В Госдуме написали шпаргалку для законотворцев
Методические рекомендации по оформлению проектов документов представили в кабмин
ФОТО: ЮРИЙ ИНЯКИН / ПГ
Как правильно составить будущий нормативный акт, какую нумерацию, пунктуацию и форматирование документа следует использовать в том или ином случае. Наконец, чем отличается «введение в действие» от «вступления в силу» законодательного акта.
В понедельник, 22 марта глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников представил на заседании комиссии Правительства по законопроектной деятельности новую редакцию методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Что изменится?
Новая редакция методички от 2021 года была подготовлена правовым управлением Аппарата Госдумы совместно с государственно-правовым управлением Президента РФ и думским Комитетом по государственному строительству и законодательству. Как пояснил Павел Крашенинников, предыдущая версия рекомендаций была выпущена ещё в 2003 году и требует уточнений.
В частности, в документе появилось предложение — в наименовании принимаемого законодательного акта не давать никаких уточняющих формулировок, таких как: «в связи…», «в части…» и т.п., в том числе заключённых в скобки.
Подчёркивается, что наименование законопроекта должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования. Оно должно быть точным и чётким.
Как пояснил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. «Иногда авторы документа выдают такие перлы, что язык можно сломать, произнося название проекта, — пояснил депутат. — Формат оформления документов явно требует корректировки. У нас очень много случаев, когда название законопроекта, во-первых, длинное, а во-вторых, путанное. Сложно понять, о чём разговор, не раскрывается суть поправок».
В методике также выработана позиция по оформлению структуры законодательного акта. Статьи должны иметь сквозной порядок. Это же правило относится и к главам и разделам (при их наличии). Даётся рекомендация избегать примечаний. Предписания, по общему правилу, должны находиться в тексте статьи.
«При этом предмет правового регулирования, изложение концепции предлагаемого законопроекта, а также его цель и мотивированное обоснование необходимости принятия должны содержаться в пояснительной записке к законопроекту», — отметил Павел Крашенинников.
Кто пишет законы
Данные методические рекомендации следует учитывать при подготовке законопроектов к внесению в Государственную Думу, при работе над проектами законов непосредственно в парламенте — в комитетах Госдумы, в Правовом управлении Аппарата палаты, а также при подготовке поправок ко второму и третьему чтениям законопроектов.
Рекомендации должны стать настольной книгой для всех субъектов права законодательной инициативы.
Надеемся, что документ будет помогать в дискуссиях не только в парламенте, но и внутри Правительства
Согласно статье 104 Конституции, субъектами права законодательной инициативы являются: Президент, Совет Федерации, сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный Суд и Верховный Суд по вопросам их ведения.«Надеемся, что документ будет помогать в дискуссиях не только в парламенте, но и внутри Правительства, в федеральных органах исполнительной власти, законодательных собраниях субъектов Федерации, послужит защите прав и законных интересов граждан, поможет упорядочить систему российского законодательства», — заявил Павел Крашенинников.
Ещё материалы: Павел Крашенинников