Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Союз нерушимый… Евразийский

1 января 2015 года вступил в силу в полном объеме Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

В него вошли Россия, Казахстан, Беларусь и Армения. Вскоре к союзу присоединится Киргизия. Переговоры об интеграции с ним, в том числе путем создания зон свободной торговли, ведут Вьетнам, Индия, Израиль, Египет и многие другие страны.

25.02.2015 15:56

Союз нерушимый… Евразийский
Так начинался Евразийский союз (Президенты: Казахстана — Нурсултан Назарбаев, Беларуси — Александр Лукашенко и России — Владимир Путин)

Зачем Клинтон вбивала клин

То, что новое интеграционное объединение при всех его се­годняшних недостатках, связанных с периодом становления, с имеющимися пока противоречиями между странами-участни­цами, не бутафория, а очень перспективный и жизнеспособный проект глобального масштаба, лучше всего свидетельствует не­равнодушная реакция наших заклятых «партнеров».

Например, еще в конце 2012 года возглавлявшая тогда Гос­департамент США Хиллари Клинтон заявила: «Мы отмечаем некий сдвиг в сторону повторной советизации региона. Но, конечно, это не будет называться именно так. Это будет назы­ваться Таможенным союзом, Евразийским союзом или чем-то в этом роде. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараем­ся разработать эффективные способы того, как замедлить или предотвратить это».

Фантомы прошлого, когда стремление объединившихся стран к эффективному и взаимовыгодному экономическо­му сотрудничеству переводят исключительно в плоскость политических козней и объявляют попыткой реанимации советской империи под флагом интеграции, витают не только в голове экс-главы американского Госдепа. Особен­но усердствуют некоторые восточноевропейские эксперты. Чего стоит подготовленный одной литовской исследова­тельской организацией доклад с красноречивым названи­ем «Евразийский союз: вызов для Евросоюза и государств «Восточного партнерства»». Выводы экспертов подобны пистолетным выстрелам: под эгидой России идет насиль­ственная и неравноправная интеграция; Евразийский эко­номический союз — нелиберальный проект нелиберальных режимов по упрощению торгового режима между собой. Договорились даже до того, что предшественник ЕАЭС — Таможенный союз прямо ответственен за современный гео­политический кризис в Европе!

Масла в огонь подливают и некоторые средства массо­вой информации, наводя тень на плетень. Заголовки ма­териалов — «Союз утопающих: вовремя ли Россия взялась строить ЕАЭС?», «ЕАЭС: мертворожденный союз» и тому подобные говорят сами за себя.

О «нелиберальности» проекта, «имперских амбициях» погово­рим ниже. А пока отметим, по­жалуй, ключевую причину тако­го неравнодушного отношения к ЕАЭС некоторых наших запад­ных «партнеров». Численность населения стран-участниц Ев­разийского экономического со­юза почти в пять раз меньше, чем вместе взятых США и Евросоюза при большей почти в полтора раза территории государств ЕАЭС и их уникаль­ном ресурсном потенциале, который был и остается пред­метом постоянного беспокойства на Западе. А как же не беспокоиться, если с учетом имеющихся у нас полезных ископаемых, очень выгодного месторасположения наших стран между Азией и Европой, имеющегося интеллекту­ального потенциала новый интеграционный проект уже в скором будущем может обеспечить ЕАЭС одно из ли­дирующих мест не только в региональной, но и мировой экономике?

Вот и пускают в ход все что ни попадя — от беспреце­дентной по лживости и грязи обработки общественного мнения до государственных переворотов и надуманных санкций, чтобы вставить как можно больше палок в колеса, вбить как можно больше клиньев между странами-участ­ницами ЕАЭС и их потенциальными партнерами, в том чис­ле в Европейском союзе.

Что такое ЕАЭС?

Для справки: Евразийский экономический союз — междуна­родная организация региональной экономической интегра­ции. ЕАЭС обладает международной правосубъектностью для обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведения скоординированной, со­гласованной или единой политики в отраслях экономики. Союз создан в целях всесторонней модернизации, коопе­рации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения госу­дарств-членов. То есть, в отличие от многих других между­народных объединений, деятельность которых ограничива­ется намерениями и рекомендациями, ЕАЭС — организация практических дел, что подтверждает Договор о создании Евразийского экономического союза. Конечно, невозможно в журнальном материале подробно пройтись по этому поч­ти 700-страничному с 28 разделами, 118 статьями и 32 при­ложениями документу, но хотя бы пунктирно обозначить его суть постараюсь.

Прежде всего, в Договоре закреплен статус ЕАЭС как полноформатной международной организации, что позво­ляет ей выступать именно с позиций союза, а не отдельной страны-участницы, в том числе при контактах с другими общепризнанными международными организациями.

В документе четко прописано то, что дает исчерпыва­ющий ответ госпоже Клинтон и иже с ней относительно их беспокойства по поводу «со­ветизации» постсоветского про­странства и «нелиберальности» нового интеграционного проек­та. В частности, зафиксированы принципы суверенного равен­ства государств и территориаль­ной целостности, заложен меха­низм консенсуса при принятии решений на всех уровнях.

А разве не вершиной демо­кратии является заложенный в Договоре принцип равного представительства сторон в органах ЕАЭС, которое не зави­сит от доли страны-участницы в бюджете союза, от вклада ее экономики в общее дело? То есть количество рабочих мест в аппарате союза и во всех его органах выделяется в равных пропорциях. Таким же образом учитывается коли­чество голосов при принятии решений. О каких «имперских амбициях» России может идти речь, если такой механизм практически нивелирует ее возможности в одностороннем порядке влиять на решения ЕАЭС? И это при том, что эко­номический вклад нашей страны в союз составляет 90 про­центов, а налоговые и таможенные поступления — почти 88 процентов от общего объема финансовых поступлений. Кстати, в Таможенном союзе Россия действительно доми­нировала, имея 57 процентов голосов. В ЕАЭС такого лидер­ства одной страны нет.

В Договоре закреплены обязательства стран-участниц по дальнейшей интеграции с учетом отраслевого принци­па, по скоординированной экономической политике с це­лью повышения благосостояния граждан союза, укрепле­ния наших экономик, повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Последнему будет способствовать то, что Договор полностью соответствует нормам и правилам Всемирной торговой организации, включающей в себя 160 членов (это, кстати, тоже к вопросу о либерализме в ЕАЭС).

В особой части Договора предусмотрен формат двухсто­ронних обсуждений по всем спорным вопросам, в том чис­ле в такой чувствительной сфере, как оборот минеральных ресурсов.

По мнению экспертов, при всех его положительных ка­чествах Договор не лишен недостатков. Иначе, видимо, и быть не может, учитывая то, что документ неразрывно связан с продолжающимся живым и очень сложным про­цессом интеграции, которая сродни решению уравнения со многими неизвестными. Но недаром самый известный евразиец Лев Гумилев учил: «Сила системы в ее сложности».

От теории — к практике

В том, что в новогодние дни бокал за вступление в дей­ствие Договора о создании ЕАЭС поднял Президент Казах­стана Нурсултан Назарбаев, сомневаться не приходится. Именно он, выступая в 1994 году в Московском государ­ственном университете имени М. В. Ломоносова, впервые озвучил идею создания Евразийского союза. В тех усло­виях, когда на руинах советской империи отдельные но­воявленные республики пребывали в состоянии, близком к агонии, многим казалось, что это было все равно, что плес­нуть керосином в еще дымя­щийся костер.

Но посылы казахстанско­го руководителя, который, как никто из его бывших союзных коллег, осознавал значимость утраченного, были просты и понятны. Современная евра­зийская интеграция — это не возврат к Советскому Союзу. Это по-настоящему равно­правное сотрудничество независимо от экономического потенциала и величины страны. Это — кооперация, пре­жде всего с ближайшими соседями. Это развитие с уче­том положительного предыдущего опыта, а не консерва­ция прежнего состояния. Это знаменитое назарбаевское: «Сначала экономика, потом политика».

Не сразу идея создания нового Евразийского союза на­шла адекватное воплощение. Но это произошло. В меньшей или большей степени тому способствовали такие формиро­вания, как Содружество Независимых Государств, Единое экономическое пространство, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, что, в конце концов, и при­вело к Договору о создании ЕАЭС. Подчеркну, что Прези­дент Казахстана всегда оставался инициатором, последова­тельным сторонником и активным катализатором процес­са экономической интеграции. Недаром Президент России Владимир Путин, находясь 29 мая 2014 года в Астане на подписании Договора о ЕАЭС, отметил символичность того, что это происходит «именно в столице Казахстана, ведь у истоков идеи Евразийского союза стоял Нурсултан Назар­баев». И это еще один повод для размышлений и объектив­ных выводов (если они на такое способны) недоброжелате­лям евразийской интеграции, беспокоящимся о российской экспансии на постсоветском пространстве.

Практическое становление Евразийского союза идет не­просто. И это подтверждает, вспоминая вышеприведенный заголовок в одном из СМИ — «ЕАЭС: мертворожденный союз», мрачноватую шутку о том, что «только мертвые не потеют». Проблем, над которыми надо изрядно попотеть, еще действительно много. Например, в России налоги на добавленную стоимость, на доходы физических лиц и ряд других значительно выше, чем в Казахстане. Острой оста­ется проблема реэкспорта продукции через территорию стран-участниц ЕАЭС, которая усугубилась после нашего ответа на санкции против России.

Не раз во время поездок в Казахстан и Беларусь при­ходилось сталкиваться с обескураживающими примерами. Предприниматель возмущался тем, что для оформления разрешения на перевозку крупногабаритного груза на не­скольких автомобилях через находящуюся в 50 километрах границу с Казахстаном приходится долго и нудно получать необходимый документ в Москве, который отличается от выдаваемого на месте, в Оренбурге, лишь цветом бланка. Казахстанский сенатор сетовал на то, что при перевозке железнодорожным транзитом местного зерна в Новорос­сийский порт тариф на тонну продукта из Казахстана поч­ти в два раза выше российского при абсолютно одинаковых ус­ловиях транспортировки. А один из руководителей белорусского таможенного комитета призна­вал, что, несмотря на сформи­рованное законодательство и имеющиеся механизмы для ре­шения возникающих вопросов через Евразийскую экономиче­скую комиссию, нормализовать работу интеграционного союза не так просто, учитывая особенности каждой из стран-участниц.

Проблем становления, конечно, не избежать. Но эффект интеграции тоже налицо. Например, за первый год работы Таможенного союза взаимный товарооборот между Россией, Казахстаном и Беларусью по отношению к базовому 2010 году вырос почти на 34 процента, а в следующем — почти на 44 процента. Расклад по отдельным странам таков: рост экспорта России в 2010 году, когда был введен Единый тамо­женный тариф, составил 119 процентов, а в 2011 году — 133 процента. Соответствующие показатели Беларуси — 149 и 145 процентов, Казахстана — 167 и 124 процента. А в 2012 году доля экспорта обработанных товаров в рамках Тамо­женного союза впервые превзошла долю экспорта сырья и составила 58 процентов. Одна из причин ухода от сырьевой зависимости — восстановление прямых производственных связей между предприятиями наших стран. Производствен­но-кооперационное сотрудничество только с одной Белару­сью обеспечивает России около трех миллионов рабочих мест. Более восьми тысяч российских и белорусских пред­приятий нуждаются во взаимных поставках.

Правда, на сегодняшний день такой ресурс роста, как снятие таможенных барьеров, почти исчерпал себя, поэтому дальнейшее наращивание показателей требует качественно­го улучшения работы интеграционного объединения.

«Успех интеграции, — подчеркнула недавно Председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко, — в зна­чительной степени зависит от того, сможем ли мы четко и ясно идентифицировать возникающие уже на этом этапе проблемы. Сумеем ли сделать выверенные выводы и реко­мендации по преодолению возможных центробежных тен­денций на этапе становления ЕАЭС в условиях сегодняшней мировой конъюнктуры. Совершенно очевидно, что ключ к решению возникающих проблем — в активном поиске раз­умного баланса общих интересов в процессе интеграции и интересов отдельных государств».

Естественно, такой «разумный баланс» должен быть за­креплен законодательно. И этим занимаются как страны-участницы ЕАЭС, так и наднациональные органы. Напри­мер, Евразийская экономическая комиссия работает над совершенствованием антимонопольного законодательства. Уже принят модельный закон о конкуренции, идет работа над Антимонопольным кодексом ЕАЭС. По словам мини­стра по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлана Алдабергенова, «опираясь на передовой меж­дународный опыт, мы готовим соответствующие рекомен­дации»: «Например, одна из норм, рекомендованных нами России, касается усиления контроля за созданием предпри­ятий, где 50 процентов акций принадлежит государству… А Казахстану, в свою очередь, мы рекомендуем усилить контроль за осуществлением государственных закупок и введение института предостережения и предупреждения за нарушения антимонопольного законодательства». Как видим из этого примера, Россия и здесь присутствует ис­ключительно как равная среди равных, получая и воспри­нимая критические замечания от ЕЭК.

Процесс пошел. Каков результат?

То, что успешная реализация проекта ЕАЭС станет мощней­шим локомотивом экономического роста входящих в него стран-участниц, сомнению не подлежит. Но для ускорения процесса интеграции он должен наряду с сугубо экономи­ческими и законодательными мерами получить широкую информационную и экспертную поддержку. Пока, к сожале­нию, общество слабо информируют об этом, что подтвердил прошедший недавно в пресс-центре Евразийской экономи­ческой комиссии «круглый стол» «Евразийская экономиче­ская интеграция: экспертный взгляд». В основном разговор шел вокруг презентованной книги Дмитрия Евстафьева и Кирилла Привалова «Евразия: новые горизонты интеграции».

По замыслу авторов, целью книги как раз и было до­ходчиво рассказать об интеграционных процессах самому широкому кругу читателей, вовлечь в диалог чиновников, экономистов, политологов, преподавателей, студентов. Участники дискуссии согласились, что в условиях инфор­мационного голода подобные работы имеют большое зна­чение для разъяснения и популяризации идей евразийской экономической интеграции. «Надо, чтобы каждый человек понял и почувствовал, что конкретно ему дает интеграци­онный проект, какие возможности и перспективы открыва­ет новый общий рынок», — отметил директор Департамента макроэкономической политики ЕЭК Евгений Хотулев.

А возможности, подтверждают эксперты, огромные. «Создание единого рынка труда, услуг и капитала даст эффект геометрической прогрессии, когда наши произво­дители и товары, произведенные в ЕАЭС, станут привле­кательными для иностранных инвестиций и крупнейших мировых рынков. Эффект объединения потенциалов уже сейчас хорошо заметен на примере взаимодействия при­граничных регионов России и Казахстана», — констатировал генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

По словам одного из авторов книги, профессора НИУ ВШЭ Дмитрия Евстафьева, ЕАЭС крайне нужны флагман­ские инфраструктурные проекты, которые позволят при­дать новый ощутимый импульс интеграции. «Новое евразий­ство — прагматическое, — говорит он. — Только прагматизм в данном случае подразумевает нацеленность всех идеоло­гических построений и концепций развития на достижение практических результатов и на укрепление экономики».

И такие совместные проекты, предприятия, являющиеся мощными скрепами евразийской интеграции, уже есть. В ракетно-космической отрасли это строительство комплекса нового поколения «Байтерек», который даст возможность заменить запуски экологически вредных носителей типа «Протон» на ракетоноситель «Зенит». В машиностроении — производство в казахстанском городе Кокшетау автотех­ники КамАЗ, уже выпущено более четырех тысяч единиц такой техники. В сфере инновационных экологических технологий создана первая казахстано-российская научно-производственная компания «Тенре-Аэролайф» по проекти­рованию, производству и сервисному обслуживанию инно­вационных систем очистки воздуха на основе технологии фотокатализа.

И таких примеров становится все больше и больше. Про­цесс, что называется, пошел. А значит, будет и результат. Да, он, собственно, уже есть, о чем говорят выше приведен­ные цифры и факты. И это — самый убедительный ответ тем недоброжелателям, кто грозится «замедлить» или «пре­дотвратить» процесс евразийской интеграции. У меня даже мелькнула крамольная, на первый взгляд, мысль: пусть эти санкции Запада в отношении России сохранятся подольше — это заставит нас быстрее мобилизоваться и активнее осу­ществлять давно назревшие преобразования.

Созвучные размышления прозвучали на «круглом столе» от генерального директора Информационно-аналитического центра по изучению процессов на постсоветском пространстве МГУ имени М. В. Ломоносова Сергея Рекеды: «Сегодня очень много говорят об интеграции в контексте сложных социально-экономических процессов, и прежде всего о том, как повлияет кризис на интеграцию. При этом мало кто говорит о том, как сама интеграция может способствовать преодолению негативных явлений. Сегодня важно понять, что это не процесс ради процесса, а инструмент решения проблем, развития, модернизации экономик стран-участниц». Одним словом, Клинтон, тьфу! — клин клином вышибают. Добавлю только, что делать это нам надо не вопреки кому-то, а ради нас самих.

Юрий Говердовский
 
Союз Евразийский
Читайте нас в Дзен
Просмотров 4103