Закон эффективен, когда соответствует среде
25-26 сентября в Санкт-Петербурге пройдет V Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», традиционно проводимый под эгидой Совета Федерации.

Накануне открытия форума вице-спикер палаты Юрий Воробьев встретился с журналистами и ответил на их вопросы
РФС: За годы своего проведения Конгресс стал не просто традиционным мероприятием, а превратился в рабочую площадку, на которой представители государственной власти, общественных организаций открыто обсуждают существующие проблемы, находят пути их решения. Какие решения удалось реализовать по итогам прошлых форумов?
Юрий Воробьев: Рекомендации и положения итоговых документов предыдущих конгрессов были успешно реализованы не только в России, но и в других государствах Содружества. Участники первого Международного конгресса сочли целесообразным поощрять развитие международных парламентских и профессиональных контактов, проведение международных форумов и иных мероприятий, направленных на решение проблемы безопасности дорожного движения. С учетом того, что Конгресс стал хорошей площадкой для проработки общих подходов к проблемам безопасности дорожного движения на пространстве СНГ, было принято решение о его регулярном проведении.
Учитывая особую важность проблемы безопасности дорожного движения, участники Конгресса согласились с необходимостью совершенствования национальных законодательств в данной сфере и приведением их в соответствие с международными стандартами.
В Итоговой декларации первого Конгресса поддержана инициатива о проведении в 2009 году в России под эгидой ООН Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения. Окончательное решение о проведении конференции в Москве принималось на заседании 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Главным итогом состоявшейся конференции стало принятие Московской декларации.
Этот документ ознаменовал собой начало новой эпохи согласованных усилий в борьбе за безопасность дорожного движения при активном участии правительств всех стран мира. Следующим этапом стало принятие в 2010 году резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которая провозгласила период с 2011 по 2020 год «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Всем странам было рекомендовано подготовить национальные планы мероприятий на ближайшие 10 лет.
В ходе второго Международного конгресса всем странам СНГ рекомендовалось присоединиться к Конвенции о взаимном признании и исполнении решений об административных правонарушениях правил дорожного движения. Россия эту Конвенцию ратифицировала в 2008 году.
В Итоговой декларации третьего Международного конгресса поддержана резолюция 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире» от 2 марта 2010 года и высоко оценена роль России в организации и проведении Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения.
Важным итогом проведения конгрессов стало еще и то, что с 1 января 2010 года на пространстве СНГ действует Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Исходя из того, что автомобильные дороги — важнейший элемент экономической интеграции, в ходе работы третьего Конгресса было предложено унифицировать дорожную политику, дорожные стандарты, организацию движения на пограничных переходах, правовые вопросы трансграничного движения.
В национальных законодательствах нашли отражение рекомендации четвертого Конгресса 2012 года. Это и введение новых категорий и подкатегорий управления транспортными средствами, и разработка новых программ обучения водителей. В ряде стран были существенно ужесточены меры ответственности за правонарушения на дорогах.
В целом, выполняя рекомендации международных конгрессов, Россия значительно усовершенствовала свое законодательство в сфере дорожного движения: ужесточены наказания за нарушения правил дорожного движения; определен правовой механизм фотовидеофиксации правонарушений на дорогах. Важным законодательным нововведением в России явилось возвращение к «сухому закону» для водителей.
РФС: Тема конгресса на этот раз — «Молодежь и безопасность дорожного движения». Одна из проблем сегодняшней России — молодежный травматизм на дорогах. Почему наши дороги стали опасной зоной для российской молодежи?
Юрий Воробьев: Я бы не стал говорить о том, что проблема молодежного травматизма на дорогах является актуальной только для России. По данным Всемирной организации здравоохранения, дорожно-транспортный травматизм находится на восьмом месте в списке ведущих причин смертности в мире и является главной причиной смертности среди молодежи в возрасте 15-29 лет. По сегодняшним прогнозам без принятия неотложных мер дорожно-транспортные происшествия станут пятой ведущей причиной смертности уже к 2030 году.
В основе проблемы молодежного травматизма на дорогах лежат те же причины, что и в основе проблемы дорожного травматизма в целом. Это недостатки в системе воспитания и образования молодых участников дорожного движения; несоответствие системы подготовки водителей транспортных средств новым условиям дорожной среды; несоблюдение участниками дорожного движения, водителями и пешеходами установленных правил дорожного движения; неудовлетворительное состояние дорог.
РФС: Что нужно делать в первую очередь, чтобы эти проблемы решить? Нужны ли изменения в законодательстве или необходимо сосредоточиться на строгом исполнении тех нормативно-правовых актов, которые уже приняты?
Юрий Воробьев: Мы исходим из того, что обеспечение безопасности дорожного движения — задача комплексная. Она не ограничивается разовыми мерами, направленными на анализ причин дорожно-транспортных происшествий и их профилактику. Ее выполнение требует взаимосвязанных, системных действий государства, деловых кругов, общественных организаций, научно-исследовательских, образовательных и медицинских учреждений, средств массовой информации.
Вместе с тем, нужно понимать, что система законодательного регулирования тогда эффективна, когда она не просто неукоснительно исполняется, но и соответствует среде. Поэтому, строго соблюдая закон, необходимо проводить постоянный мониторинг ситуации на наших дорогах, выявлять новые, неблагоприятные тенденции ее развития и соответствующим образом законодательно реагировать на них.
РФС: Как вы относитесь к гражданской активности молодежи — в частности, к работе таких организаций, как «СТОП ХАМ!»? Ожидаете ли вы, что на Конгрессе конкретные предложения прозвучат от молодежи, а не только от общественников или представителей власти?
Юрий Воробьев: К гражданской активности молодежи я отношусь положительно. Важно, чтобы эта активность находилась только в рамках закона. Мы ожидаем, что значительное количество предложений и гражданских инициатив на Конгрессе прозвучит именно от молодежи.
РФС: Есть ли своя специфика у Фору-ма-2014? На какие «круглые столы» и мероприятия вы обратили бы особое внимание участников и гостей форума?
Юрий Воробьев: Пятый международный конгресс отличает то, что проходит он одновременно на двух рабочих площадках. Уже в первый день в двух павильонах специализированного выставочного комплекса «Ленэкспо» начнет работу выставка технических средств обеспечения безопасности дорожного движения. Среди ее участников 79 организаций, которые разместятся на 86 выставочных стендах. Сама выставка будет состоять более чем из 10 разделов, таких, как транспортное планирование и проектирование, системы управления дорожным движением, технические средства организации дорожного движения и другие. На открытых площадках пройдет целый ряд динамичных, информационно насыщенных мероприятий, представляющих интерес как для специалистов, так и для обычных зрителей, в том числе детей и молодежи.
В этот же день запланированы заседания четырех тематических «круглых столов» по наиболее актуальным аспектам обозначенной темы Конгресса, модераторами которых выступят члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций.
На второй день в Таврическом дворце состоится торжественное открытие и пленарное заседание Конгресса, где с докладом выступит Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
РФС: Каковы ваши главные ожидания от форума?
Юрий Воробьев: Конгресс уже давно стал не просто международным форумом. За годы своего проведения он превратился в место, в котором встречаются самые разные люди и обсуждают самый широкий ряд вопросов. Конгресс знают и специалисты, и простые участники дорожного движения. Его ждут. Это — очень дорогое качество, которым не обладают многие известные международные форумы. Надеюсь, что наш Конгресс таковым и останется.