703