В Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого автономного округа прошло выездное заседание Координационного совета руководителей аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации.
Съехавшиеся со всей страны в столицу Ямала руководители аппаратов законодательных органов власти российских регионов совместно с руководителями структурных подразделений аппаратов Государственной Думы, Совета Федерации, Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, а также представителями исполнительной власти Ямала обсуждали вопросы работы с обращениями граждан и организаций.
«Институт обращений гарантирован 33-й статьей Конституции России, а, следовательно, является важнейшим составляющим звеном правового статуса каждого гражданина нашей страны. Зачастую граждане главенствующую роль отдают исполнительной власти, а власть судебную и законодательную считают второстепенной. Но ведь именно обращения граждан в законодательные органы позволяют определить направления законотворчества, а также вовлечь широкий круг граждан в нормотворческий процесс. Поэтому совершенствование законодательства, направленного на оптимизацию диалога граждан и государства в этой сфере, является чрезвычайно актуальной проблемой», — задал тон заседанию заместитель руководителя Аппарата Государственной Думы РФ, управляющий делами Алексей Серегин.
На Ямале с большим вниманием относятся к работе с населением. Немало примеров, когда результатом таких обращений становится принятие окружных законов в интересах многих ямальцев: первый заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Владимир Владимиров рассказывает, что законодательное закрепление получила инициатива многодетного отца о стопроцентном субсидировании приобретения жилья для многодетных семей. Депутатами Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа принят закон о выплате зарплаты неработающему родителю, ухаживающему за ребенком-инвалидом, решен вопрос об оплате проезда к месту отдыха и обратно для всех членов приемных семей.
Для того чтобы сделать власть более открытой для населения и избавить людей от лишней волокиты и хождения по различным кабинетам в поисках справедливости, по мнению многих участников заседания, необходимо развивать новые методы работы. Одним из таких направлений является налаживание системы интерактивного взаимодействия органов власти с гражданами и организациями, что позволит эффективно развивать и интегрировать информационные ресурсы. На сегодняшний день практически во всех законодательных органах субъектов Российской Федерации получили развитие интернет-порталы и организуются интернет-приемные. Дело, конечно, хорошее, но далеко не во всех регионах новые технологии доступны для широких слоев населения.
«Сегодня мы активно развиваем сайт Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, делая информацию о деятельности депутатов максимально открытой для жителей округа. На сайте доступны как принятые законы, так и планируемые к обсуждению. Любой гражданин может через сайт обратиться к депутату по тому или иному вопросу, но специфика нашей территории налагает свои особенности на работу депутатов,— делится опытом спикер парламента Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Харючи. — Учитывая, что у нас более пятнадцати процентов населения проживает в сельских территориях, где Интернет пока слабо развит, а также то, что около пятнадцати тысяч человек ведут кочевой образ жизни, мы практикуем выездные приемы. Депутаты постоянно выезжают на места: в сельские поселения, рыболовецкие станы, стойбища и встречаются с жителями. Это позволяет быть в курсе всех вопросов и оперативно реагировать на проблемы граждан».
Еще один важный вопрос, который был поднят на заседании Координационного совета, — внедрение системы электронного документооборота в работу с обращениями граждан. «Система электронного документооборота в Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого автономного округа схожа с системами, внедряемыми в других регионах. Она значительно облегчает работу, поскольку позволяет депутату получить всю информацию по поступившим в адрес Заксобрания обращениям и принятым по этим обращениям решениям. Совершая поездку в муниципальные образования для работы с населением, депутат обеспечен всей необходимой информацией по актуальным для муниципалитета проблемам, поднимаемым в обращениях. Хотелось бы, чтобы эта система получила развитие, чтобы мы имели возможность обмениваться данными по обращениям с коллегами из других регионов, перенимать опыт оперативного законодательного реагирования», — рассказала о пожеланиях участников Совета руководитель аппарата парламента Ямало-Ненецкого автономного округа Алена Резчикова.
Подход к работе с обращениями во всех субъектах один — он регламентирован федеральным законом о работе с обращениями граждан. Но отсутствие унификации статистической и аналитической работы, отсутствие единых стандартов к системам электронного документооборота не позволяет сегодня органам государственной власти регионов наладить обмен данными и опытом работы с обращениями. Между тем, решение этих задач позволит сделать работу парламентариев более продуктивной, отмечалось в выступлениях представителей Саха (Якутии), Магаданской, Рязанской и других областей.
«Обращения в парламент граждан, организаций, инициативных и дискуссионных групп — это наглядный срез общественных настроений и острых проблем, индикатор доверия к власти. И роль парламентов здесь не сводится к рассмотрению заявлений и подготовке ответов. Задача состоит в том, чтобы на основе анализа более четко определять приоритеты законотворческой деятельности, делать законодательство адекватным жизни и ожиданиям людей. Законодательные органы разного уровня должны занимать в этой сфере передовые позиции. В этой связи одним из перспективных направлений работы видится развитие и интеграция парламентских информационных ресурсов законодательных органов федерального и регионального уровня», — формулирует новые задачи перед участниками совещания заместитель начальника Управления организационного обеспечения Аппарата Совета Федерации ФС Российской Федерации Елена Волкова.
Во многих регионах накоплен действительно уникальный опыт по работе с обращениями, в том числе законотворческий. К примеру, депутаты Московской городской Думы в настоящее время готовят проект Федерального закона, уточняющий работу с «веерными» обращениями — многократными обращениями с одним содержанием ко всем депутатам законодательного органа власти по отдельности (с этой проблемой сталкиваются не только законодательные, но и другие органы власти). Большой интерес был проявлен и к опыту ямальских законодателей по повышению правовой грамотности населения (по статистике большинство обращений граждан связано с разъяснением норм законов): в течение нескольких лет аппаратом Заксобрания автономного округа выпускаются сборники с выдержками положений законов и разъяснения к ним, в том числе в области социальной поддержки различных категорий населения, в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера. Помимо этого специалисты аппарата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа совместно с региональным отделением Ассоциации «Юристы России» участвуют в оказании бесплатной юридической помощи населению.
Встреча депутатов Законодательного Собрания ЯНАО с оленеводами Ямальского района
|
Действенной мерой по повышению эффективности работы с обращениями, по мнению участников Координационного совета, могло бы стать проведение ежегодного семинара-совещания с привлечением непосредственных работников общественных приемных законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти, федеральных органов власти, политических партий и общественных объединений, ученых — социологов, политологов, занимающихся вопросами организации взаимодействия органов государственной власти и общества, с целью выработки рекомендаций по различным направлениям и аспектам работы специалистам, занятым в общественных приемных.
Андрей ПОГОРЕЛОВ