Поезд Памяти - 2024

вчераУчастников «Поезда Памяти» торжественно встретили в Полоцке

два дня назадУчастники «Поезда Памяти» играют в хоккей и стреляют из лука в Гродно

два дня назадСенатор Елена Афанасьева: Нужно запустить второй «Поезд Памяти»

Табачные акцизы — в регионы, страхование неработающих — на федеральный уровень

Все предложения Совфеда по бюджету нацелены на создание механизмов роста, модернизацию экономики и формирование благоприятного инвестиционного климата

28.07.2021 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Табачные акцизы — в регионы, страхование неработающих — на федеральный уровень
  © пресс-служба Совета Федерации

В осеннюю сессию сенаторы продолжат законодательную настройку налоговой системы и доработку инициативы по прямым количественным ограничениям в кредитовании, правовое регулирование плавающих процентных ставок и электронного архива. Кроме того, в палате регионов намерены доработать законопроект о цифровом профиле, который позволит упростить многие операции и сделать цифровую среду проще и доступнее. В интервью нашему изданию вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев подвел итоги весенней сессии и поделился планами на будущее.

- Президент России в Послании Федеральному Собранию отметил, что страна развивается только тогда, когда развиваются регионы, и что надо поощрять стремление субъектов РФ к самодостаточности. При подготовке сенаторами предложений по формированию концепции федерального бюджета на следующую трехлетку в какой мере этот акцент учтен?

- Самодостаточность регионов — это прежде всего наращивание собственного экономического потенциала. Предложения Совета Федерации к концепции бюджета на следующую трехлетку нацелены в том числе на создание механизмов роста, модернизацию экономики, формирование благоприятного инвестиционного климата. В постановлении отмечено, что стимулирование экономического роста возможно за счет мер налогового стимулирования, реализации инфраструктурных проектов с государственным участием.

Ряд рекомендаций касается оптимизации налоговой и административной нагрузки на субъекты МСП. В частности, это распространение механизма единого налогового платежа, предоставление регионам права устанавливать «нулевую» налоговую ставку для микропредприятий, применяющих упрощённую систему налогообложения, патентную систему налогообложения, впервые зарегистрированных и работающих в производственной, социальной или научной сферах, по аналогии с ИП.

В целом важно развивать и применять различные инструменты стимулирования, в том числе долгосрочного финансирования, через выпуск облигаций — для привлечения более дешевых заемных средств.

Мы всегда обращали внимание на то, что у каждого региона есть свои потенциально перспективные точки роста, развитие которых надо стимулировать.

Очень важно привлекать инвесторов: в последнее время мы на законодательном уровне сформировали много механизмов для инвестиционной привлекательности. Это и инструмент соглашений о защите и поощрении капиталовложений, и инфраструктурные кредиты на условиях софинансирования из внебюджетных источников.

В то же время межбюджетная политика должна быть выстроена таким образом, чтобы и стимулировать регионы к развитию, и поощрять эффективные субъекты РФ, и все-таки, понимая, что исторически у всех разные стартовые позиции, увеличивать финансовую поддержку для дотационных регионов, которых большое количество.

Сейчас в целом российские регионы недофинансированы примерно на 1 трлн рублей. Это в совокупности связано не только непосредственно с доходами и межбюджетными трансфертами, но и с выпадающими вследствие налоговых льгот, с переданными полномочиями федерации на региональный уровень.

Источники сокращения дефицита кроются в том числе в комплексных взвешенных решениях. Мы, например, предлагали обратить внимание на возможность передачи полномочий по страхованию неработающего населения на федеральный уровень, на пересмотр распределения акцизов на табак в пользу субъектов РФ, на необходимость корректировки льготы для движимого имущества так, чтобы она стимулировала модернизацию, но не распространялась на старое оборудование.

В настоящее время идет подготовка к Госсовету по теме межбюджетных отношений, мы активно вовлечены в этот процесс. Предстоит обсуждение этих и других эффективных мер на будущее.

- Какие меры сегодня предлагает кабмин для сбалансированности региональных бюджетов, достаточно ли их? Что предлагают сенаторы по повышению доходной базы регионов? ​

- Основным инструментом сбалансированности региональных бюджетов остаются межбюджетные трансферты. Приоритет в этой области — сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения.

Поэтому, например,  в отношении регионов с наиболее сложным социально-экономическим положением Правительство начало реализацию индивидуальных программ  развития. В условиях борьбы с пандемией, когда расходы регионов резко увеличились, Правительство оказывало дополнительную финансовую поддержку региональным бюджетам. Это порядка 300 миллиардов рублей.

Сегодня мы говорим о том, чтобы этот уровень сохранить и в ближайшей трехлетке.

В целом пандемия коронавирусной инфекции отразилась и на вопросах межбюджетного регулирования. Была создана комиссия Федерального Собрания, которая обеспечивает оперативное перераспределение бюджетных средств при необходимости в течение года. Работа комиссии продемонстрировала многие сильные и слабые стороны в части исполнения бюджета и достаточности финансирования. По итогам работы в текущем году мы считаем необходимым увеличение ассигнований инвестиционного характера на развитие учреждений здравоохранения, а также субвенций бюджетам территориальных ФОМСов.

Безусловно, для реализации инициатив необходимы источники дополнительного финансирования. Это возможно обеспечить в том числе за счет инвентаризации бюджетных расходов на реализацию государственных программ. Также есть предложения по совершенствованию таможенного и налогового администрирования, донастройки налоговой системы.

- Сенаторы неоднократно предлагали перечислять долю от табачных акцизов в региональные бюджеты. Правительство инициативу считало преждевременной из-за невозможности контролировать рынок, но теперь все сигареты маркируются. Не планируют ли сенаторы​ актуализировать тему?

- Действительно, вопрос перечисления доли акцизов в региональные бюджеты сенаторы поднимали на встрече с председателем Правительства Михаилом Мишустиным. Мы предлагали передать хотя бы 15 процентов акцизов субъектам РФ. Это позволит в том числе повысить их заинтересованность в улучшении качества администрирования, и в конечном итоге повысятся доходы бюджетов в целом.

Однако к этому вопросу надо подходить комплексно, пока однозначного решения нет. Мы продолжаем его обсуждение, в том числе в рамках подготовки к предстоящему Госсовету по теме межбюджетных отношений.

© АГН Москва/Андрей Любимов

- Неравный доступ к получению государственных ресурсов — одна из основных проблем, препятствующих развитию конкуренции. Законопроект о кредитных рейтингах рейтинговых агентств внесен в Госдуму в прошлом году. Есть ли вероятность, что с его принятием и облегчением доступа небольших региональных​ кредитных организаций к госсредствам ставки по кредитам для населения и предприятий снизятся?

- Для развития конкуренции на рынке финансовых услуг уже проделана большая работа. При этом действительно до сих пор остается актуальным вопрос неравного доступа к получению государственных ресурсов в рамках отдельных отраслей. Разные нормативные акты предусматривают различные критерии допуска к бюджетным средствам.

Зачастую это размер собственных средств банка или участие государства в его уставном капитале. Для того чтобы обеспечить единый подход и пропорциональный доступ к госресурсам для более широкого круга кредитных организаций, чтобы повысить равномерность распределения средств на финансовом рынке, мы предложили ориентироваться на кредитный рейтинг отечественных рейтинговых агентств как надежный достоверный показатель.

Соответствующий законопроект сейчас находится на стадии доработки в Государственной Думе. Принятие такого решения благоприятно отразится на качестве предоставляемых услуг и на условиях размещения средств на депозитах для непосредственных потребителей.

- Принятая еще до пандемии, в 2019 году, Центробанком «дорожная карта» по развитию финансового рынка была рассчитана на трехлетку. Что удалось выполнить из намеченного?

- Большая часть запланированных мероприятий реализована. Состоялся запуск финансовой платформы «Маркетплейс», которая  предоставляет дополнительные преимущества участникам финансового рынка, повышает конкуренцию и доступность финансовых услуг для потребителей.

Граждане получают возможность в доверительной среде получать услуги кредитных организаций, страховых компаний, совершать сделки с финансовыми инструментами в онлайн-режиме независимо от географического положения. Платформенное решение позволяет привлекать новых клиентов, снижать стоимость обслуживания.

Очень важным стало внедрение системы быстрых платежей. По поручению президента к ней должны подключиться все банки, для того чтобы значительно сократить расходы граждан и бизнеса. Был оперативно принят закон о биометрической идентификации. По нашему предложению принята норма, предусматривающая интеграцию платежных сервисов Apple pay, wallet и прочих с платежной системой «Мир», что способствует развитию национальной системы и обеспечению независимости на этом рынке.

В осеннюю сессию продолжится работа над законопроектом об электронном архиве, доработкой цифрового профиля, который позволит упростить многие операции и сделать цифровую среду проще и доступнее.

- Регулятор также планировал за три года расширить права бюро кредитных историй на получение, обработку и передачу персональных данных, а также на использование альтернативных скоринговых моделей, включая поведенческий скоринг на основе данных социальных сетей и иных легальных источников. Все цели достигнуты или остались какие-то недоделки?

- Совершенствование регулирования деятельности БКИ продолжается уже несколько лет. В конце весенней сессии мы внесли очередной законопроект, он уже точечно дорабатывает нюансы, связанные с повседневной работой БКИ, изменения направлены на совершенствование механизма формирования кредитной истории, они должны повысить эффективность работы бюро.

Мы также внесли законопроект по показателю долговой нагрузки. Законопроект предусматривает установление обязанности банков и микрофинансовых организаций проводить проверку имеющихся у потенциального заемщика кредитных обязательств, рассчитывать ПДН и информировать о нем заемщика до того, как он взял кредит, что станет еще одной мерой борьбы с закредитованностью граждан.

ПДН как соотношение среднемесячных платежей по всем кредитам к среднемесячному доходу наглядно демонстрирует гражданину возможные риски и в том числе способствует повышению финансовой грамотности. Законопроект еще будет дорабатываться ко второму чтению.

В отношении ПДН еще остались нерешенные вопросы. Сегодня кредитные организации проверяют величину доходов заемщика из подтверждающих документов, которые он сам им предоставляет, или из государственных информационных систем. Однако в силу различных обстоятельств многие граждане затрудняются подтвердить документально свой доход.

Данные из государственных систем, к которым есть доступ у финансовых организаций, тоже не всегда дают полную своевременную картину. Для оценки таких потенциальных заемщиков у банков есть свои внутренние инструменты проверки платежеспособности граждан, при этом важно, чтобы граждане сами получали информацию о своей закредитованности.

© пресс-служба Совета Федерации

Поэтому мы также поддерживали инициативу введения скорингового балла в обязательной части кредитной истории. Такой балл поможет потребителям финансовых услуг принимать финансовые решения взвешенно.

Мы также подготовили законопроект по регулированию кредитования с использованием плавающих процентных ставок. Решение о разработке законопроекта было принято по итогам совещания с президентом о ситуации в банковской сфере.

Долгосрочные кредиты с переменной ставкой очень чувствительны к изменению экономической ситуации. Например, при изменении процентной ставки по 15-летнему кредиту с 7 до 10 процентов ежемесячный платеж возрастет уже на 20 процентов и переплата увеличится более чем на 50.

Наиболее уязвимы к изменению процентных ставок, конечно, менее обеспеченные граждане. Рост платежей по кредитным обязательствам может привести к существенному увеличению долговой нагрузки для них.

Для того чтобы защитить граждан и не допустить однажды ситуации, которая когда-то сложилась с валютной ипотекой при резких изменениях экономических условий, мы разработали законодательные ограничения при применении переменной процентной ставки. Надеемся, что законопроект будет оперативно рассмотрен в период осенней сессии.

- Ранее вы отмечали необходимость дополнить «дорожную карту» по развитию финансовых инструментов. В частности,​ предусмотреть в документе меры совершенствования налоговых режимов в специальных административных районах (САР). В чем польза новации прежде всего для регионов?

- Такая мера необходима для повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности отечественных САРов, а также для создания комфортных налоговых условий для международных холдинговых структур.

Предложения касались в том числе сохранения действия норм законодательства и корпоративного управления государства, из которого перемещается резидент, в том числе для регулирования отношений между участниками и корпорацией, выпуска разных классов акций с разным набором прав, возможности лишения права голоса акционеров, нарушающих условия корпоративного договора.

Наша задача — сделать специальные административные районы максимально привлекательными для потенциальных резидентов. Эти меры, принимаемые государством, направлены на деофшоризацию, возвращение капитала в страну.

Мы в целом поддерживаем концепцию поощрения тех предпринимателей, которые оставляют прибыль внутри страны, в том числе в части налогового стимулирования, и повышения нагрузки на тех, кто выводит заработанное в стране в офшоры.

- Вы также предлагали исключить регуляторный арбитраж при налогообложении взносов по накопительному страхованию жизни и меры стимулирования факторинга в закупках. Для чего это нужно? Законопроект уже разработан или речь идет о нормативном акте ЦБ?

- Речь идет о внесении изменений в Налоговый кодекс в части исключения регуляторного арбитража для накопительного страхования жизни по сравнению с негосударственным пенсионным обеспечением. Эта инициатива пока прорабатывается, уже есть поддержка ряда ведомств. Ее реализация позволила бы повысить качество услуг для потребителя, способствовала бы развитию негосударственного пенсионного обеспечения, переносу нагрузки с государственной пенсионной системы.

Что касается факторинга, то наблюдается разное регулирование этого инструмента в рамках госзакупок и закупок для госкорпораций. Во многих документах по развитию финансового рынка предусмотрено стимулирование факторинга. При этом в рамках 44-го закона он фактически запрещен, хотя это полезный механизм для привлечения финансирования, который особенно пользуется спросом у малого и среднего бизнеса.

В период весенней сессии, несмотря на сохранившийся запрет факторинга, нам удалось принять норму, сокращающую срок оплаты поставщику по госконтракту, что также поможет малому бизнесу оперативнее получать финансовые средства для вложения в последующие проекты.

- Николай Андреевич, ранее вы обращали внимание, что на​ фондовый рынок приходят инвесторы, которые не​ всегда адекватно оценивают степень риска при проведении тех или иных финансовых операций, не​ обладают специальными знаниями. ​Что сегодня предлагают законодатели, чтобы уберечь их от необдуманных шагов и, возможно, разорения?

- Прежде всего мы предложили для решения этого вопроса внедрить систему тестирования. Срок начала тестирования мы оперативно, по поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, перенесли на более ранний период: с 1 апреля 2022 года на 1 октября 2021 года.

Тестирование должно ограничить от рисковых инструментов граждан, не обладающих должным уровнем знаний. Конечно, это касается сложных инструментов, которые требуют для полноценной оценки определенной компетенции.

Законопроект также обязывает предоставлять потребителям достоверную информацию о финансовом инструменте, включая все возможные риски. При этом появилось право Банка России ограничивать заключение финансовыми организациями договоров с неквалифицированными инвесторами, если выявлено, что была предоставлена неполная или недостоверная информация или если заключались сделки, запрещенные для неквалифицированных инвесторов.

© pexels

Появилась норма, предусматривающая обратный выкуп финансовых инструментов при многократных нарушениях, несущих риски для потребителей.

Еще мы дополнительно разработали поправки в закон об организации страхового дела. Документ, который уже внесен в Госдуму, поможет защитить права и законные интересы неквалифицированных инвесторов — физических лиц при заключении договоров страхования, которые содержат высокие инвестиционные риски.

- Количество хищений средств клиентов финансовых организаций, в​ том числе с​ использованием электронных средств платежа, в последние годы растет. Как бороться с этим злом?

- Количество таких хищений действительно, растет. Для решения проблемы необходимо в первую очередь усиливать систему защиты информации. Можно также ужесточить ответственность за совершение подобных преступлений, и, конечно, самой важной задачей является повышение финансовой грамотности населения.

Стратегия повышения финансовой грамотности, которая реализуется в России, уже принесла определенные результаты. Совместно с Минфином и Банком России мы продолжаем работу по распространению лучших практик среди регионов: это в том числе распространение образовательных программ, создание мобильных сервисов, запуск в работу портала «Финансовая культура», открытие методического центра для помощи регионам с подготовкой специальных пособий и многое другое.

Мы также продолжаем работать над законодательной инициативой по созданию механизма пресечения противоправных действий путем ограничения сомнительных операций по переводу денежных средств.

Еще одной действенной мерой стала бы социальная реклама. Мы предлагали рассмотреть возможность участия в том числе финансовых организаций, возможно, на условиях софинансировани, для масштабирования такой социальной рекламы.

- Поговорим об итогах весенней сессии. Расскажите о законах, принятых в финансовой сфере.

- Основным в работе в период весенней сессии стало, безусловно, законодательное обеспечение поручений президента. Так, принят закон о льготном налогообложении организаций общественного питания, принят большой оптимизационный закон с изменениями контрактной системы, включая сокращение сроков оплаты контрактов и увеличение доли закупок у малого бизнеса.

Отдельно хотелось бы остановиться на теме укрепления финансового положения регионов. В весеннюю сессию мы определили новый инструмент развития — инфраструктурные кредиты со сроком погашения до 15 лет и ставкой не более трех процентов годовых. Уже по утвержденной методике регионы получат 500 миллиардов рублей, и, по решению президента, в будущем эта сумма может быть еще увеличена. Это отличная возможность для того, чтобы обеспечить ускоренное развитие.

Как отметила Валентина Ивановна Матвиенко по итогам сессии, нам нужны сильные, успешные, самодостаточные регионы, и бюджетная политика государства должна решать именно эту задачу. По настоянию Совета Федерации лимиты на инфраструктурные кредиты были распределены практически среди всех субъектов РФ по численности населения, но и с учетом их закредитованности, чтобы поощрять тех, кто вел взвешенную долговую политику.

Мы уже утвердили правила получения и использования средств, распределили лимиты между субъектами, утвердили правила отбора инфраструктурных кредитов. Уже сегодня регионы должны начать активную работу по подбору соответствующих проектов.

В весеннюю сессию мы также продлили применение пониженной ставки НДС для внутренних воздушных перевозок, предусмотрели неприкосновенность МРОТ при взыскании задолженности, период охлаждения для всех дополнительных услуг при кредитовании. Был принят закон о запрете на размещение в Интернете информации о финансовых пирамидах, рекламы нелегальных кредиторов, запрете фишинговых сайтов. Сессия была очень продуктивной.

- Планы на осень: каковы наиболее важные поправки, которые сенаторы намерены принять до конца года?

- Мы доработаем инициативу по прямым количественным ограничениям в кредитовании. Также планируем рассмотреть законопроект о регулировании плавающих процентных ставок, о развитии сервиса «Работа в России» для дистанционного взаимодействия работников с работодателями и введении платформы «Знай своего клиента» — для упрощения проверки потребителей кредитными организациями. Это необходимо для противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

Донастройка налоговой системы также может повлечь дальнейшие изменения в кодекс.

Кроме того, будет продолжена работа над изменениями в рамках развития специальных административных районов. Мы также во взаимодействии с Правительством дорабатываем решения по пресечению нелегальных схем занижения стоимости импортируемых товаров и по сбалансированности налоговых льгот в отношении движимого имущества с учетом необходимости компенсации выпадающих доходов регионов.