Уроки предвыборного марафона
В воскресенье 9 сентября в России единый день голосования — во многих регионах выбирают губернаторов и депутатов местных парламентов. Результаты голосования политологи будут активно анализировать сразу после закрытия участков, а мы возьмём на себя смелость обобщить некоторые наиболее очевидные итоги завершающегося предвыборного марафона.
Прошедшие региональные предвыборные кампании продемонстрировали увеличение конкурентности с одновременными усилиями избирательной системы и гражданского общества на сохранение достигнутого на президентских выборах высокого уровня прозрачности и законности. При этом избирательные кампании стали носить естественный характер, соответствовать сложившейся системе политических партий и стабильной избирательной системе, а искусственные конструкции постепенно отсеиваться.
Существенно проще стало участие в выборах губернаторов. На фоне практически одинакового количества участников выборов (107 зарегистрированных человек на выборы губернаторов в 2018 году и 103 человека на предыдущих губернаторских выборах в тех же регионах), более чем в два раза снизилось количество тех, кто не предоставил необходимые документы, включая подписи депутатов (75 на предыдущих губернаторских выборах и 35 человек в 2018 году по тем же регионам). Неудивительно и то, что подавляющее большинство — 75 кандидатов было представлено четырьмя парламентскими партиями, которые наиболее активно участвуют в муниципальных избирательных кампаниях. Количество отказов в регистрации на довыборах в Госдуму также значительно уменьшилось (10 отказов на выборах в Госдуму в 2016 году и четыре отказа в регистрации в 2018 году по тем же регионам).
Необходимо признать, что резкое увеличение количества партий после либерализации политической системы не в полной мере выполняет свою функцию.
Одним из основных факторов увеличения конкурентности выборов, безусловно, стало предстоящее изменение в пенсионной системе. Как парламентские, так и непарламентские партии, в особенности оппозиционные, резко увеличили свою активность. Неожиданным и негативным эффектом увеличения этой конкурентности стала повсеместная практика снятия друг друга с выборов со стороны самих субъектов избирательного процесса. Например, 2 августа партия «Коммунисты России» направила иск о снятии с выборов в областную думу списка партии КПРФ Ярославской области, 14 августа по заявлению отделения партии КПРФ отменена регистрация списка кандидатов партии «Коммунисты России» в Республике Калмыкия, 17 августа иркутское отделение КПСС подало иск о снятии кандидатов от КПРФ, 24 августа по заявлению партии ЛДПР отменена регистрация списка кандидатов от «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость» на выборах в городскую думу Екатеринбурга и так далее.
В попытках снять соперников с выборов особенно высока «внутривидовая конкуренция». Активно пытаются снять друг друга партии КПРФ, Коммунисты России и КПСС. Необходимо признать, что резкое увеличение количества партий после либерализации политической системы не в полной мере выполняет свою функцию: вместо конкуренции программ происходит активизация попыток устранения друг друга из политической борьбы партиями со сходной декларируемой идеологией.
С другой стороны, в этом избирательном цикле в ряде регионов была продемонстрирована способность к достижению политических договорённостей. Позитивной практикой стала готовность партий к отказу от выдвижения своих кандидатов в рамках тех или иных политических соглашений. Например, «Единая Россия» отказалась от выдвижения кандидатов в Омской и Орловской областях, КПРФ в Новосибирской и Омской областях, а также на Алтае. Негативным примером стали выборы в думу Екатеринбурга, когда на отсутствие устоявшейся партийной системы наложилось острое соперничество бизнес-групп.
Принципы нашего независимого наблюдения за выборами приняли тысячи общественных организаций по стране, с ними согласились избирательные комиссии и не могут игнорировать региональные власти и правоохранительные органы.
Как и на прошлых президентских выборах, присутствие общественных наблюдателей на избирательных участках станет важнейшим фактором обеспечения прозрачности и законности выборов. Система общественного наблюдения за выборами, которую мы создавали на протяжении последних пяти лет, приобрела законченный характер. Под неё подведена законодательная база: общественные палаты теперь имеют право направлять наблюдателей на избирательные участки как на любых федеральных, так и на региональных и муниципальных выборах.
Нет сомнения, что до конца года большинство регионов введут эти нормы и в региональное законодательство. Утвердились и наши наиболее демократичные принципы наблюдения: система общественных палат работает с любыми общественными организациями и любыми волонтёрами, принявшими этический кодекс общественного наблюдателя. Принципы нашего независимого наблюдения за выборами приняли тысячи общественных организаций по стране, с ними согласились избирательные комиссии и не могут игнорировать региональные власти и правоохранительные органы. Необходимо констатировать, что возник и укрепился новый институт российского гражданского общества — массовое и объективное общественное наблюдение за выборами.
Ещё материалы: Максим Григорьев