Теракт в «Крокус Сити Холле»

13:42Reuters: В Таджикистане задержали девять человек по делу о теракте в «Крокусе»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

12:38Джабаров назвал теракт в «Крокусе» попыткой столкнуть россиян с мигрантами

Валентина Матвиенко: Парламент России — один из самых успешных на планете

Спикер Совета Федерации рассказала, как за прошедшие десять лет изменился российский парламент

06.04.2022 00:00

Валентина Матвиенко: Парламент России — один из самых успешных на планете
  © пресс-служба Совета Федерации

Насколько важна обратная связь между властью и обществом? Зачем парламенту нужна контрольная функция?  Влияет ли скорость принятия законов на их качество?  В преддверии Дня российского парламентаризма мы обсудили эти темы с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко.

- Десять лет назад в России появился новый праздник — День парламентаризма, он уже прочно вошел в календарь. Зачем нужен профессиональный праздник парламентариев?

- Это праздник не только парламентариев, это праздник общегосударственный, общегражданский. Он призван напомнить об огромной роли российского парламента в жизни страны, да, пожалуй, и каждого человека.

Притом что традиции народного представительства в нашей стране существовали издревле, путь России к парламентаризму был значительно более долгим, трудным, чем у многих других государств. Мы прошли его, так как сознавали, что парламентаризм жизненно необходим для развития страны, свободы и благополучия ее жителей. Потому что без парламентаризма нет верховенства закона, нет реального участия граждан в управлении. А значит, нет и сильного, дееспособного государства, обеспечивающего уверенное движение по пути экономического, социального, культурного прогресса.

Вот почему с самого начала коренных преобразований, начатых три десятилетия назад, одной из главных их целей стало создание реального, а не декоративного парламентаризма. Пусть не сразу, не без шараханий, ошибок, мы такой институт создали. Институт работающий, эффективный.

Мне довелось побывать во многих государствах мира, познакомиться с деятельностью их законодательных органов власти. Со всей ответственностью заявляю: российский парламент ни в чем им не уступает. А по таким ключевым позициям, как открытость, гласность работы, оперативность и в то же время основательность подготовки законов, выполнение контрольных функций, даже превосходит.

Убеждена, российский парламент — один из самых успешных на планете. Это особенно хорошо видно сейчас, когда наша государственность проходит самое суровое в своей тридцатилетней истории испытание на прочность.

- Как за прошедшие десять лет трансформировался российский парламент?

- Я бы сказала, что слово «трансформировался» вряд ли уместно в данном случае. Федеральное Собрание, его палаты в полной мере остаются институтами парламентаризма, как это изначально и было задумано. В то же время изменения, донастройки, притом очень важные, действительно произошли.

Речь прежде всего о поправках в Конституцию Российской Федерации, касающихся непосредственно Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральное Собрание получило дополнительные полномочия, что позволило значительно повысить роль парламента в государственно-политической системе страны.

Особенно значимо в этом плане предоставление Государственной Думе права утверждать кандидатуру председателя Правительства, вносимую президентом, а также заместителей председателя Правительства, ряда федеральных министров.

Что касается Совета Федерации, то теперь руководители федеральных министерств и ведомств в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, по чрезвычайным ситуациям назначаются Президентом России по итогам консультаций с Советом Федерации. Такая же процедура назначения Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов Федерации, глав специализированных прокуратур.

Хочу обратить внимание на то, что эти изменения не носят какой-то исключительно процедурный характер. Они действительно представляют собой шаг вперед по пути демократизации формирования органов публичной власти, укрепления представительной функции парламента, которой, на мой взгляд, у нас порой уделялось недостаточно внимания.

Считаю нашим важным достижением активизацию контрольной функции Совета Федерации. Конституция, законы открывают нам в этом отношении большие возможности, которые мы сейчас используем, если не на сто процентов, то близко к этому.

Мы мониторим экономическую и социальную ситуацию в регионах, в различных отраслях. Обращаем внимание на конкретные вопросы — школы и поликлиники, тарифы, транспортные услуги… Мы изучаем полученную информацию и, когда видим проблемы, решаем их с привлечением федерального руководства. Именно в этом проявляем себя как палата конкретных дел.

Анализируем данные, обобщаем, вырабатываем рекомендации и доводим их до регионов. Помогаем им добиваться результатов.

Вы знаете, что в Совет Федерации приходят представители Правительства, федеральных органов власти, регионов, корпораций. Их выступления — это только видимая часть. Работа сенаторов ведется и до и после, мы контролируем исполнение наших поручений, рекомендаций. И контролируем жестко.

Знаю, что такая строгость, в том числе и с моей стороны, мягко говоря, не всем чиновникам по душе. Но я в принципе не считаю правильным быть «добренькой» в ситуациях, когда нужно предпринимать точные, выверенные, результативные действия, когда требуется предельная собранность и ответственность, в первую очередь руководителей.

Читайте также:

• Межпарламентской Ассамблее СНГ исполняется 30 лет

- А региональная составляющая работы изменилась?

- Да. И причем существенно. Мы много сделали для укрепления связи палаты с субъектами Федерации. Последовательно создавали условия, в том числе правовые, для реализации регионами всех своих возможностей роста. При этом старались не нарушать баланс взаимоотношений уровней власти, основ федерализма. Ведь именно такую цель поставила перед собой наша палата пять лет назад. И тогда президент поддержал нас, подписав в 2017 году указ, в котором при активном участии Совета Федерации были сформулированы основы государственной политики регионального развития нашей страны.

Мы видим, как этот важнейший документ претворяется в жизнь, выстраивается во многом новая модель федеративных отношений. Степень самостоятельности регионов в решении вопросов экономического и социального характера, осуществлении федеральных проектов, программ растет. И это позитивно сказывается на развитии России.

- Последние несколько лет Федеральное Собрание из-за пандемии и антироссийских санкций работает фактически в режиме «скорой помощи». Нормально ли это? Нет ли опасности, что принятые законы окажутся несовершенными, «сырыми»?

- За время пандемии, за время экономических санкций мы не приняли ни одного закона, который был бы, как вы сказали, несовершенным, «сырым». Законодателям помогло то, что у страны имеется серьезный ресурс, созданная база, которая позволяла и позволяет нам работать без паники даже в ситуациях глобальных вызовов.

В свою очередь, от нас и в этих условиях требуется профессионализм, оперативность, ответственность, тесное взаимодействие ветвей власти. Считаю, все мы, участники этой работы, сумели проявить такие качества.

Да, в последние два года счет срочным, экстренным законам шел на многие десятки. Но могу с уверенностью сказать, среди них нет такого, который бы позднее пришлось целиком и полностью переписывать, переделывать. И убеждена, не будет, потому что совместными усилиями Администрации Президента, Правительства, Федерального Собрания нам удалось выстроить надежную систему взаимодействия. Она показала свою высокую эффективность и в противостоянии с пандемией, и сейчас, в условиях объявленной нам Западом войны.

- А если говорить не только о законодательной, законотворческой деятельности. Что вам здесь видится важным?

- Для меня несомненно, что все большее значение имеют шаги по развитию, укреплению обратной связи между властью и обществом. Деятельность парламентариев по-настоящему успешна, результативна лишь тогда, когда в ее основе лежат интересы, чаяния людей, различных социальных групп, бизнеса, регионов. А значит, их надо постоянно изучать, учитывать. И мы это делаем. Но нам нужны, на мой взгляд, еще большая системность, глубина и оперативность. А значит, надо развивать экспертно-аналитическую составляющую работы нашей палаты, а также Совета законодателей Российской Федерации.

Другое важное направление — просветительская работа: разъяснение роли парламента, значения деятельности Совета Федерации и Государственной Думы, региональных законодательных собраний. К сенаторам часто поступают просьбы школьных учителей, общественников — выступить, рассказать о работе, о законотворческом процессе. Люди интересуются, а главное — молодежь. Я вижу в этом определенную степень доверия к власти, желание, стремление реально участвовать в управлении страной. Честно говоря, я спокойна за политическое будущее России.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 47327

Ещё материалы: Валентина Матвиенко