В законодательном процессе все направления приоритетны
28 сентября Совет Федерации первым из палат Федерального Собрания РФ открыл осеннюю сессию. Одним из важнейших направлений в ней будет работа над законом о федеральном бюджете на следующий год.
Какие еще приоритеты выделяют в своей деятельности сенаторы?

Об этом и многом другом размышляет председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас
Вопросы социальной сферы - одни из наиболее чувствительных. Основными проблемами здесь являются излишняя политизированность в сфере ЖКХ и проблема с невыплатой заработных плат. Следовательно, на законодательном уровне должны быть выработаны дополнительные гарантии социальных прав граждан. Работа в данном направлении будет продолжена. Конкретные шаги уже предприняты. В частности, в Государственную Думу мною внесен законопроект об изменении порядка расчета платы за водоотведение.
В рамках законодательного процесса все направления деятельности являются одинаково значимы. Если обращаться к отдельным сферам законотворческой деятельности, то можно сказать, что в текущей сессии сохранится преемственность работы по всем векторам, находящимся в центре внимания на предыдущей весенней сессии.
На наш взгляд, возможно продолжение совершенствования законодательства в сфере регулирования деятельности некоммерческих организаций. Важен также вопрос, затрагивающий антикоррупционную законодательную модель. В том числе по части уточнения круга лиц, в отношении которых распространяются требования, запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о противодействии коррупции.
В центр внимания войдет также тема развития и совершенствования положений процессуального законодательства.
В частности, речь идет о нормах Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК), Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК) и Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК), касающихся закрепления в законодательстве новых средств доказывания, таких как аудио- и видеоматериалы. Аналогичные изменения уже приняты в отношении Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), поэтому соответствующие нововведения необходимо ввести и в другие процессуальные кодексы для унификации положений всего процессуального законодательства.
Продолжится работа и по совершенствованию норм, направленных на повышение открытости судебного разбирательства в уголовном процессе, а также положений, регулирующих вопросы исполнительного производства.
В число ключевых входят вопросы, связанные с противодействием коррупции. Как справедливо подчеркнула председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, мы стремимся выстроить целую взаимосвязанную систему, а не просто набор мер по борьбе с ней.
Важным шагом будет являться разработка законодательных мер в части контроля за расходами бывших госслужащих. В данном вопросе очень значимо взаимодействие с Генеральной прокуратурой. Считаем также, что продолжится работа над реализацией плана по борьбе с коррупцией в госзаказе.
Совет Федерации и наш комитет, в частности, плотно взаимодействуют с различными ведомствами в сфере противодействия коррупции. Идет работа по реализации поручений Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 26 января 2016 года и поручений председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева от 7 марта 2016 года.
Планируются изменения в сфере борьбы с коррупцией при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По имеющейся у нас информации разработаны и проходят обсуждение ряд законопроектов, затрагивающих такие важные моменты, как срок оплаты заказчиком поставленного товара (выполненной работы), право исполнителя заменить обеспечение по контракту, изменение порядка предоставления исполнителем обеспечения по гарантийным обязательствам…
Президент России на встрече с фракцией «Единая Россия» 6 сентября обратил внимание на общественный резонанс, вызванный принятием федеральных законов из так называемого пакета Яровой. И в первую очередь Владимир Путин заметил, что вряд ли у кого-то есть сомнения в том, что мы должны прилагать максимальные усилия для обеспечения безопасности людей. А законы из «пакета Яровой» направлены именно на обеспечение безопасности людей. Поэтому странно слышать высказывания людей, которые воспринимают эти нововведения как никому не нужную и при этом очень затратную повинность.
Мы в Совета Федерации внимательно рассмотрели законы из «пакета Яровой». На пленарном заседании были достаточно серьезные дебаты, зачитывались мнения экспертов. В ходе обсуждения сенаторы пришли к выводу, что предложенные решения являются оптимальными на данный момент. Но, как отметил президент, если будет предложено лучшее решение, мы всегда можем вернуться к этому вопросу, ведь до вступления в силу резонансных поправок есть два года.
Нельзя не затронуть тему демократизации правотворчества. Отмечу, что высоко оцениваю место Общественной палаты в системе институтов гражданского общества. Она в нашей стране, безусловно, играет не только значимую, но и реальную роль. В том числе в силу положений закона об Общественной палате РФ, который предусматривает возможность проведения ею экспертизы проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов в связи с обращением как Госдумы, так и Совета Федерации.
Представители Общественной палаты регулярно присутствуют на заседаниях нашего комитета, приглашаются на различные мероприятия, конференции, «круглые столы» и являются их активными участниками. Все рекомендации, высказанные ими в рамках дискуссий, учитываются.
Несколько слов о прошедших выборах в Государственную Думу. Предпосылкой возвращения к смешанной избирательной системе выборов депутатов Государственной Думы, которую обозначил Президент России в своем Послании Федеральному Собранию в декабре 2012 года, послужила потребность в формировании справедливой, открытой и конкурентоспособной политической системы России. Это ответ на запрос общества на приток новых лидеров в политику, во власть, людей ярких и независимых.
Именно он стимулировал изменения законодательства в части применяемой на выборах избирательной системы. Выбор ее на каждом этапе развития страны имеет свои преимущества и недостатки. На это обращал внимание Конституционный суд в своих решениях. Выбор того или иного варианта регламентации избирательных процедур, касающихся выборов депутатов Госдумы, указывал он, зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности.
В качестве недостатков применения пропорциональной избирательной системы при проведении выборов зачастую называют ограничение возможности участия избирателей в выдвижении кандидатов в депутаты, влияния избирателей на персональный состав палаты парламента, индивидуализации кандидата избирателем, реализации пассивного избирательного права беспартийными гражданами. Это ориентирует законодателя устанавливать такое правовое регулирование, которое надлежащим образом гарантировало бы избирательные права граждан и легитимацию органов публичной власти, формируемых по итогам демократических выборов, не допуская искажения результатов волеизъявления избирателей. Сегодня мы можем сказать, что реализация законодательства, закрепившего использование на выборах смешанной избирательной системы, усилила представительство законодательного органа.