Зачем нужен новый закон о спорте
Документ должен урегулировать множество актуальных вопросов — от развития массового и профессионального спорта до защиты прав спортсменов и тренеров
С момента принятия базового закона о спорте прошло почти 13 лет, и за это время в него внесено более полусотни поправок. Сегодня, заявил глава Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Михаил Дегтярев в интервью «Парламентской газете», необходимо принять новый отраслевой закон, в котором должны быть отрегулированы вопросы не только развития физкультуры и спорта, но и государственно-частного партнёрства, стимулирования малого и среднего бизнеса в этой области.
- Михаил Владимирович, зачем нужен новый закон о физкультуре и спорте?
- С тех пор как в 2007 году был принят Закон «О физической культуре и спорте», появилось множество новых вызовов как на национальном, так и на международном уровне. Точечными поправками многие проблемы устранены. Но сейчас этот закон представляет собой «лоскутное одеяло». Время не стоит на месте, область применения документа значительно расширилась, например, в поле зрения государства попала фитнес-индустрия… Поэтому и необходим новый федеральный закон, разрешающий все актуальные нюансы.
- И какие в первую очередь?
- Например, одной из наших главных стратегических задач является увеличение доли систематически занимающихся физкультурой и спортом граждан до 55% к 2024 году. Новый закон должен помочь в решении этого вопроса, чтобы в перспективе выйти и на более высокие показатели.
Для этого необходима масштабная работа, в частности, по обеспечению граждан спортивной инфраструктурой, объекты которой должны быть в шаговой доступности. Особенно это важно в сельских территориях. Также надо создавать максимально благоприятные условия для государственно‑частного партнёрства в сфере спорта, задействовав потенциал предпринимательской инициативы и установив дополнительные льготы для малого и среднего бизнеса.
При этом нужно проанализировать систему нормативного регулирования в проведении крупных спортивных мероприятий, турниров и связанной с ними бизнес‑индустрии. Это касается, в том числе, рекламы, ставок на спорт. Считаю, что в законе обязательно должны быть установлены требования и по обеспечению безопасности таких соревнований, и по регулированию поведения зрителей.
Ещё одна тема — совершенствование системы защиты трудовых прав тренеров и спортсменов, социального обеспечения начинающих тренеров, подготовки кадров и возвращение профессионального стандарта «тренер ‑ преподаватель». Ведь спортподготовка должна осуществляться на всех уровнях: в детских садах, школах, вузах, клубах.
- Нужно ли законодательно регулировать корпоративный спорт?
- Эта сфера динамично развивается, и законодатели должны оперативно реагировать на все изменения. Большая работа в этом направлении ведётся рабочей группой по совершенствованию законодательства Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физкультуры и спорта, которую я возглавляю. Уже подготовлен ряд законопроектов. Один из них призван усовершенствовать правовое регулирование статуса общероссийских физкультурно-спортивных обществ, их прав и обязанностей. Другой закрепляет такие понятия, как «любительский спорт», «корпоративный спорт», «школьная спортивная лига».
Корпоративный спорт — это один из самых эффективных инструментов сплочения коллектива, мотивации для развития сотрудников. Поддержание хорошей физической формы не только важно для здоровья человека, но и для его профессиональной деятельности.
Законодательное закрепление основных правовых норм и понятий поможет расширить развитие массового и любительского спорта в стране, сделав его более популярным.
- Пандемия серьёзно повлияла на спортивную индустрию. Нужна ли ещё господдержка спортивным организациям, фитнес-центрам, организаторам мероприятий?
- Спорт вошёл в перечень отраслей, которые в большей степени пострадали от коронавируса - были перенесены и отменены десятки спортивных мероприятий, закрыты фитнес-центры, все учебно-тренировочные базы, спортивные школы, вузы, училища олимпийского резерва.
Государство уже оказывает поддержку субъектам физической культуры и спорта, например, помощь получат 59 организаций, в том числе крупные сети фитнес-центров, а также 87 социальных НКО, реализующих проекты в сфере спорта, в том числе 55 - общероссийские спортивные федерации.
Что касается, коммерческих проектов, то они могут рассчитывать на те льготы, которыми пользуются другие участники рынка. Речь о налоговых и кредитных каникулах и других ранее принятых правительством мерах.