Юрий Рубинский: Теперь Макрон будет качественно иным президентом

Руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН поделился своими оценками итогов парламентских выборов во Франции

Юрий Рубинский: Теперь Макрон будет качественно иным президентом Фото: Алёна Смыслова / profiok.com

По итогам второго тура парламентских выборов во Франции партия новоизбранного президента Эманнюэля Макрона «Вперед, республика» одержала убедительную победу и займет в нижней палате большинство мест. Руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН в интервью «Парламенсткой газете» поделился своими оценками итогов парламентских выборов во Франции.

- Юрий Ильич, как вы оцениваете результаты второго тура выборов в Национальную ассамблею?

- Прежде всего это очевидная победа Эммануэля Макрона. По итогам голосования кандидаты непосредственно от его партии получают 308 мест. К этому надо добавить результаты союзной центристской партии «Демократическое движение», возглавляемой министром юстиции Франсуа Байру, которая завоевала ещё более 40 голосов. Поэтому в общем целом около 350 мест из 577 пропрезидентские силы в Национальном собрании будут иметь.

С учётом этого результата Эммануэль Макрон может чувствовать себя хозяином положения, и на 5 лет вперёд у него есть прочная парламентская поддержка для его правительства и той программы реформ, которую он собирается реализовывать. Кроме этого, сформированы предпосылки для укрепления вертикали власти во Франции.

- Какие первоочередные задачи Макрону предстоит решать?

- Главные проблемы для него лежат в плоскости внутренней политики. В этом плане, во-первых, Макрон заявлял о намерении побороться за морализацию политической жизни, что подразумевает войну с коррупцией, введение запрета на совмещение выборных должностей с занятием адвокатской практикой и консалтинговой деятельностью, сокращение до трёх сроков нахождения на любых выборных должностях и другие популярные в народе меры.

Во-вторых, от Макрона избиратели ждут конкретных шагов по борьбе с терроризмом и решения миграционной проблемы. Для повышения эффективности работы в этой сфере глава Елисейского дворца уже объединил под личным контролем спецслужбы страны и, очевидно, намерен двигаться дальше.

Понятно — оба этих магистральных направления будут встречены публикой на ура.

Но есть ещё один, не менее значимый блок реформ — в социально-экономической сфере. Они-то как раз могут вызвать неоднозначную реакцию общественности.

В частности, речь идёт о радикальном пересмотре трудового законодательства. А именно — изменении порядка увольнения сотрудников. Сейчас трудящиеся в этом плане достаточно серьёзно защищены, что категорически не устраивает бизнес. Задача, которую предстоит решать, весьма сложная, противоречивая. Можно прогнозировать, что когда после периода отпусков соберётся французский парламент, то он выдаст Макрону соответствующий мандат на проведение этих непростых реформ через президентские указы. А вот уже осенью станет понятна реакция на эти реформы.

- Для осуществления таких неоднозначных шагов желательно иметь сильную команду. Она у Макрона есть?

- Это ещё одна проблема. Президенту Франции необходимо превратить созданное всего год назад предвыборное движение в реальную партию. Вопрос — как это сделать, учитывая, что половина из его депутатов никогда и никуда не избирались, то есть эти люди — вообще не политики, они представители гражданского общества, многих из которых набирали в прямом смысле слова по Интернету.

Теперь большинство из них предстоит выводить на совершенно новый качественный уровень, обучать. Параллельно с этим придётся создавать необходимые для полноценного функционирования структуры, причём не только центральные, но и региональные.

С учётом всех этих моментов, Макрон, на мой взгляд, сосредоточится на том, чтобы придать создаваемому коллективу монолитность, сплочённость. Он однозначно против имевшей место в прошлом ситуации, когда министры спорили друг с другом, а порой дело доходило до «слива» в прессу содержаний дискуссий на правительственных совещаниях.

Дисциплина, солидарность, единство, ответственность — вот, безусловно, основные установки для будущей команды Макрона.

- А какие задачи стоят перед президентом Франции в области внешней политики?

- Хочу отметить, что, несмотря на отсутствие опыта в этой сфере, внешней политикой Макрон занялся весьма активно.

За достаточно короткий срок с момента своего избрания он уже успел войти в узкий круг мировой элиты — поучаствовал в саммите НАТО в Брюсселе и в сессии «семёрки» на Сицилии. Лично познакомился с Дональдом Трампом, достойно выдержав, кстати, его фирменную проверку рукопожатием.

Он также встретился с премьером Великобритании Терезой Мэй, с которой ещё только предстоят крайне сложные переговоры по поводу Брексита, развил контакт со своим, наверное, самым близким партнёром — Ангелой Меркель.

Кроме этого, хозяин Елисейского дворца провёл встречу с Владимиром Путиным, которого демонстративно пригласил в Париж по случаю 300-летия установления дипломатических отношений между Россией и Францией.

- Как, на ваш взгляд, прошло это знакомство?

- Я думаю, оно показало наличие перспектив у российско-французских отношений.

Об этом свидетельствует, в частности, то, что после благоприятных для него парламентских выборов Макрон может ответственно принимать решения, ни на кого при этом не оглядываясь. В отличие, допустим, от своего заокеанского коллеги Дональда Трампа.

К тому же Макрон сразу дал понять, что он придерживается прагматичных подходов и не склонен отягощать межгосударственные отношения идеологическим грузом. Хозяин Елисейского дворца чётко обозначил, что у него свои устоявшиеся ценности и приоритеты, однако навязывать их другим он не собирается. Лидер Франции понимает: обсуждать без России такие сложные международные проблемы, как Сирия, борьба с терроризмом или Украина, просто невозможно.

Очевиден курс Макрона на то, чтобы прежде всего стать хозяином положения.

Всё это позволяет увидеть в Макроне надёжного партнёра, а это в современных условиях — важнейший плюс.

- Юрий Ильич, какова, на ваш взгляд, вероятность успешной реализации Макроном задуманного как во внешней, так и внутренней политике?

- От каких-то неожиданностей Макрон во многом защищён большинством, которое он получил в парламенте. Тут важно и то, что в его партии почти половина членов лично обязаны своим успехом президенту, поэтому их лояльность и, как следствие, сплочённость рядов также практически гарантированы.

Но и непарламентским силам Макрон дал понять, что он не намерен отступать под возможным давлением с их стороны. То есть ситуация 1995 года, когда правительство вынуждено было пойти на попятную перед лицом массовых протестов и масштабных забастовок, при нынешнем главе государства не повторится.

Таким образом, очевиден курс Макрона на то, чтобы прежде всего стать хозяином положения. Да, возможно, не все проблемы получится решить, но при поиске ответов на ключевые вопросы глава Франции, в отличие от своего предшественника, лавировать до бесконечности не намерен.



Автор: Иван Антонов

Просмотров 905

19.06.2017

Популярно в соцсетях