Следить за порядком в своём дворе сможет каждый россиянин

Об этом и других предложениях регионов в новый КоАП рассказала сенатор Ирина Рукавишникова

Следить за порядком в своём дворе сможет каждый россиянин

фото: пресс-служба сенатора

Пожаловаться на ночной шум от соседей в полицию могут жители лишь 23 регионов страны — в остальных люди вынуждены ждать утра, чтобы обратиться в местную администрацию. А москвичи имеют возможность самостоятельно фиксировать нарушения порядка в своих дворах, тогда как в других субъектах это невозможно из-за отсутствия единых норм благоустройства.

Исправить эти ситуации должен новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), проект которого сейчас проходит общественное обсуждение, рассказала в пресс-центре «Парламентской газеты» первый зампред комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова.

- Ирина Валерьевна, Минюст обнародовал проект нового КоАП 30 января. Какие изменения он предполагает?

- Работа над новым текстом ведётся уже давно, это серьёзный и длительный процесс, а с промежуточным результатом сейчас может ознакомиться каждый желающий — проект проходит процедуру общественного обсуждения. Обращаю внимание, что это лишь первоначальный вариант, а не документ, который будут вносить на рассмотрение Госдумы.

В необходимости разработки нового Кодекса сомневаться не приходится — действующей редакции уже 18 лет, за это время в документ было внесено около 5 тысяч поправок, то есть примерно по триста в год… Понятно, что КоАП затрагивает самые насущные вопросы из нашей жизни, поэтому сегодня очень важно предложить внятный текст нового Кодекса, отвечающий современным реалиям. А самое важное — получить обратную связь от сограждан, чтобы документ был понятным и удобным.

Представленная версия проекта в сравнении с действующей редакцией компактна, она изложена более доступно, из неё исчезли дублирующиеся и «мёртвые» нормы. Одна из задач нового документа — чётко определить полномочия регионов, потому что сегодня в кодексе нет чёткого разграничения административных полномочий федерального Центра и субъектов. В частности, это касается возможности установления новых или специфических штрафов самими регионами, которые таким образом могут реагировать на ситуативно возникающие проблемы.

- Эта ситуация касается норм благоустройства?

- Безусловно. И эта сфера является одной из ключевых, ведь люди сталкиваются с проблемами в этой области буквально каждый день. Это вопросы чистых подъездов, убранного мусора во дворах, парковки на газонах, детских площадках. Сегодня на уровне регионов администрировать эти правонарушения очень сложно. А ведь именно эти темы объединяют граждан на всей территории страны — мы все хотим, чтобы подъезды убирали, мусор не выбрасывали в неположенных местах, чтобы машины не мыли на территориях общего пользования, а красивые фасады зданий не были заклеены бесчисленными бумажными объявлениями.

Именно поэтому наш комитет в течение месяца собирал предложения регионов, касающиеся сферы благоустройства. Сейчас мы обобщили все инициативы и можем говорить о консолидированном мнении субъектов — ввести в новый КоАП административную ответственность в сфере благоустройства.

Пока в варианте, разработанном межведомственной рабочей группой, такой ответственности нет, и мы считаем это серьёзным недостатком. Отсутствие единых норм в сфере благоустройства мешает развитию множества полезных инициатив. К примеру, в Москве есть удачный опыт — мобильное приложение «Помощник Москвы», которое позволяет зарегистрированному на портале госуслуг гражданину моментально зафиксировать увиденное им нарушение порядка — парковку на газоне или мусор во дворе — и направить обращение в административную инспекцию.

- Регионам был бы интересен этот опыт?

- Конечно, это стало бы подспорьем органам местного самоуправления, помогло бы гражданам быть более вовлечёнными в процессы управления, повысило бы ответственность должностных лиц. Но из-за отсутствия единых норм в сфере благоустройства применить эту опцию в субъектах практически невозможно.

- Другой интересный региональный проект — «Правовая помощь онлайн». Насколько я знаю, он действует в Ростовской области?

- Действительно, такая электронная система коммуникации предусматривает прямой диалог жителей Ростовской области с представителями органов власти и организаций по широкому кругу вопросов. Сейчас центром оказания правовой помощи в онлайн-режиме стали многофункциональные центры. Предполагается, что человек сможет заранее подать свой вопрос в МФЦ, после чего в центре на связь с ним выйдет компетентный сотрудник органа власти (областных минтруда и минстроя, территориальных органов МВД России, Росреестра, Роспотребнадзора, службы судебных приставов, пенсионного фонда). Это система делает диалог людей с руководителями органов власти более эффективным и доступным. К проекту сейчас также присоединились органы прокуратуры Ростовской области, а также члены Ростовского регионального отделения Ассоциации юристов России.

- Будет ли новый КоАП единым для всех или у субъектов останутся возможности устанавливать дополнительную административную ответственность на своей территории?

- Безусловно, у субъектов это право будет сохранено. Мы выступаем за то, чтобы сделать единообразными наиболее чувствительные сферы, с которыми сейчас регионы не справляются. В качестве примера приведу возникающие проблемы в субъектах — территории средней полосы страдают от борщевика, а южные — от «нашествия» амброзии полыннолистной. Первый вызывает жуткие ожоги, вторая — тяжелую аллергию, оба быстро разрастаются, и просто необходимо прописать в КоАПе одинаковую для всех обязанность бороться с этими растениями и ввести штраф за игнорирование таких мер. Это вопрос уважения к себе, своим соседям, обществу.

- А как быть с бабушкой, которая не косит борщевик на своём участке, потому что у неё на это нет сил и средств?

- Именно поэтому мы хотим, чтобы составлять протоколы могли работники местных администраций, которые хорошо знают, кто может справиться своими силами, а кому нужна помощь. При этом первоначальная санкция за нарушения — это предупреждение. А за повторное, разумеется, санкции будут усиливаться — этот принцип будет распространяться на все виды правонарушений.

- В течение какого времени Вы планируете собирать предложения, прежде чем внести законопроект в Госдуму?

- Мы очень хотим, чтобы работа над текстом нового КоАП была завершена в этом календарном году. В течение двух месяцев будет идти публичное обсуждение, пожелания субъектов уже собраны в Совете Федерации — их более 300, при этом регионы также могут направлять свои замечания в межведомственную комиссию. Конечно, все инициативы приняты быть не могут — должна быть найдена золотая середина.

- Резонансным стало предложение про тишину в ночное время.

- В тексте проекта эту инициативу учли — она появилась в статье «Мелкое хулиганство». Но нас не устраивает, что по предложенному варианту к ответственности можно привлекать только физлиц. Ведь чаще всего нарушителями спокойствия выступают именно юрлица — к примеру, кафе и рестораны, из которых доносится музыка, особенно ночью, строительные организации. Очень важно, чтобы эта статья распространялась и на них.

- А как нужно измерять уровень шума?

- Это необходимо только в случаях, если источником шума являются строительные работы или промышленное производство, и речь идет о проверке соблюдения санитарных норм и правил. В остальных ситуациях никаких замеров делать не нужно. Другое дело, что сегодня жители лишь 23 регионов страны могут позвонить в полицию, если соседи шумят ночью. Именно столько субъектов заключили соглашения с территориальными органами полиции. Остальным необходимо обращаться в администрацию, сотрудники которой, конечно, не работают по ночам, и пресекать правонарушение некому. Базовые правила должны быть едиными для всех.

Просмотров 5105

10.03.2020 00:00

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях