Взят курс на активное взаимодействие двух палат Федерального Собрания
Первый заместитель председателя Государственной Думы Иван Мельников
Иван Мельников: «Регулярно возвращаюсь с Большой Дмитровки на Охотный Ряд с действительно полезными предложениями...»
Накануне Дня российского парламентаризма — особенно актуальной представляется тема работы обеих палат Федерального Собрания в современных условиях. Как организовано взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации? Как складываются контакты с Правительством? В какой степени изменения в регламенте деятельности палат сказались на законотворчестве? Вот что рассказал нам об этом первый заместитель председателя Государственной Думы Иван Мельников.
- Иван Иванович, по распределению обязанностей между заместителями председателя Государственной Думы вы курируете организацию взаимодействия палат Федерального Собрания, представляете Госдуму на заседаниях Совета палаты Совета Федерации. В контексте Дня российского парламентаризма актуален вопрос: как налажено и происходит взаимодействие двух палат?
- Несмотря на то, что в руководстве Государственной Думы я работаю уже не первый созыв, функция организации такого взаимодействия для меня новая, была закреплена за мной только в текущем созыве. Признаюсь, когда осенью узнал, что это направление поручается мне, то не предполагал столь насыщенного содержания работы, которое открылось впоследствии. Казалось, будет традиционная более или менее формальная дипломатия, своего рода обмен «наблюдателями» между Советом Госдумы и Советом палаты.
Однако седьмой созыв ознаменовался новым трендом, когда председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин сразу взял курс на более серьезное взаимодействие двух палат, можно даже сказать, на некий «перезапуск» взаимоотношений. А председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко не просто поддержала, а показала реальную заинтересованность в такой более плотной согласованной работе.
Все сложилось, и уже с первого участия в заседании Совета палаты стало понятно, какой это обширный фронт деятельности. Регулярно возвращаюсь с Большой Дмитровки на Охотный Ряд с действительно полезными предложениями, обращениями, замечаниями Совета Федерации для учета в работе Государственной Думы, разных наших структур.
А самое важное: есть конкретные законодательные шаги, закрепляющие взаимоотношения палат на новом этапе. Так, в декабре 2016 года Государственная Дума приняла Постановление о внесении изменений в Регламент, в соответствии с которым законопроекты Совета Федерации рассматриваются депутатами в приоритетном порядке. Эти изменения уже внесены. И это впервые в современной истории. Ранее приоритетный статус имели только президентские и правительственные инициативы.
- С одной стороны, Совет Федерации и Государственная Дума две части целого — парламента России, а с другой — два крупных органа власти, со своим руководством, своими специфическими задачами, углом зрения. Как удается достигать согласия и на чем это основывается?
- Во-первых, есть понимание, что только вместе, складывая усилия, можно сделать законодательный процесс более продуктивным.
Во-вторых, после возвращения смешанной системы выборов и избрания депутатов Государственной Думы от 225 округов появились общие задачи, «территориально связанные» с членами Совета Федерации, представляющими те или иные субъекты России. В-третьих, обе палаты сегодня стремятся повысить влияние и статус Федерального Собрания внутри государственной системы координат. Это нужно делать через парламентский контроль, эта функция требует укрепления, ее потенциал долго не был раскрыт.
- Речь о контроле над деятельностью Правительства? Как вообще налажена работа с исполнительной властью с точки зрения законодательного процесса, какие есть подводные камни, как удается их преодолевать?
- Конечно, прежде всего, речь о Правительстве. К слову, совсем недавно было принято решение об организации постоянного контроля за выполнением постановлений Государственной Думы по итогам «правительственных часов».
Тут нет какого-то такого «противостояния», да и кабинет министров по ряду вопросов уже показал готовность к более равноправному взаимодействию, чем раньше. К примеру, Государственная Дума была услышана по вопросу об уровне представительства докладчиков от Правительства на пленарных заседаниях. Повысился и уровень представительства министерств в работе думских комитетов. Это важно, так как опыт показывает, что присутствие статс- секретарей на заседаниях комитетов Госдумы, при рассмотрении законопроектов и в первом, и во втором чтениях, исключает возможность двойственного толкования, интерпретации концепций законопроектов.
Однако есть и принципиальные моменты: те самые подводные камни, о которых вы сказали. Так, еще в конце прошлого года в соответствии с Законом «О парламентском контроле» Правительством в Госдуму была направлена ежеквартальная информация о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, которые предусмотрены федеральными законами.
В этом документе были перечислены нормативные акты, предусмотренные законами в 2013, 2014, 2015 и 2016 годах. И мы увидели, что около 1300 (!) подзаконных актов на тот момент не были приняты. Большая их часть — за Правительством и федеральными органами исполнительной власти. Очевидно же, что в отсутствие указанных актов нормативное регулирование не может осуществляться в должной мере. Вопрос ребром поставил и председатель Государственной Думы, тема остро звучала на ежегодном совещании председателя Совета Федерации со статс-секретарями.
Общими усилиями стимулируем Правительство исправить ситуацию и не допускать в дальнейшем. Уже решен вопрос о том, что информация о подзаконных актах должна поступать в Государственную Думу заранее: к рассмотрению законопроектов в третьем чтении.
- Как произошедшие в последнее время изменения в регламенте работы палат влияют на законотворческий процесс, взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации и контакты с Правительством?
- Пока рано говорить о результатах, поправки только-только приняты. Но направление движения мы строили на трех принципах: без ущемления прав субъектов законодательной инициативы, на основе консенсуса и во благо повышения оперативности и ответственности в законодательном процессе.
Мы ускорили возврат законопроектов авторам, если они не соответствуют Конституции и Регламенту Государственной Думы. Новации должны устранить и практику «зависания» законопроектов, после рассмотрения которых ответственным комитетом автор давал согласие на внесение изменений, но мог надолго затягивать с их внесением. Укрепили право авторства депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, которые непосредственно занимались разработкой инициативы, ограничив сроки присоединения к законопроектам в качестве соавторов.
Помимо регламентных норм, уже началась ревизия законопроектов фракциями и комитетами Госдумы, региональными законодательными собраниями и исполнительными органами власти на предмет сокращения портфеля Государственной Думы, освобождения от законопроектов, утративших актуальность. С помощью статистики мы выявили прямую закономерность: чем больше срок давности законопроекта, тем ниже шанс, что он будет принят.
Одновременно при подготовке инициатив депутатам рекомендовано сначала пропускать их через фракции, а региональным парламентам через Совет законодателей, его комиссии. Тогда законопроекты депутатов будут сильнее отражать позицию их партий. А инициативы субъектов будут более подготовлены юридически, станут точнее и типичнее сформулированы для всей страны. Все это должно поспособствовать повышению качества законотворчества, уменьшить объем формальной, технической работы по анализу юридически бесперспективных инициатив. Сыграет и на укрепление авторитета парламента и представленных в нем партий. Сейчас ведь часто как бывает: какой-либо депутат внесет «хлесткую» инициативу, СМИ ее подают как почти решенное дело: «Госдума планирует», «в Госдуме хотят», а потом оказывается, что и родная депутату фракция этого не поддерживает, да и вообще все пустое с правовой точки зрения. А в общественном мнении на весь парламент, на каждую фракцию, каждого депутата отбрасывается тень.
- Что бы вы пожелали коллегам ко Дню парламентаризма?
- Вы знаете, сейчас действительно делается много правильного в плане укрепления дисциплины и организационной составляющей, повышения эффективности и качества работы. Но как представитель оппозиционной партии и фракции КПРФ не могу не сказать: парламентаризм должен быть нацелен на результат, который заключается в точном отражении в законодательной работе настроений общества. В этом смысле — и это ни для кого не секрет, — пока что ключевые социально-экономические и бюджетные решения воспринимаются в обществе негативно. Поэтому всем хочу пожелать работы на реализацию ожиданий народа, оправдания надежд, возложенных на каждого из нас.
Беседовал Николай Катин