В России предлагают запретить агитматериалы, изготовленные за рубежом

В Совете Федерации выявили десять направлений вмешательства в президентские выборы-2018

В России предлагают запретить агитматериалы, изготовленные за рубежом

Фото: Денис Абрамов/ТАСС

В канун мартовских выборов в России проводились закрытые соцопросы для зарубежных госструктур, более тысячи публикаций в иностранной прессе содержали признаки пропаганды, совершались кибератаки на ресурсы Центризбиркома, а на Украине прямо воспрепятствовали голосованию десятков граждан РФ, находящихся в этой стране. Эти и другие факты приводятся в спепдокладе Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России.

Что было

На пленарном заседании палаты регионов 30 мая был представлен спецдоклад о ключевых направлениях иностранного вмешательства в дела России и о мерах по противодействию этому явлению. В документе утверждается, что Комиссия выявила неопровержимые факты такого противоправного вмешательства. «Кампания началась давно и стала принимать выраженный характер, по крайней мере, с 2011 года. Основным источником и проводником политики вмешательства выступал Вашингтон», — сообщил глава комиссии, зампред Комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов.

Как рассказал сенатор, комиссия выявила десять основных направлений внешнего вмешательства в выборы Президента России в 2018 году. Первое — проведение на территории нашей страны в преддверии голосования закрытых социологических исследований в интересах зарубежных госструктур за счёт иностранного финансирования, в том числе денег Пентагона. Второе — навязывание извне конкретных кандидатов в президенты. Третье — массированная внешняя пропаганда в течение всего периода избирательной кампании, включая «день тишины» и день голосования. Всего в комиссии насчитали порядка одной тысячи публикаций. «Причём пропаганда велась вплоть до инструкций на русском языке для желающих сорвать выборы», — сообщил Андрей Климов.

Среди внешних факторов вмешательства в выборы-2018 — прямое воспрепятствование голосованию десятков тысяч граждан России на Украине, кибератаки из-за рубежа на ресурсы ЦИК РФ, финансирование (в том числе — с использованием «серых схем») российских «гражданских активистов», участвующих в предвыборной агитации и в «контроле за выборами».

Также в такую работу входило оказание консультационных, информационных и других услуг конкретным участникам выборного процесса, публичное непризнание результатов выборов, распространение клеветы как в отношении лично Владимира Путина как главы государства и кандидата «номер один», так и в отношении российской политической системы и выборов, и внешней и внутренней политики России в целом. Цель — создание негативных образов среди избирателей и у внешней аудитории.

120 раз США вмешивались во внутренние дела более шестидесяти государств с момента образования ООН.

Кроме того, зарубежные «партнёры» стимулировали раскол и недовольство внутри российского общества. «По данным Комиссии, менее одного процента инопубликаций на тему президентских выборов 2018 года содержали позитивную оценку выборов, а негатив — более половины», — сообщил Андрей Климов.

Он также сообщил, что задокументированные комиссией по защите госсуверенитета акты вмешательства скоординированы с масштабными антироссийскими информационными кампаниями, введением санкций, а также откровенными провокациями. К последним комиссия Совета Федерации относит «дело Скрипаля», «химические атаки в Сирии» и так далее.

Что делать

Один из однозначных выводов членов Комиссии — изменение российского законодательства и работа органов власти привели к укреплению госсуверенитета и не позволили достичь целей агрессивной антироссийской политики. «Вместе с тем остаётся необходимость формирования общественного иммунитета против внешнего вмешательства», — считает Андрей Климов.

Для усиления защиты электорального суверенитета Комиссия рекомендует уже в этом году запретить назначение тех, кто имеет «двойное гражданство» доверенными лицами кандидатов в Президенты России, депутатов Госдумы РФ и региональных заксобраний. Следующая мера — предусмотреть действенные санкции (вплоть до уголовной ответственности) для негражд, принимающих в любой форме участие в избирательной кампании по выборам любого уровня — в том числе «путём политического, правового и иного консультирования, проведения агитации, социологических опросов и исследований, организации работы самих кандидатов, их предвыборных штабов, доверенных лиц, агитаторов, наблюдателей». То же самое касается и российских граждан, работающих в штате дипломатических представительств иностранных государств на территории России.

По данным Комиссии, менее одного процента инопубликаций на тему президентских выборов 2018 года содержали позитивную оценку выборов, а негатив — более половины.

Одно из нововведений, которые рекомендует Комиссия по защите госсуверенитета, — запретить изготовление печатных и иных материалов агитационного характера за рубежом для использования их на территории Российской Федерации. Также предлагается исключить возможность для наблюдателей сбора «конфиденциальной информации» - методы работы иностранных наблюдателей по получению данных должны носить исключительно открытый, прозрачный характер. Кроме того, предлагается не принимать во внимание данные о «нарушениях» из анонимных источников, выявленных международными наблюдателями.

Вместе с тем сенаторы считают, что необходимо предусмотреть в законодательстве понятие «нежелательная деятельность» по аналогии с уже имеющимся понятием «нежелательные организации». А также законодательно запретить реализацию иностранными государствами и их госорганами в России любых программ — в том числе через финансируемые ими НКО. Исключением могут стать исполнение таких программ совместно с уполномоченными на то российскими госорганами либо по согласованию с ними в рамках соответствующих двух- и многосторонних соглашений и договоров, признанных Россией.

По мнению членов Комиссии, также необходимо вводить особый характер отношений с рядом государств. Это касается стран, которые применяют в отношении России любые санкции, не предусмотренные международным правом, а также государств, с территории которых «систематически происходит очевидное и грубое вмешательство во внутренние дела РФ с участием либо при явном попустительстве со стороны органов власти этих государств». При этом под вмешательством предлагается понимать и антироссийскую пропаганду в СМИ, находящихся под госконтролем в таких странах, либо «имеющих на своей территории технические средства для распространения контента названных СМИ на русском языке и языках народов РФ».

Также Комиссия Совета Федерации призвала незамедлительно подавать иски в международные суды по делам, нарушающим интересы и права граждан РФ, в случае клеветы и распространения информации, порочащих честь, достоинство и деловую репутации, незаконные меры ограничительного характера в отношении российских граждан, предприятий, организаций. Такую работу предлагается осуществлять Минюсту при координации МИД России.

Особое внимание сенаторы предлагают уделить «определению и взысканию материального и морального ущерба с виновных организаций и лиц, независимо от их формы собственности и национальной принадлежности». А также блокировать до суда распространение антироссийских фейков, которые разжигают национальную, религиозную рознь.

Что будет

Комиссия предлагает продолжить мониторинг внешних угроз госсуверенитету и представила план действий до декабря 2018 года. Среди мероприятий — открытые обсуждения с министерствами и ведомствами «финансово-экономических и технологических аспектов защиты государственного суверенитета». Необходимо более детально обсудить, исследовать угрозы в сферах образования, воспитания и культуры (особое внимание — к деструктивному влиянию на детей и студентов), а также рассмотреть риски, связанные с политизацией экологических протестов.

Пропаганда велась вплоть до инструкций на русском языке для желающих сорвать выборы.

Одно из резонансных предложений Комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета — начать мониторинг попыток вмешательства в региональные выборы в единый день голосования 9 сентября 2018 года и особенно на выборах мэра Москвы. А также усилить «мониторинг событий, связанных с использованием в провокационных антироссийских целях проведение чемпионата мира по футболу летом 2018 года».

Стоит отметить , что в подготовке изменений в законодательстве, озвученных в спецдокладе, необходимых подзаконных актов, а также международных инициатив парламентариям и Правительству предлагается взаимодействовать с соответствующими структурами Администрации Президента России.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Автор: Никита Вятчанин

Ещё материалы: Андрей Климов

Просмотров 813

30.05.2018 12:35

Загрузка...