Наш подход более широкий — адаптировать международные правовые нормы в национальную правовую ткань
Обновленная версия Национального плана противодействия коррупции уникальна. Она впервые обозначила перечень теоретических исследований, которые нужно провести для решения проблем, обусловленных особенностями отечественной правовой системы. В этом специфика нынешнего этапа. Надо определить такие психологические характеристики российской правовой системы, которые позволяют полноценно применять международные правовые стандарты, не поступясь, при этом, ни на йоту правовой безопасностью государства. Это серьезная научная задача, поскольку речь идет о сохранении фундаментальных ценностей и одновременно — обеспечении более планомерного развития системы законодательства и правоприменительной практики в целом.
Мы только что провели Третий Евразийский антикоррупционный форум, на котором эксперты и представители контрольно-счетных ведомств стран СНГ обсудили принимаемые меры борьбы с коррупцией и международный опыт в данной области.
Сегодня наша правовая система, восприняв в порядке имплементации (фактической реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне) международные стандарты, стала несколько болезненно реагировать на внедрение не знакомых ей институтов. Следовательно, их нужно адаптировать, чтобы получить эффект. Например, в целях гуманизации законодательства введены меры имущественной ответственности по коррупционным правонарушениям, но практика показала их ничтожную результативность. По всей видимости, на повестку дня встал вопрос о формировании сбалансированной системы мер юридической ответственности. Сейчас на международном уровне обсуждается тема института уголовной ответственности юридических лиц. Нам она незнакома. То есть технологии противодействия коррупции и антикоррупционных стандартов, на которые ориентируют международные документы, должны быть научно осмыслены.
На прошедшем форуме предложено сориентироваться на универсальную Конвенцию ООН 2003 года, к которой наша страна присоединилась в 2006 году и на базе которой развивается российское законодательство. Сейчас доминирующими тенденциями российского антикоррупционного законодательства стало, во-первых, наращивание именно специального антикоррупционного законодательства, влекущего за собой корреляцию других актов. Во-вторых — усиление антикоррупционного сегмента отраслевого законодательства. Таким образом, все больший спектр и отраслевого, и комплексного законодательства вовлекается в антикоррупционный сегмент. Достаточно серьезный антикоррупционный потенциал содержится в гражданском законодательстве.
Эффективность стандартов подтверждается правоприменительной практикой. До сих пор нам не удается обеспечить единство подходов к борьбе с коррупцией в публичной сфере и частном секторе. В сфере бизнеса зарегистрировано 4610 тысяч юридических лиц. А кто знает, что они тоже должны реализовывать антикоррупционные стандарты? Да единицы.
Я бы отметила некоторые проблемы в системе социального законодательства, где ощущается недостаток правового регулирования и избыточность декларативных норм. В уголовном законодательстве пошли по пути выявления пробелов, что, с одной стороны, замечательно, но, с другой — ведет к дроблению: уточняется круг объектов и субъектов преступного посягательства, множатся составы, усиливаются санкции… Наш институт долгие годы боролся за возвращение конфискации. Вернули. Но не как вид наказания, а как возможность в случае, если был предмет правонарушения, а если нет предмета, норма не работает…
Классический формат имплементации подразумевает присоединение или ратификацию международного акта. Наш подход более широкий — адаптировать международные правовые нормы в национальную правовую ткань. За этим стоят также организационные, административные, политические, воспитательные (с учетом укорененности традиции правового нигилизма на постсоветском пространстве) меры. Это позволит нам преодолеть фрагментацию заимствованных норм и выстраивать собственную продуманную антикоррупционную стратегию.