В России хотят создать сервис для жалоб на содержимое соцсетей

В Общественной палате по примеру Китая предлагают учредить орган, куда можно сообщить о непотребщине

В России хотят создать сервис для жалоб на содержимое соцсетей
  © Pexels.com

По аналогии с цифровыми общественными комитетами Китая в России может быть создан совет при Правительстве по контролю сетевого пространства, куда пользователи смогут сообщать о противоправной с их точки зрения информации. Такие предложения «Парламентской газете» высказала член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Екатерина Мизулина.

Активный интернет-гражданин

В России постепенно формируют механизм общественного контроля интернет-контента, считает Екатерина Мизулина. Общественные организации, волонтёры и просто сознательные граждане следят за содержимым различных ресурсов, а встречая неприемлемый на их взгляд контент, отправляют ссылку в уполномоченные ведомства.

Но активистам не хватает практического инструментария, считает общественница. Ведь сегодня реагировать на различные угрозы уполномочены разные ведомства — МВД, Следственный комитет, Роспотребнадзор, Роскомнадзор.

«Если бы в России существовал сервис, реализованный, например, в виде простого и понятного приложения, куда любой человек мог бы направить подозрительную ссылку, а ведомство по профилю её рассмотрело, то работа строилась бы эффективнее», — считает Мизулина.

В Китае, например, создают общественные комитеты прямо на популярных интернет-платформах — они и следят за чистотой их контента. Подобные объединения могли бы появиться и в России, считает Екатерина Мизулина, например в качестве специального совета при Правительстве. И параллельно нужно дальше совершенствовать законодательство.

Сегодня по каждой подозрительной ссылке проводят экспертизу и только после этого принимают решение о её блокировке. Но преступники могут обойти это правило, создавая копии страниц, так называемые зеркала, отметила член Общественной палаты.

Читайте также:

• В Китае чистотой Интернета займутся цифровые «общественные комитеты» • В Китае запретили вести стримы детям до 16 лет

«Законодательство в сфере Интернета постоянно развивается, но и опасности быстро растут, а значит, впереди ещё много работы», — заключила Мизулина.

Забанить большинством голосов

Китайское интернет-законодательство считают одним из самых консервативных в мире. Там с 2003 года действует «Золотой щит», который фильтрует весь приходящий в страну контент. Из-за него в Поднебесной недоступны Google, Facebook, Twitter, YouTube, BBC, Wikipedia и другие ресурсы.

Сейчас всё больше китайцев вступают в общественные комитеты интернет-площадок. То есть жители КНР получают возможность непосредственно участвовать в создании чистой информационной среды, сообщил ресурс Global times. Право вступить в комитет имеют зарегистрированные в соцсетях не менее года совершеннолетние граждане. После направления заявки кандидаты проходят собеседование, по результатам которого их принимают в ряды борцов за чистоту Интернета или отказывают.

Механизм работы общественных комитетов весьма простой: сначала определяют суть подозрительного поста, затем решают, выставлять ли его на голосование. Голосуют зарегистрированные члены комитета — блокировать контент или нет. Затем администрация соцсети выносит окончательный вердикт.

Коллективное мнение не всегда бывает верным, поскольку оно не экспертное, уверен глава совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко. «Граждане могут определить лишь очевидные нарушения, во всех остальных случаях, когда, например, речь идёт о нарушении авторских прав или других тонких аспектах законодательства, нужно заключение эксперта», — отметил Клименко.

Ждите ответа от ресурса

Сегодня пожаловаться на неприемлемый контент пользователи Рунета могут администрации ресурса — на многих сайтах и в соцсетях есть такие кнопки. Сообщение должен проверить модератор и решить, что делать дальше. Ресурс может сам удалить информацию и забанить автора, если нарушение очевидно, или направить содержимое на проверку в Роскомнадзор.

Но для пользователя механизм принятия решения остаётся непрозрачным, отметил Клименко. По его мнению, кнопку «Пожаловаться» на любом ресурсе нужно размещать на видном месте, а о результатах рассмотрения обращения и мотивах принятия решения ресурсы должны информировать своих пользователей.

«Объём жалоб от пользователей на популярных ресурсах колоссальный, поэтому они вынуждены создавать как эффективные автоматические системы фильтрации, такие, например, в России есть у «Яндекса» и Mail.Ru,  так и держать штат модераторов», — объяснил эксперт.

Дополнительный сервис для сообщений о нарушениях потребует нового большого ресурса, поэтому эффективнее развивать уже существующие механизмы обратной связи на платформах, добавил Клименко.