Страны и их конституции
20 лет Конституции РФ — Мировой конституционный процесс восходит еще к временам древнего Шумера
В свое время Владимир Маяковский радовался «Другим странам по сто. История — пастью гроба. А моя страна — подросток: твори, выдумывай, пробуй!» — Время и жизнь распорядились таким образом, что несколько десятилетий спустя после этой хрестоматийной реплики страна-подросток с тысячелетней историей снова была поставлена перед необходимостью «творить, выдумывать, пробовать», правда, теперь уже не отвергая, а заимствуя многое из сотворенного и выдуманного теми, кому по сто и даже больше.
Сегодня, оглядываясь на два последние десятилетия, обнаруживаем, что заимствованными оказывались не только идеи и принципы, но и казусы, ошибки и коллизии. Начиная с самого факта, что дважды за столетие — в начале и в конце исторического эксперимента — России пришлось создавать принципиально новый Основной закон, причем в 1918 году о какой-либо преемственности речи вообще быть не могло в силу отсутствия у Российской империи конституции как таковой. Да и не шла тогда речь ни о какой преемственности, напротив, новая власть горела желанием разрушить старый мир до основанья и отряхнуть его прах со своих ног.
Кризис 1993 года, в свою очередь, оказался спровоцирован невозможностью втиснуть новые общественно-политические и экономические реалии в «брежневскую» конституцию, написанную для совершенно другого государства. Равным образом практически все страны реагировали на переломные моменты в своей истории полной переработкой действовавших до того момента конституций или созданием новых. Во Франции от революции до реставрации за два с половиной десятилетия их сменилось до десятка. Германия за неполные 100 лет от первого объединения до второго получила 5 конституций (включая две конституции ГДР) и полтора десятка лет жила фактически без оной.
Интересно, что после всех драматических коллизий в современной России формально продолжает действовать ряд законов и прочих актов из советского прошлого. Очевидно, громадность стоящих перед законодателями государственных задач и необходимость срочного на них реагирования не всегда оставляют время для необходимой инвентаризации. Например, сохраняет силу закон РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры». То, что памятники продолжают гибнуть, относится не столько к закону, подредактированному в 2002 году, сколько к правоприменительной практике. Семь лет спустя отреставрировали закон от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР», он тоже продолжает действовать.
Случаются и более любопытные казусы. В ходе недавних бурных дебатов по поводу реорганизации РАН среди многих прочих остался без внятного ответа вопрос, почему, собственно, с принятием закона требовалось так спешить, ведь поспешность, согласно народной мудрости, хороша совсем при другом занятии. Но — приняли, внеся попутно изменения в отдельные законодательные акты РФ. Оставив при этом не отмененным, не измененным, а следовательно, не потерявшим юридическую силу Указ Президента РСФСР от 21 ноября 1991 года «Об организации Российской академии наук». Он же, в частности, все числившиеся за АН СССР на территории России материальные ценности передавал в собственность РАН, а правительству предписывал закрепить за институтами, лабораториями, предприятиями и организациями, включаемыми в систему РАН, их здания, основные фонды и другое движимое и недвижимое имущество.
Даже такое прискорбное явление, как торговля парламентскими креслами, не является ни чем-то новым, ни сугубо отечественным изобретением. Английский король Яков I еще в начале XVII века озадачился вопросом, нельзя ли назначение в палату лордов сделать прибыльным бизнесом. И сделал. Спрос опережал предложение: к концу правления практичного монарха численность пэров в палате удвоилась. Карл I продолжил дело своего предшественника. Правда, он в итоге плохо кончил, но вовсе не из-за коммерческой своей жилки.
В целом же мировой конституционный процесс восходит еще ко временам древнего Шумера первым известным нам
Кодекс Юстиниана, |
задокументированным сводом законов является Кодекс Ур-Намму, правившего в городе Ур четыре тысячи лет назад. В 594 году до н.э. при правителе Солоне конституцией обзавелись Афины. А вот Древний Рим с объединением своих законов в единый документ подзадержался почти на 900 лет, минувшие от создания «12 таблиц» до Кодекса Феодосия.
Западной части империи на момент его принятия жить оставалось меньше полувека. В 604 году н.э. первая конституция — «Законоположения в семнадцати статьях» — появляется в Японии, ее автором считается принц Сётоку. Приблизительно через пару десятилетий пророк Мухаммед составит Конституцию Медины, адресованную всем жителям первого исламского государства — мусульманам, иудеям и язычникам.
Из действующих самой старой является конституция Сан-Марино. Принятая в 1600 году, она базируется на городском уставе, который древнее ее еще на три века и в свою очередь вдохновлялся Кодексом Юстиниана (529-533 н.э.). Если же говорить о документах, оказавших и продолжающих оказывать влияние на мировой конституционный процесс (начиная от преамбулы, так или иначе отразившейся во многих последовавших аналогичных документах, включая Устав ООН и Конституцию России), следует назвать прежде всего конституцию США, принятую на конвенте в Филадельфии 17 сентября 1787 года и ратифицированную впоследствии представителями всех 13 первоначальных штатов.
В ее основу положены принципы разделения властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями, система сдержек и противовесов, закреплялась значительная самостоятельность субъектов федерации (штатов). Первоначальный текст дополнил Билль о правах (первые 10 поправок, закрепившие базовые права личности), одобренный конгрессом два года спустя. Всего же за 226 минувших лет к американской конституции были приняты 27 поправок, отцы-законодатели по праву могут гордиться качеством своей работы. С другой стороны, во Франции по сложившейся традиции до последнего времени предпочитали писать новый основной закон, чем латать, дополнять и переиначивать прежний.
А вот бывшие колониальные хозяева североамериканских штатов как жили тогда, так и продолжают жить вообще без конституции — такова одна из священных британских традиций. Надо сказать, что особых неудобств по этому поводу на Альбионе не испытывают и «исправляться» не собираются. Впрочем, в мире они не одиноки, не имеют конституций в традиционном представлении также Израиль, Канада, Новая Зеландия. То, что можно понимать под канадской конституцией, представляет собой свод из трех десятков базовых документов.
Нельзя сказать, что Россия оставалась совсем уж в стороне от конституционного процесса. «План государственного преобразования» Михаила Сперанского и «Государственная уставная грамота» Николая Новосильцева и Петра Вяземского, подготовленные по указанию Александра I и предусматривавшие переход к конституционной монархии, разделение властей, отмену крепостного права потенциально были способны вписать империю в мейнстрим мирового развития. Однако у монарха не хватило либо воли, либо государственной мудрости решиться на столь смелый шаг.
Решимости вполне хватало у царя-реформатора Александра II, который отменил-таки крепостное право, принял Земское положение, Городское положение, Судебные уставы, реформировал просвещение, отменил телесные наказания. По злой иронии судьбы император погиб от бомбы, брошенной террористом-народовольцем в день, когда должен был подписать конституционный проект, предусматривавший возможность ограничения самодержавной власти в пользу органов с ограниченным народным представительством. Вместо этого его наследник Александр III выпустит Манифест о незыблемости самодержавия.
Пройдет еще четверть века, прежде чем невозможность более удерживать гигантскую страну в режиме жесткого самодержавного управления вынудит Николая II даровать народу «Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка», провозгласивший основные права и свободы личности, и подписать Указы об учреждении Государственной Думы и переустройстве Государственного совета. Как показали дальнейшие события, с введением представительной демократии романовская династия безнадежно опоздала. И тем легче ее слабые ростки оказалось вырвать новой власти, для которой «демократическая республика, учредительное собрание, всенародные выборы и т. п. есть диктатура буржуазии, и для освобождения труда от ига капитала нет иного пути, как смена этой диктатуры диктатурой пролетариата». Сменили. Заплатили дорого. Вернулись к исходной точке.
Можно только позавидовать исландцам, чей парламент — альтинг — благополучно пережил целое тысячелетие (с 930 года). Изначально он напоминал наше Новгородское вече: раз в два-три года летом все свободные мужчины острова собирались на совет в поле на берегу озера Тингвадлаватн. В основном там разрешали споры, но также голосовали (в прямом смысле) и принимали законы. Например, альтинг санкционировал принятие христианства в 1000 году. Ставить мудрость предков под сомнение у викингов не принято — в стране до сих пор действует стародавний закон, гласящий: лошадь, единожды увезенная с острова, обратно вернуться не может. Так решило «вече» в 982 году, и отменять закон никто не собирается. Сегодня альтинг — обычный избираемый однопалатный парламент, заседающий на постоянной основе в Рейкьявике.
Французы, как уже отмечалось, отличаются от викингов своим непостоянством. Выливалось оно не только в создание все новых конституций, но и в сам подход к их основополагающим принципам. Так, десятилетие после Французской революции ознаменовалось бесконечными спорами, кто может быть наделен правом заседать в парламенте, т.е. представлять нацию. Сначала это были депутаты, потом парижские мобилизованные, комитет общественного спасения. Соответственно, «мягкую» революцию сменил террор, затем реакция, военная диктатура. Каждый новый режим неизменно объявлял, что правит от имени и для народа… Затянувшиеся поиски «правильной» представительной демократии кончились, когда пришел генерал Бонапарт и короновался в императоры.
Конституция США |
Собственно говоря, французские законодатели лишь продолжили вековечный спор о демократии, начавшийся тогда и там, когда и где она зародилась — в Древней Греции. Ее критики уже тогда утверждали, что народ не может служить источником власти — слишком для этого собрание вместе случайных людей подчинено сиюминутным интересам, подвержено эмоциям и легко манипулируемо. Чему, кстати, и в античности были красноречивые примеры: в Афинах, как мы помним, глас народа вынес смертный приговор Сократу, а в Иерусалиме послал на распятие Христа. Не случайно Платон, словно предвосхищая итог Французской революции, предупреждал, что избыток демократии ведет к тирании.
Как в конституционном праве несомненным ориентиром служит конституция США, так, законодательные органы многих стран в качестве модели используют заседающий в Вестминстерском дворце британский парламент, прозванный «матерью всех парламентов», пусть даже упомянутый ранее альтинг старше его на несколько столетий — первый выборный парламент в Англии был созван в 1265 году. Через полвека он уже имел две палаты — в одной заседали высшая аристократия и высшее духовенство, в другой были представлены рыцари и горожане. Первая впоследствии станет палатой лордов, вторая — общин. Каждый закон требовал для принятия согласие с ним обеих палат и монарха. На короткий период в середине XVII века после казни короля Карла I Вестминстер объединил функции законодательной и исполнительной власти, но в конечном счете дело закончилось восстановлением монархии при параллельном значительном усилении власти парламента (Билль о правах 1689 года). Тогда же на арену впервые вышли политические партии тори и виги.
Становление конституционной монархии пошло более споро, когда на престоле в начале XVIII века воцарился Георг I из Ганновера, не знавший языка своих подданных. В королевские обязанности входило председательство в совете министров, что при таком обороте дел превратилось в скверный анекдот. Вести заседания, таким образом, поручалось ведущему министру (на тот момент Роберту Уолполу), который к конце правления немца де-факто превратился в первого премьер-министра. Еще через 100 лет право определять, кто станет премьером, неторопливые англичане закрепят навеки за парламентом.
В сегодняшнем мире британская модель представительной демократии является одной из двух доминирующих на планете наряду с западноевропейской. Если вестминстерская модель делает упор на состязательность открытых дебатов, на первый план выдвигая пленарные заседания, то в европейской (консенсусной), напротив, основная работа проводится в комитетах и комиссиях. В вестминстерской модели депутаты, получившие посты в кабинете, остаются действующими членами парламента, в европейской они, даже сохраняя мандаты, как в Швеции или Голландии, лишаются права голосовать.
Также сколько стран, столько и вариантов формирования кабинета министров. В рамках вестминстерской системы (Великобритания и страны Содружества) премьерский портфель автоматически достается лидеру крупнейшей парламентской партии, хотя (снова дань традиции) формально фамилию должен озвучить царствующий монарх или генерал-губернатор. В Ирландии, наоборот, парламент номинирует премьер-министра, назначить которого формально должен президент. В Германии и Испании глава государства вносит кандидатуру (победителя на выборах) для ее утверждения парламентом. В Италии, Румынии и Таиланде назначенный главой государства премьер должен в установленный срок получить вотум доверия у законодателей. В Японии и Пакистане глава кабинета избирается самими парламентариями, в Швеции — назначается спикером риксдага (парламента).
Что характерно, независимо от процедуры любая практикуемая форма в перечисленных странах считается демократической и легитимной. И только в России, наоборот, любая процедура априори рассматривается как недемократичная или недостаточно демократичная.