Мы собрались, чтобы обсудить будущее местного самоуправления», — приветствовал собравшихся заместитель Председателя ГД, секретарь Генерального совета партии «Единая Россия» Сергей Неверов, подчеркнув важность этого события.
В России интересы местных властей призван представлять Общероссийский конгресс муниципальных образований, состоящий из региональных объединений муниципалитетов. Это прописано в 131-м Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», на основании которого он и был создан в 2006 году. Но концептуальные изменения последнего времени выдвинули новые требования. Стало ясно, что необходимо как можно быстрее добиться роста авторитета и влияния ОКМО. В апреле этого года его президентом был избран председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев.
«В России начался новый этап развития местного самоуправления, — подчеркнул он в своем выступлении. — Принят 136-й Федеральный закон, направленный на создание новых видов муниципальных образований и изменивший порядок формирования органов местного самоуправления. В Законе «О стратегическом планировании» появился муниципальный компонент. На излете весенней сессии был принят ожидаемый многие годы Закон «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в РФ», укреплению кадров должен послужить закон о размещении муниципальных вакансий в Интернете».
Нерешённым пока остаётся главный вопрос — финансовое обеспечение. Большинство муниципалитетов жалуются на хроническую нехватку денег и непосильное долговое бремя — многие, чтобы выполнить свои обязательства перед населением, были вынуждены кредитоваться в банках. Заместитель министра финансов Леонид Горнин заверил, что местные власти не останутся один на один со своими бедами. Государство подставляет плечо. Исполнение местных бюджетов сбалансированно, и есть тенденция к сокращению их задолженности. В 2014 и 2015 годах федеральный Центр предоставил регионам по 150 миллиардов рублей на замещение коммерческих кредитов государственными под символические 0,1 процента годовых. Ожидается, что эта практика должна распространиться и на субъекты, что уменьшит кредитную нагрузку на муниципалитеты. По словам замминистра, важно принять взвешенное решение по передаче части налоговых доходов на местный уровень. Сделать это нужно так, чтобы создать стимул к развитию и самостоятельности. И тут голос с мест, мнение глав и депутатов местного самоуправления очень важен.
Вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, профессор Роальд Бабун напомнил, что после ликвидации Министерства регионального развития в России не осталось органа власти, который бы в целом отвечал за развитие местного самоуправления. Функции упраздненного министерства распределены между несколькими ведомствами. Куда идти с наболевшими проблемами городов и весей, мэрам не вполне понятно. И чтобы не получилось, что у семи нянек дитя без глазу, хорошо, если бы в структуре Правительства был такой орган, хотя бы на уровне федерального агентства. Пока же основным и единственным лоббистом муниципальных интересов остается конгресс. Он же готовит ежегодный доклад Правительству РФ о состоянии местного самоуправления. Предполагается, что такие же доклады в региональном срезе станут теперь формировать и советы муниципальных образований.
Все законы, непосредственно касающиеся жизни наших городов и весей, должны проходить экспертизу в региональных советах, рассказал об установившейся в Ульяновской области практике ее губернатор Сергей Морозов. Кроме того, совет наделен там правом законодательной инициативы.
«Законодательное собрание субъекта не должно принимать решения без согласования с органами местного самоуправления», — поддержал его президент Ассоциации малых и средних городов России Валерий Гаврилов. На федеральном уровне продвижением интересов муниципалитетов займётся Общероссийский конгресс. Его президент Виктор Кидяев презентовал план модернизации и обновленную структуру организации. Преобразования займут около двух лет. Работа будет строиться по «палатному» принципу. Ясно, что большие и малые города, районы и поселения имеют разные, порой прямо противоположные, мнения и интересы. Поэтому конгресс образует отдельные палаты для каждого из типов муниципальных образований. Специалистов с мест и экспертов по направлениям муниципальной деятельности объединят профильные комитеты. Входящие в состав конгресса общероссийские, межрегиональные и специализированные ассоциации и союзы образуют координационный совет на правах палаты. Перспективное направление работы — взаимодействие с международными организациями, причем не только в европейских государствах. Почему бы не выбрать курс в сторону стран ШОС и БРИКС, инсценируя создание структур по аналогии с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы?
Конгресс станет не только площадкой для обмена мнениями, но и поможет донести инициативу с мест на федеральный уровень»
Планов и предложений множество. Важно, чтобы конгресс стал местом, куда мэрам и главам можно будет обратиться за советом и защитой. Такой опыт уже имеется. Сообща федеральные законодатели и муниципальное сообщество приложили немалые усилия, чтобы решить вопрос с избыточным вниманием контрольно-надзорных органов. В 131-й Федеральный закон были внесены поправки, и ситуация стала выправляться. К сожалению, сейчас из муниципальных образований поступают жалобы уже не на санитарных врачей и пожарных, а на прокуроров.
Изменение структуры конгресса предстоит закрепить в уставе и после обсуждения принять на общем собрании, которое планируется уже в октябре. Еще одно новшество — тесное взаимодействие с полномочными представителями Президента в федеральных округах. Уже состоялось их рабочее совещание с членами президиума конгресса. Намечен план работы, например межрегиональные семинары во всех восьми федеральных округах. Предстоит создать систему взаимодействия с федеральными органами государственной власти.
«В Европейской хартии записано, что с органами местного самоуправления необходимо консультироваться в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся, - подчеркнул Виктор Кидяев. - И если голос совета будет звучать на региональном уровне, это будет для муниципальных образований и помощью, и защитой. Результатом возрождения работы региональных советов должен стать вывод Общероссийского конгресса муниципальных образований на качественно новый уровень работы». Конгресс станет не только площадкой для обмена мнениями, но и поможет донести инициативу с мест на федеральный уровень. Предстоит встроить Общероссийский конгресс в систему формирования государственной политики в сфере местного самоуправления, сделать ОКМО своего рода «третьей палатой парламента».
Юлия Захватова
Фото Игорь Самохвалов