Юрий Годин,
доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
Антироссийский «санитарный кордон»
Наблюдение за ходом развития взаимоотношений России и Украины в их новейшей истории всегда создавало невольное впечатление, что не Москва, а Киев обладает превосходящим во всех отношениях потенциалом, который позволяет последнему диктовать свою политическую волю и занимать, по сути, место лидера в постсоветском пространстве. Став в 1991 году независимым государством, Украина с первых шагов сепаратного существования открыто проявила стратегическую целеустремленность как можно скорее вступить в евро-атлантические структуры — НАТО и Евросоюз. Внешнеполитический вектор Киева на интеграцию с Западом значительно укрепился после того, как в начале 1990-х годов российский парламент настойчиво и недвусмысленно заявил об исторической принадлежности России исконных территорий — Крыма и города Севастополя. В подтверждение этой исторической истины первоначально — 21 мая 1992 года — Верховный Совет РФ принял Постановление «О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 году», а затем — 9 июля 1993 года — Постановление «О статусе города Севастополя».
Эти решения российских парламентариев и возникшее в результате недоверие между Киевом и Москвой, по утверждению бывшего заместителя госсекретаря США и советника Билла Клинтона по постсоветским делам Строуба Тэлботта, породили «параноидальный страх украинских националистов перед угрозой территориального захвата». В своих мемуарах Тэлботт откровенно пишет, что третейским судьей тогда выступили Соединенные Штаты, под нажимом которых «человек на танке» категорически подавил подобные замыслы российских парламентариев.
С точки зрения своих геополитических интересов Запад считает принципиально важным раздельное существование Украины и России, так же, как Беларуси и России. Начиная с января 1994 года — с продвижением НАТО к границам демократической России — в геостратегических планах США и Евросоюза Украине стала отводиться роль, схожая с ролью стран Балтии. Эти страны вдоль западных границ РФ должны вместе составлять типичный «санитарный кордон», направленный на подрыв геополитической, военно-стратегической и экономической безопасности России.
Усиление западноевропейского вектора при участии Украины в постсоветской интеграции предполагает укрепление ее «самостийности и незалежности» от России, включая всемерное стимулирование тенденции к отталкиванию Киева от Москвы в западном направлении. Этим, в частности, объясняется прямо пропорциональное усиление евро-атлантического патернализма в отношении Украины. Его цель — повышение роли Украины в постсоветском пространстве в качестве противовеса России.
Стремление антироссийски настроенной части политической элиты Украины втянуть страну в НАТО и Евросоюз против воли большинства украинского народа заставляет более пристально оценивать и прогнозировать их дальнейший ход. Неоднократные провокационные действия украинского руководства в отношении России (в частности, вокруг таманской косы Тузла в Керченском проливе, по вопросу пребывания в Крыму Черноморского флота РФ, открытая поддержка, в том числе поставками военной техники, агрессивных действий режима Саакашвили, издание Указа в августе 2008 года — в разгар кавказской войны, запрещающего кораблям Черноморского флота свободно перемещаться в украинской акватории и особенно вблизи конфликтных зон на Кавказе и др.) убедительно свидетельствуют, что Киев готов подвергнуть сомнению и даже отвергнуть основополагающую нормативно-правовую базу российско-украинских взаимоотношений — широкомасштабный Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, получивший название «Большого договора». 14 января 1998 года этот документ был ратифицирован Верховной Радой, 25 декабря 1998 года его ратифицировала Государственная Дума, а 25 февраля 1999 года утвердил Совет Федерации. С тех пор вот уже пятнадцать лет российско-украинские отношения выстраиваются как бы на основе статей «Большого договора», хотя от многих ключевых договорных обязательств украинская сторона с самого начала отошла и не соблюдает букву закона.
«Большой договор» с Россией нужен Киеву для политического прикрытия своих, по существу, антироссийских действий на тот испытательный период времени, когда в Вашингтоне и Брюсселе дадут отмашку на зачисление Украины в НАТО, как доказавшую свою преданность Западу «
Как показывает практика, «Большой договор» с Россией нужен Киеву для политического прикрытия своих, по существу, антироссийских действий на тот испытательный период времени, когда в Вашингтоне и Брюсселе дадут отмашку на зачисление Украины в НАТО, как доказавшую свою преданность Западу .
Среди многочисленных недружественных акций со стороны украинского руководства следует, прежде всего, выделить ратификацию украинским парламентом 17 марта 2004 года Меморандума о взаимопонимании между Украиной и НАТО, который теперь предоставляет натовским войскам право быстрого доступа на территорию Украины, то есть вплотную к границам России, в случае чрезвычайных обстоятельств. К примеру, если случится резкое обострение конфликта между «Востоком» и «Западом» Украины.
Спрашивается, почему, когда Россия ведет с Украиной переговоры по жизненно важным вопросам пребывания Российского Черноморского флота в Севастополе, на этих переговорах украинская сторона всякий раз блокирует решение неотложных социальных проблем российских моряков, пребывающих в составе флота на территории Крыма и Севастополя? В то же время, как оказалось, Украина разрешила абсолютно все проблемы с возможным размещением войск НАТО на своей территории.
В ответ на подобные провокации Киева, по-видимому, следует каждый раз напоминать их авторам, что Россия решилась подписать «Большой договор» с Украиной, согласилась с незаконным отторжением Крыма и Севастополя не с позиции «старшего брата», а учитывала в первую очередь исторически сложившиеся тесные связи, отношения дружбы и сотрудничества между двумя народами. В договоре особо выделено, что укрепление дружественных отношений, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам наших народов, служит делу мира и международной безопасности.
Приоритетное место в договоре заняли ключевые вопросы обеспечения прав и свобод граждан, их защиты. Стороны обязались обеспечить защиту этнической, культурной и языковой самобытности национальных меньшинств, гарантировали право лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою идентичность, была закреплена договоренность о создании равных возможностей для изучения русского языка на Украине и украинского — в России. И это несмотря на то, что всем хорошо известно: многие украинцы общаются на Украине только по-русски.
А как обстоят дела с выполнением украинской стороной хотя бы тех перечисленных нами статей «Большого договора», которые должны регулировать единое гуманитарное пространство России и Украины, сложившееся за века совместной жизни?
Если до заключения «Большого договора» процесс разрушения российско-украинского единого гуманитарного пространства только начинал набирать скорость, то после его ратификации этот маховик набрал к сегодняшнему дню уже полные обороты. Хотя, надо признать, российские парламентарии верили и надеялись, что с утверждением ключевого нормативного документа, регулирующего взаимоотношения наших стран, «Большой договор» послужит основной преградой перед угрозой разрушения единой социально-гуманитарной сферы двух родственных народов. Как оказалось в действительности, они тогда — пятнадцать лет назад — ошибались.
Ассимиляция этнических русских в Крыму и на Левобережье, массовое закрытие русских школ, отказ от признания русского языка в качестве второго государственного, пересмотр истории русско-украинского взаимодействия на протяжении веков с отражением главным образом негативных черт русского влияния на украинцев, в том числе стремление навешать на русских вину за массовый голод украинского народа в 1930-х годах, прекращение всякого вещания на русском языке телекомпаниями на территории Украины и т.д. — это далеко не полный перечень так называемых мер «по преодолению гуманитарного наследия Москвы», практикуемых на Украине. Например, в русскоговорящем Киеве на сегодняшний день уже не осталось ни одного детского сада на русском языке. По оценке российских специалистов, разрушение единого гуманитарного пространства двух стран на украинской стороне превысило 65—70% (в начале 2000-х годов — 50%), то есть сегодня это пространство сократилось более чем на 2/3 от того, что украинцам досталось от бывшего СССР.
Подальше и «позарубежнее» от Москвы
Показательно и участие Украины в СНГ, которое сводится к ассоциированному, а не к полноправному членству в Содружестве. Этот факт ярко демонстрирует другим странам—членам этого ареала откровенное дистанцирование Киева от постсоветской интеграции и принятие на себя роли «троянского коня» в постсоветской истории.
Торпедирующая деятельность украинских руководителей проявилась и в формировании другого интеграционного объединения — ЕЭП «Большой четверки» (Россия, Беларусь, Казахстан, Украина). Именно из-за позиции Украины, казалось бы, перспективный интеграционный проект так и не привел к позитивным результатам, а принес одни разочарования и экономический проигрыш для России. Ведь Москва проявила добрую волю и сняла многие возражения, в том числе согласилась на применение практики взимания НДС во внешней торговле по принципу страны-получателя, а не страны-производителя, во имя всемерного стимулирования интеграционных процессов. В данном случае Россия проявила готовность идти на существенные финансовые потери ради общего дела. Эти ежегодные потери российскому бюджету составили бы только в торговле с Украиной, как объявил Владимир Путин, сумму в 800 миллионов долларов. Соответствующие и немалые по стоимости уступки Российская Федерация согласилась предоставить и другим участникам ЕЭП — Казахстану и Беларуси. Как оказалось, в действительности Украина пожелала участвовать в ЕЭП только на стадии формирования зоны свободной торговли, чтобы лишь получать российские энергоносители по ценам существенно ниже мирового уровня. Киев тогда открыто заявил, что он не намерен формировать с Москвой ни таможенный союз, ни экономический союз — продвинутые формы интеграционного взаимодействия, так как это, по заявлению украинских правительственных чиновников, мешает главной цели — интегрированию Украины в евро-атлантические структуры. После «оранжевой революции» процесс формирования ЕЭП зашел в тупик.
В связи с этой неудачей вновь резко увеличилось влияние ЕврАзЭс, в рамках которого в конце 2007 года был совершен самый настоящий таможенный прорыв, сопоставимый по своей значимости с первыми шагами Евросоюза. Россия, Беларусь и Казахстан договорились о создании к 2010 году Таможенного союза, который позволит осуществить идею Владимира Путина, озвученную на заседании Совета безопасности РФ в июле 2004 года. Тогда он высказал свою озабоченность состоянием интеграции постсоветского экономического и политического пространства: «Мы подошли к определенному рубежу в развитии СНГ и, по сути, находимся перед альтернативой. Либо мы добьемся качественного укрепления Содружества, создадим структуру, либо нас неизбежно ждет размывание этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в СНГ среди его государств-участников». С 1 января 2010 года Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана начал функционировать. Не вступив в Таможенный союз, Украина принимает участие в работе Высшего Евразийского экономического совета, в котором она имеет статус наблюдателя.
В то же самое время Украина постоянно пытается реализовать проекты, альтернативные вариантам сотрудничества с Россией. В противовес интеграционному объединению ЕврАзЭс (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), где главная роль отведена России, Украина при поддержке заокеанских покровителей создала субрегиональный союз ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан — до 2006 года, Азербайджан, Молдавия). Эта группа стран, по меткому наблюдению Строуба Тэлботта, упрямо стремится быть «подальше и позарубежнее от Москвы».
И это притом что Украина, получившая еще в советские времена название «сборочного цеха СССР», крайне заинтересована в получении из России комплектующих изделий для своих машиностроительных комплексов, энергоносителей и других сырьевых ресурсов, а также в емком российском рынке. Украинская экспортная продукция недостаточно конкурентоспособна на мировом рынке и находит спрос (и, по нашим оценкам, еще долго будет продолжаться такая ситуация, по крайней мере, 20—25 лет) главным образом на непритязательном российском рынке. И в России, и на Украине известно, что украинская экономика не способна существовать без дешевых российских энергоресурсов. Серьезные трудности национальная экономика Украины, по имеющимся оценкам специалистов, начинает испытывать при оптовой цене на российский природный газ выше 180 долларов за тысячу кубов.
Конечно, и Россия заинтересована в развитии производственно-кооперационных связей с Украиной, главным образом в сохранении ее научно-производственного потенциала в высокотехнологических отраслях военно-промышленного комплекса, так как российский ВПК по кооперации сотрудничает с 33 украинскими предприятиями-монополистами по 3200 номенклатурным позициям.
Ни в Америке, ни в Европе не хотят усиления России путем ее тесного сближения с Беларусью и Украиной, историческими и естественными союзниками»
Итоги постсоветского периода явственно показали, что ни в Америке, ни в Европе не хотят усиления России путем ее тесного сближения с Беларусью и Украиной, историческими и естественными союзниками. Совокупный ВВП трех стран составляет около 90% в объеме СНГ (доля России — 73%, Украины — 9,4% и Беларуси — 3,5%). В трех государствах проживают почти 200 миллионов человек. Запад весьма озабочен возможным формированием партнерских отношений в «треугольнике» Россия — Беларусь — Украина, так как это привело бы к новому геополитическому и геоэкономическому раскладу, при котором ни у кого уже не будет возникать вопрос о подлинном месте России в Европе и мире в целом.
Относясь весьма настороженно к интеграционным процессам России с Беларусью и стремясь вырвать Украину из традиционного славянского треугольника, евро-атлантические структуры, в том числе, преследуют цель — ограничить эффективность их машиностроительного комплекса, сформировавшегося как единое целое еще в веках. Этот комплекс, как уже подчеркивалось выше, составляет основу ВПК трех стран и, несмотря на развал СССР, представляет собой сильного конкурента западным компаниям на рынках военной техники и оружия, является бельмом на глазу у Запада. Кроме того, совместный ВПК трех стран — это одна из основных опор системы национальной безопасности России, Беларуси и Украины, то есть это, можно сказать, единственно сохранившийся от наследства великой державы материально-технический фактор, сдерживающий агрессивное наступление НАТО на Восток и продавливание Евросоюза неэкономическими методами на постсоветское пространство.
Неблагоприятное развитие взаимных хозяйственных связей в славянском треугольнике следует рассматривать как реальную угрозу национальным интересам трех стран. В западных столицах понимают: чтобы установить контроль над Украиной, необходимо в первую очередь посеять и поддерживать раскол между Киевом и Москвой. Невооруженным глазом видно, что евро-атлантические структуры не приемлют даже конъюнктурно звучащие время от времени заверения украинских лидеров при их личных встречах с российскими руководителями «о стремлении Киева в Европу вместе с Россией», открыто делая ставку на прозападных украинских политиков.
В дальнейшей перспективе евро-атлантический патернализм в отношении Киева будет только усиливаться и предопределять стратегическую цель Запада в данной сфере — использование Украины в качестве «троянского коня» на постсоветском пространстве в ущерб геополитическим интересам России. Совсем не случайно на всех выборах в Верховную Раду и президента Украины евро-атлантические структуры поддерживают те политические блоки, в составе которых нет ни одной партии, ориентированной на сотрудничество с Россией.
Как метко заметил помощник Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев, «на Украине политика не дружит с экономикой, а власть — со здравым смыслом и собственными интересами».