Владимир Путин подвёл итоговую черту под экспериментом по дистанционному обучению

Уникальный эксперимент по дистанционному обучению, прошедший на фоне пандемии, окончен. Президент России Владимир Путин на пресс-конференции подвёл черту, прекратив дальнейшие споры по этому поводу: дистанционное обучение остаётся в качестве вспомогательного, и ни в какой мере не может пока заменить собой очное образование. «Такой формат не заменит никогда прямого, личного контакта между студентом и преподавателем. Во всяком случае, этого очень долго не произойдёт», — отметил президент.

Комитет Госдумы по науке и образованию вёл постоянный мониторинг ситуации с дистанционным образованием.

Пандемия поставила жёсткие условия эксперимента. Врачи определили рамки для школ и вузов, в которые были поставлены ученики и их родители. Сразу дали о себе знать «узкие места», мешающие полноценному учебному процессу.

Прежде всего это качество сетей Интернет, не позволяющих вести полноценные конференции, особенно в отдалённых школах, не обеспеченных необходимым оборудованием и возможностями скоростного Интернета. Безусловно, как заметил президент, этот пробел необходимо восполнить в ближайшее время.

Второй проблемой стали сайты, требующие сложной системы входа-выхода, регистрации и прочие. Зачастую у учеников больше времени тратилось на борьбу с неповоротливыми веб-узлами, чем на сам процесс обучения. Это также станет «домашней работой» для наших разработчиков, которые должны сделать систему простой и доступной.

Третья проблема — неготовность родителей школьников к полной дистанционке. Непривычная система, когда дети остаются дома одни, негативно сказалась на успеваемости. Незрелые ученики, лишённые какого-либо контроля, пользовались ситуацией. Неспособность родителей контролировать детей стала серьёзной проблемой.

Четвёртое, и наиболее серьёзное препятствие для дистанционного образования, — психологические проблемы детей, испытывающих дискомфорт от невозможности общения со сверстниками. И если первые два пункта вполне устранимы, то два последних требуют особых разработок психологов и специалистов в области образования.

Не всегда возможно дистанционное обучение и в высших учебных заведениях. Например, в ряде творческих вузов, таких как театральные и ВГИК, где необходимо очное присутствие для оттачивания актёрского, режиссёрского мастерства, удалённый формат неприемлем.

Впрочем, это вовсе не означает, что эксперимент провалился и от дистанционного образования необходимо отказаться вовсе. Технологии не стоят на месте. И возможность охвата широкой аудитории при помощи дистанционного общения сделало образование более доступным. В этом направлении необходимо развиваться в дальнейшем. Лекции, вспомогательные образовательные услуги, такие как: трансляция концертов, доступность музейных экспозиций, выставочной деятельности, способствующей усвоению материала и проч. Кроме того, сделан большой шаг для образования граждан с ограниченными возможностями. Это направление получило сегодня широчайшее распространение. И в дальнейшем станет той площадкой, которая не просто даст возможность людям с ограниченными возможностями не чувствовать себя обделёнными вниманием общества, но и оптимизировать дистанционное обучение, выявить все возможности, определить технологические и психологические границы такого обучения.

Мы только вступили на путь технологического оснащения системы образования. И двигаться по нему нужно очень осторожно. Главной целью должна стать не модернизация учебного процесса любой ценой, а предоставление дополнительной возможности ученикам и преподавателям к расширению доступности и качества образования в целом!

Ещё материалы: Владимир Кононов

Просмотров 5761

18.12.2020 17:20

Пример