Соцсетям предложат не навязывать пользователям чьи-то убеждения

По большей части такие убеждения содержатся в рекомендательных алгоритмах сетей, но их отключение должно находиться в руках юзеров

15.10.2021 15:56

Автор: Дмитрий Литвинов

Соцсетям предложат не навязывать пользователям чьи-то убеждения
Антон Горелкин © Игорь Самохвалов/ПГ

Изучая интересы пользователя, социальная сеть, интернет-магазин или онлайн-кинотеатр могут предлагать ему тот или иной контент. Рекомендательные алгоритмы не прозрачны, в большинстве случаев их нельзя отключить. Чтобы этого не происходило, в Госдуме готовят законопроект, который станет очередным, но далеко не последним шагом в регулировании IT-отрасли. Как будет развиваться законодательство в этой сфере, «Парламентской газете» рассказал зампредседателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.

- Антон Вадимович, когда планируется внести законопроект о рекомендательных алгоритмах?

- Надеюсь, это произойдёт до конца года, но уверенности нет, потому что нам важно услышать мнение индустрии и исключить влияние на бизнес. Мы не хотим, чтобы страдали бизнес-процессы. Законопроект касается рекомендательных алгоритмов, в первую очередь для соцсетей и видеохостингов, поскольку они имеют большое влияние на общественное мнение. Включать ли сюда регулирование онлайн-кинотеатров и маркетплейсов — вопрос дискуссионный.

Сегодня регулированием рекомендательных алгоритмов занимается весь мир, но он, как и Россия, находится в начале пути. В 2020 году Еврокомиссия начала публичные консультации по поводу разрабатываемого закона о цифровых услугах, который должен сформировать единые правила на территории Евросоюза. Там хотят добиться прозрачности в алгоритмах, которые используются для рекомендации контента пользователям. Принятые в Европе Общие правила защиты данных (GDPR) ограничивают использование решений, основанных на автоматизированной обработке, поскольку такие решения оказывают значительное влияние на пользователя.

- Почему это плохо?

- Когда речь идёт о маркетплейсах, то особых проблем нет. Ты покупаешь кресло — тебе затем предлагают стол или табуретку, что даже удобно, поскольку там десятки тысяч товаров. Но когда мы говорим о политике, об идеологии, о культурном коде, то возникают большие противоречия. На последних выборах президента в США мы видели, как используются рекомендательные алгоритмы для продвижения определённой политической повестки. В Facebook публикации сторонников консерваторов пессимизировались в выдаче соцсети, а публикации другого кандидата, наоборот, продвигались.

Есть и другие примеры. Я видел, как на YouTube контент, который признан экстремистским, рекомендательные алгоритмы этого видеохостинга продвигали. Ребёнок смотрел мультфильм, а следом ему на автоплее, то есть без остановки, предлагался другой контент — взрослый и политический.

- Наверняка есть и те, кому нравится, что соцсеть знает их и рекомендует то, что они хотят видеть.

- Допускаю, что таких людей немало. В этом случае человек находится в информационном коконе, он видит те материалы, которые соответствуют его картине мира. Возможно, эти люди не хотят утруждать себя наличием альтернативных точек зрения. Каждому своё. Я выступаю за то, чтобы у пользователей был выбор. В законопроекте указано, что должна существовать возможность отключения рекомендаций. И, конечно, работа алгоритма должна быть прозрачной — чтобы люди понимали, какой перечень информации о них аккумулирует соцсеть. При этом, ещё раз скажу, мы не собираемся вмешиваться в работу конкретных программных продуктов.

Сам я отношусь к тем, кто, безусловно бы, отключил рекомендации и настраивал бы свою ленту самостоятельно. Мне в этом смысле нравится Telegram, который я тоже считаю соцсетью. Там нет рекомендаций — я сам выбираю, на какие публичные каналы подписываться.

- Как в дальнейшем будет регулироваться IT-сфера в России? Какие инициативы есть у депутатов?

- Краеугольный камень регулирования — предотвратить монополизацию IT-рынка. Нам важно, чтобы в равных условиях сосуществовали и работали иностранные платформы и национальные сервисы. Причём мы хотим, чтобы наши сервисы были не просто сильными здесь, но и могли экспортировать свои продукты во вне. Важно стимулировать развитие национального сегмента в точках его возможного роста.

- Могут ли быть заблокированы иностранные соцсети после вступления в 2022 году закона о «приземлении»?

- Санкции этого закона достаточно разнообразны, продуманы и эффективны. Уверен, что крупные компании его примут и начнут использовать. И это станет для них началом входа в цивилизованные отношения как с властью, так и с пользователями. Мой прогноз, что никто заблокирован не будет. Мы настроены так, что, если уж компания будет нарушать закон, воздействовать на неё надо в первую очередь экономическими мерами.

Закон создаёт технологическую платформу взаимодействия регулятора и сервисов. Пользователи его не заметят.

- Как будут работать онлайн-кинотеатры, ведь и в их отношении готовится закон?

- Сейчас мы собираем отзывы индустрии. В своём Telegram-канале ещё летом я опубликовал доработанный вариант законопроекта, на которые поступило немало комментариев и предложений. Этот законопроект очень важен, поскольку направлен на развитие нашей растущей индустрии онлайн-кинотеатров. Сегодня их около двенадцати, но я думаю, что должно произойти какое-то укрупнение.

Наша задача — постараться создать в России максимально позитивный микроклимат для молодых и неокрепших аудиовизуальных сервисов, чтобы сюда не зашли большие дяди из Disney или Netflix и не выжгли весь рынок. Наши талантливые производственные команды делают первые шаги, поэтому наш законопроект будет носить в том числе и протекционистский характер.