Уроки Югославии: длинные руки агрессоров надо укорачивать
Депутат Государственной Думы, генерал-полковник Виктор Заварзин / Фото из личного архива
«Бросок на Приштину» отряда российских миротворцев контингента SFOR в ночь с 11 на 12 июня 1999 года считается самым опасным после Карибского кризиса обострением отношений между Россией и Западом. И это несмотря на цепь последующих событий, включая сегодняшнюю конфронтацию США и их союзников с нашей страной из-за конфликта в Сирии. НАТО тогда вело войну против Республики Югославия.
В центре возникшего противостояния оказался главный военный представитель России при НАТО, генерал-полковник, ныне депутат Госдумы Виктор Заварзин, который командовал десантниками. Об истории 19-летней давности и ее проекции на современность он размышляет на страницах «РФ сегодня»
СЕРБИЯ НАЧАЛО ХАОТИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
С событий в Югославии в марте 1999 года стартовал новый этап в развитии международных отношений. Я бы назвал его этапом хаотизации и произвольного манипулирования международным правом. Сегодня мы ощущаем последствия агрессии США и НАТО против суверенной европейской страны, а также вопиющего нарушения ими международных норм и правил.
Разница в том, что в Сирии действия натовской авиации резко отличаются от возможностей, которыми она обладала в Югославии. Там она могла бомбить страну совершенно свободно, потому что югославская ПВО не располагала тем вооружением, которое сейчас находится у Сирийской армии.
«У нас длинные руки», — хохотали от своей безнаказанности американские пилоты. В Сирии их им укоротили. Максимальная дальность поражения цели у зенитно-ракетного комплекса С-200, находящегося в распоряжении сирийской ПВО, — 250 километров. Отсюда велика вероятность, что самолет будет сбит еще до выхода на дистанцию стрельбы. К тому же С-200 берет практически все высоты, на которых летают современные истребители и бомбардировщики, кроме разве что бреющего полета. Вот и остается американцам и их союзникам пускать ракеты с 300-500 километров, что при скорости «томагавков» означает примерно получасовой полет до цели.
Никакая политическая или любая иная целесообразность не должны превалировать над международным правом»
США и страны Запада взяли курс на изменение стратегического баланса сил в свою пользу. Одна из таких попыток и состоялась 24 марта 1999 года, когда самолеты НАТО нанесли бомбовый удар по территории Союзной Республики Югославия. Решение о начале агрессии натовцы приняли кулуарно, в нарушение всех международных норм и правил, без санкции Совета Безопасности ООН. В 78-дневной военной операции приняли участие 19 стран Североатлантического блока. За это время около 1000 самолетов США и их союзников совершили 35 тысяч боевых вылетов. В ходе ударов ВМС США и Великобритании выпустили более 700 крылатых ракет морского и воздушного базирования.Варварски уничтожались объекты гражданской инфраструктуры — мосты, промышленные предприятия, железнодорожные станции, больницы, детские сады, средневековые православные храмы, иностранные посольства. Погибли тысячи мирных граждан. Более миллиона человек стали беженцами.
Силовое вмешательство НАТО мотивировалось необходимостью предотвратить гуманитарную катастрофу и спасти албанское население от якобы геноцида. Натовские стратеги хотели одним махом разрубить сложнейшую межнациональную проблему с вековыми корнями.
СЕРБЫ НАС ПРИВЕТСТВОВАЛИ: «БРАТКИ!»
И тогда, и сейчас я убежден, что никакая политическая или любая иная целесообразность не должны превалировать над международным правом. Россия предупреждала: преступив единожды через правовые ограничители в использовании военной силы, НАТО создаст прецедент для повторения таких действий и впредь. История подтвердила наши опасения.
10 июня 1999 года, в день принятия резолюции Совбеза ООН по Косову, я находился в Белграде. К тому времени югославские военные уже вели переговоры с натовцами о выводе своих войск с территории Косова. Приказом руководства Министерства обороны меня направили для консультаций с министерством обороны Югославии.
Экономика нашей страны в ту пору зависела от международных фондов, а внешняя политика не отличалась самостоятельностью. И все же Москва предприняла немало усилий для политического урегулирования конфликта в Косове и спасения братской Югославии от полного уничтожения. В Белграде я получил приказ возглавить батальон десантников, который уже двигался из Боснии. Его выдвижение не явилось для натовцев неожиданностью, но их удивила наша скорость.
200 российских десантников вошли в Косово в ночь с пятницы на субботу 11 июня 1999 года, и две роты взяли под контроль аэропорт Приштины — важнейший стратегический объект на территории Косова. Никто не ожидал от России, задавленной экономическими и политическими проблемами, столь решительных действий. Запад реагировал на этот марш-бросок многозначно: от изумления и возмущения до скрытого восхищения.
По пути движения на Приштину, в десятке километров от которой находится аэродром, нам открылась ужасная картина разрушенных домов, дорог, железнодорожных станций.
Навстречу шли поток беженцев и колонны войск югославских сил безопасности, по договоренности с НАТО выводивших свои части. Увидев нас, югославские военные радостно закричали: «Братки!»
По мере приближения к границам Косова напряжение возрастало. У албанского большинства населения появление российских военных особого восторга не вызывало. Мы даже ожидали отдельных обстрелов, снайперов, мин на дорогах, но все обошлось.
Приштина была населена в основном сербами, и когда мы туда вошли, то сразу почувствовали резкое изменение отношения. Огромные толпы встречающих, цветы, улыбки и уже привычное приветствие: «Братки!» Невольно вспоминались кадры фронтовой кинохроники, запечатлевшей встречу наших отцов и дедов с братьями-славянами в далеком 1945-м.
Наша страна всегда готова к диалогу, сотрудничеству и разумному компромиссу. Одно условие - только на равноправной основе и с учетом интересов национальной безопасности»
Я доложил в Генштаб ВС России о месте своего нахождения и о том, что до конечной цели, аэропорта Слатина, всего десять километров. Доклад произвел эффект разорвавшейся бомбы, как мне стало известно позже. В тот момент в Министерстве обороны РФ находилась американская делегация во главе с замгоссекретаря США Строубом Тэлботтом. Ее целью было сковать переговорным процессом наше военно-политическое руководство, чтобы обеспечить упреждающий ввод натовских войск в Косово.Ведь параллельно нашему отряду в ту же сторону двигался английский батальон под руководством генерала Майкла Джексона, и мы его опередили буквально на час. Хотя в Москве Тэлботт и сопровождавшие его генералы НАТО убежденно доказывали, что войска альянса войдут в Косово только через сутки… Надо было видеть лицо генерала Джексона, когда на аэродроме он увидел российских десантников…
Была ли вероятность боевого столкновения с натовцами? Мне не раз задавали этот вопрос. Конечно, на войне как на войне, возможно все. Но, исходя из опыта общения с представителями альянса, мы считали, что без решения Совета НАТО удар никто не нанесет. А чтобы его исключить, Россия активно работала с отдельными членами блока. В нем ведь решения принимаются только на основе консенсуса, то есть единогласно. В результате нам удалось обеспечить в Косове российское присутствие.
Бесспорен российский вклад в разрешение косовского кризиса и создание условий для осуществления международного присутствия в крае. Фактически мы выступили гарантом сохранения территориальной целостности нынешнего Государства Сербии, взяв тем самым большую ответственность за исход косовского урегулирования.
Наша страна всегда готова к диалогу, сотрудничеству и разумному компромиссу. Одно условие — только на равноправной основе и с учетом интересов национальной безопасности. Хотелось бы, чтобы в Вашингтоне это поняли. Однако пока мы видим, что в действиях США все отчетливее проявляется опасная тенденция на отстранение ООН от участия в международной политике, на ее подмену более послушными механизмами НАТО и Евросоюза, на введение в практику силовых методов достижения политических целей.
ЗАПАД В СИРИИ ПОДРЫВАЕТ МЕЖДУНАРОДНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Как депутата, как политика, как военного человека, меня тревожит происходящее сейчас в мире, и в частности в Сирии. До апрельской атаки западной коалиции против САР я испытывал слабую надежду на возобладание здравого смысла над подростковой агрессией американского президента. Надуманный повод бомбить суверенное государство из-за фейкового вброса в соцсетях о «химической атаке сирийских войск» в городе Дума ниже всякой критики. США, Британия и Франция выпустили по Сирии 103 крылатые ракеты, из которых сирийская ПВО перехватила 71. В результате полуторачасовой операции пострадали несколько человек. Башар Асад на встрече с российскими парламентариями отметил превосходство российских вооружений 70-х годов выпуска над хвалеными американскими «томагавками».
Как человек военный, подчеркну, что это просто отличный результат. Если старые системы могут так противодействовать современным вооружениям крупнейших мировых держав, то, как бы сбивали ракеты более новые системы! Например, комплексы С-300, поставку которых мы заморозили в 2013 году, после первой «химической» истории, когда пошли навстречу западным партнерам.
Эта операция стран западной коалиции не что иное, как акт прямой агрессии против суверенного государства. События в Югославии как раз и положили начало мировой экспансии США и их сателлитов. Новый импульс получили дальнейшие попытки хаотизации международного права. Мы стали свидетелями событий в Афганистане, Ираке, Ливии, Египте, целой серии цветных революций и интервенции США в Сирии.
СЛОВО ЗА ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДИПЛОМАТИЕЙ
Что же дальше? Думаю, что сегодня еще недостаточно используется такой фактор влияния на международную ситуацию, как парламентская дипломатия. Российский парламент может стать мощной силой в укреплении сотрудничества в сфере противодействия терроризму. Какой это жестокий и беспощадный враг, мы испытали на себе. Отсюда и желание наладить координацию действий по антитеррору со всеми государствами, включая США. Главное — начать политический процесс.
В российском законодательстве с 2013 года установлена уголовная ответственность за организацию и участие в террористических сообществах. С 2014 года отменен срок давности за преступления террористической направленности, с 2015-го введена ответственность за распространение экстремистских материалов. Установлена ответственность за пособничество при совершении захвата заложников, а также за публичное оправдание терроризма в Интернете.
Мировой антитеррор должен опираться на международно-правовую базу, в частности, резолюции Совбеза ООН и Глобальную контртеррористическую стратегию ООН. При этом ключевая роль в борьбе с человеконенавистниками остается за национальными государствами. Определять формат своего участия в операциях по антитеррору, проводятся ли они на собственной территории или за ее пределами — право каждой страны.
Именно так строится антитеррористическая политика России, что дает реальные результаты. Еще одна задача — усилить координирующую роль межпарламентского взаимодействия стран СНГ, их более эффективное межведомственное взаимодействие и оперативный обмен информацией правоохранительных органов.
Как председатель постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ по вопросам обороны и безопасности, призываю коллег из разных стран самое пристальное внимание уделить проблемам борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Сегодня российские депутаты выступили с новыми инициативами по защите суверенных прав Сирии. В конце мая Федеральное Собрание приняло закон, внесенный руководством думских фракций и спикером Госдумы Вячеславом Володиным, об ответных действиях в отношении антироссийской политики США.
Военная операция НАТО против Союзной Республики Югославия проводилась во время войны в Косове. Причиной западная пресса называет волну этнических чисток в регионе. Операция называлась «Союзная сила» и продолжалась с 24 марта по 10 июня 1999 года. В ходе операции за 78 дней авиация НАТО совершила 35 219 вылетов, было сброшено и выпущено более 23 000 бомб и ракет. По информации властей СРЮ, общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тысяч были серьезно ранены. Без вести пропал 821 человек, большинство из которых сербы. Причем эта операция унесла жизни людей и после своего окончания: НАТО использовало в боеприпасах радиоактивный обедненный уран.
Из хроники бомбардировок:
24 марта. Первый авиаудар по Белграду, Приштине, Ужице, Нови-Саду, Крагуевацу, Панчеву, Подгорице и некоторым другим городам Югославии. Премьер-министр РФ Евгений Примаков, направлявшийся с визитом в США, разворачивает свой самолет над Атлантикой.
5 апреля. Бомбардировка Алексинаца. В городе был разрушен ряд зданий, в том числе благотворительный медицинский пункт.
6 апреля. В ходе бомбардировки Нови-Сада задеты нефтеперерабатывающий комплекс, здание школы и детский сад.
8 апреля. В результате удара по горнолыжному курорту Златибор погибли трое гражданских.
12 апреля. Ударом натовского самолета уничтожен пассажирский поезд номер 393, следовавший из Ниша через Вранье, Скопье в Афины.
14 апреля. НАТО наносит удар по колонне албанских беженцев в Косове. 75 человек погибли.
21 апреля. Авиация НАТО ночью попала в бизнес-центр «Ушче» в новом Белграде.
23 апреля. Авиаудар по белградскому телецентру. Погибли 16 человек.
28 апреля. От ударов НАТО в Белграде пострадали две детские больницы.
1 мая. Авиация НАТО разбомбила автобус компании «Ниш експрес». Погибли 23 человека. После того как на место трагедии прибыли медики, был нанесен второй удар.
7 мая. Высокоточная ракета попала в здание посольства Китая в Белграде.
14 мая. Удар по деревне Кориша (вблизи Призрена), населенной албанцами. Погибли 48 человек и не менее 60 получили ранения.
1 июня. Двадцатью ракетами обстрелян Нови-Пазар. одна из них попала в жилой дом. Погибли 13 человек, в том числе двухлетний ребенок.
3 июня. Слободан Милошевич согласился с планом мирного урегулирования конфликта.
Из открытых источников
Ещё материалы: Вячеслав Володин , Виктор Заварзин