Труба тревоги нашей

Иван Грачев, председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, сопредседатель Межпарламентской группы Россия — ЕС по энергетике, доктор экономических наук

Труба тревоги нашей
 
24 июня Газпром и компания OMV подписали в Вене соглашение о строительстве австрийского участка трубопровода «Южный поток». Это событие, убежден, свидетельствует о том, что здравый, деловой взгляд на развитие энергетического сотрудничества все-таки возобладает над сиюминутными полити­ческими страстями, полностью избавиться от которых вряд ли удастся. На состояв­шемся в Будапеште и Милане пятом засе­дании Межпарламентской группы Россия
 
ЕС по энергетике наши европейские кол­леги проявили совершенно трезвый, праг­матичный подход. В итоговом документе прямо заявлено: «Участники заседаний вы­ражают недоумение позицией Еврокомиссии, ставящей преграды развитию проекта «Южный поток» и полноценному исполь­зованию газопровода «Опал», исключаю­щих для России и ЕС транзитные риски, и призывают парламенты участвующих в проекте стран оказать поддержку в реали­зации данных проектов». Моя уверенность в благополучной судьбе «ЮП» окрепла по­сле встреч в Национальном собрании Вен­грии. Венгерские парламентарии убежде­ны в необходимости этой магистрали. Она гарантирует им стабильную поставку газа и даст прибавку национальному бюджету в 1,5-2 миллиарда долларов.
 
Так что заинтересованность бизнеса в сотрудничестве с Россией несомненна. Как ни странно, парламентарии нередко опе­режают исполнительную власть. Пример — инициатива 33 депутатов Национально­го парламента Японии. Они официально обратились к своему премьер-министру с предложением поддержать проект газо­провода с Сахалина в пригороды Токио. Газовые договоренности с Японией, несо­мненно, дополнили бы соглашение с Кита­ем и усилили экономическое присутствие России в Юго-Восточной Азии. Оно ни в коем случае не означает наш уход из Ев­ропы — энергетическое партнерство с ней должно и будет развиваться. Конечно, ес­ли будут сняты все надуманные помехи и препятствия. Многие годы Центральная и Северная Европа крайне зависели от тран­зита газа по украинской газотранспортной системе. События в 2005-м и особенно зи­мой 2009 года доказали ее ненадежность. Эта зима до сих пор в памяти европейцев.
 
Сейчас в странах Евросоюза растет тревога — не повторятся ли беды 2009-го. Хорошо помню, как тогда рабочие метал­лургического комбината пикетировали посольство Украины. И комбинат, и сотни других предприятий, работающих на рос­сийском газе, были на грани остановки. Лето, конечно, пока успокаивает. Но угро­за надежности поставок его несомненна. Попытки переложить ответственность за скорые неизбежные проблемы на Россию только ухудшают ситуацию. Она не мо­жет и не будет бесплатно обеспечивать Украину. В ее обещания бесперебойно обеспечивать транзит не верится. Это просто нереально. Она успела бесплат­но закачать в свои хранилища около 13 миллиардов кубометров газа. К осени из них останется в лучшем случае половина. Но этого запаса даже технологически не­достаточно для бесперебойных поставок газа в Европу. Значит, зимой неизбежны проблемы. Украина попытается выживать за счет газа, идущего в Европу. Иного ей просто не дано. Все разговоры о реверсе — сказки, не более того.
 
В какой-то мере европейцы сами устроили себе зимние испытания на прочность. Если бы пять лет назад они не пытались защитить и оправдать не­плательщика, сегодня они не волновались бы в ожидании холодов. Да и нынешнее правительство, отказывающееся гасить долги, в немалой степени протеже ЕС и еврокомиссаров.
 
Есть эффективные несудебные решения, устраивающие всех. В любом имущественном споре должник, не имеющий денег, расплачивается собственностью. Так было испокон времен. Нужен тройственный консорциум. У украинской ГТС должно быть три ключа — у Украины, у России, у ЕС. Такой сценарий, на мой взгляд, устроил бы нашу страну. ЕС, несомненно, тоже — появилась бы гарантия достаточных стабильных поставок газа в объеме 70-80 миллиардов кубометров в год. Сняла бы груз со своей спины и Украина. При таком решении она сохраняет суверенитет, получает возможность провести модернизацию крайне устаревшей газотранспортной системы и опять-таки гарантированно получать свои миллиарды долларов за транзит. Даже при всех сегодняшних разногласиях, симпатиях и антипатиях все равно надо договариваться. К сожалению, ЕС не торопится поддержать такой сценарий. «Помочь» ему обязаны парламентарии, бизнес, общественность. И мы, и европейцы должны осознать: пользу и прибыль из украинского конфликта извлекут другие, а за последствия будут платить Россия и ЕС.
Просмотров 4148