Теракт в «Крокус Сити Холле»

14:09Еще один пострадавший в «Крокус Сити Холле» умер в больнице

13:42Reuters: В Таджикистане задержали девять человек по делу о теракте в «Крокусе»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

Сергей Боярский: Бесплатные телеканалы не должны конкурировать с кабельными

Эфирному ТВ хотят обеспечить приоритет при трансляции в Интернете

06.08.2021 17:26

Автор: Дмитрий Литвинов

Сергей Боярский: Бесплатные телеканалы не должны конкурировать с кабельными
Сергей Боярский © Тимур Ханов/ПГ

С 1 августа заработал закон, по которому россиянам должны обеспечить бесплатный доступ к 20 эфирным телеканалам в Интернете. А 4 августа Роскомнадзор на сайте правовых актов опубликовал проект приказа, который обяжет видеосервисы информировать своих пользователей о такой возможности и установит правила, как именно это нужно делать. По мнению одного из разработчиков закона о бесплатном просмотре ТВ в Интернете, первого зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергея Боярского, у зрителей должно быть право выбора, что и где смотреть. Об этом он сказал в интервью «Парламентской газете».

- Сергей Михайлович, зачем понадобилось транслировать телеканалы в Интернете?

- У нас есть двадцатка обязательных общедоступных эфирных каналов, которые бесплатно распространяются в двух мультиплексах по всей стране. Кабельные операторы также обязаны их подключать. Закон добавил условия распространения этого контента через Интернет на такой же бесплатной и общедоступной основе, чтобы каждый человек вне зависимости от того, где он находится, имея в руках планшет или смартфон, мог включить его и посмотреть телепрограммы или, выходя из дома, продолжить смотреть, например, любимый сериал.

Обязательное условие — точное воспроизведение того, что транслируется вещателем, поскольку раньше некоторые ресурсы грешили тем, что брали в трансляцию только то, что им интересно, а иногда даже добавляли какой-то самостоятельно произведённый контент, чтобы его продвинуть. Это не нравилось вещателям-правообладателям контента. Теперь в законе записано, что эфир нужно транслировать без изъятий, то есть без купюр и добавлений. Всё, что идёт в эфире классического телевидения, должно попадать в Интернет в неизменном виде.

Это важно для выравнивания информационного пространства. Границы между телевидением и Интернетом стираются, с каждым годом это всё заметнее. Поэтому двадцатка бесплатных каналов, закреплённая законом, транслироваться должна везде одинаково.

- Онлайн-кинотеатры — это коммерческие сервисы. Для чего их обязали транслировать бесплатный контент?

- Телеканалы могут транслироваться на различных площадках, в том числе на платформах аудиовизуальных сервисов. Не вижу в этом ничего удивительного. Действительно, они предоставляют различные услуги, в том числе пакетные и эксклюзивные предложения. Их коммерческая деятельность никак не связана с обязанностью транслировать телеканалы.

Бывает, что у человека есть дома Интернет, а коллективная антенна не подведена или вышла из строя. Он оплатил подписку на онлайн-кинотеатр, но не может разобраться, как посмотреть любимый телеканал. Теперь платформы должны добавить к себе эту кнопку. Это никак не мешает им зарабатывать деньги.

Встречайте 20 бесплатных телеканалов в Интернете

Люди, которые идут в онлайн-кинотеатры, приходят туда в основном не за онлайн-сервисами. А телевидение — это просто базовая вещь, которая должна покрывать всю территорию страны либо телевизионным, либо цифровым сигналом, либо через Интернет. Эти телеканалы априори не могут быть платными.

- Зачем бесплатным телеканалам приоритет в поисковой выдаче, как это указано в проекте приказа Роскомнадзора?

- Чтобы их было проще найти. Мы не хотим, чтобы пользователь тратил время на поиск того, что государство ему бесплатно гарантировало. Пусть он сначала получит в поисковой выдаче возможность посмотреть телевидение, которое финансирует государство, а дальше могут быть любые предложения. И это пространство для конкуренции коммерческих предложений.

Однажды я сам купил подписку, чтобы посмотреть один сериал, а потом целый год смотрел фильмы на этом сервисе. Да, это рынок, конкуренция, но эфирные каналы должны быть вне конкуренции. Они могут конкурировать между собой, но не с платным контентом. Существующие мультиплексы отвечают критериям возможности выбора — можно смотреть информационные, развлекательные, музыкальные и другие каналы. На Общественном телевидении России существуют региональные врезки, что тоже очень важно. Возможно, в будущем в мультиплексы войдут и другие телеканалы. Тогда возможность выбора ещё больше расширится.

- Во время рассмотрения законопроекта обсуждали отсутствие конкуренции, когда бесплатные телеканалы ретранслирует один оператор. Сейчас этот вопрос решён?

- Принимая закон, мы в первую очередь исходили из интересов зрителей. Задачу обеспечить им равный доступ к телеконтенту закон решил. Понятно, что всегда будут вопросы от коммерческих структур — один хочет заслонить солнце другому, но пусть этим занимается ФАС. Зритель страдать не должен.

Принимая любые законы, касающиеся Интернета, мы собираем круглые столы, проводим онлайн-конференции. И этот закон не был исключением. Но при рассмотрении мы всегда обозначали свою позицию: наш приоритет не коммерциализация и прибыли компаний, а права граждан. Пока, я думаю, преждевременно говорить, что в законе нужно что-то менять. Но, я уверен, если вопросы будут, новый состав IT-комитета их рассмотрит и примет консолидированное решение.

- Как в вашей семье смотрят ТВ?

- По-разному. Родители (актёры Михаил Боярский и Лариса Луппиан. — Прим. ред.) по-прежнему предпочитают эфирное телевидение. Где-то оно показывает лучше, где-то хуже, например на даче. Мы с сестрой (актриса Елизавета Боярская. — Прим. ред.) — более продвинутые, пользуемся планшетами и телефонами для просмотра контента.

Эфирное телевидение я смотрю только вечерами, чаще фоном. Если хочу что-то посмотреть целенаправленно, делаю это, как правило, в телефоне. У меня установлено несколько сервисов, с помощью которых можно посмотреть как эфир, так и повторы. Художественное кино смотрю в онлайн-кинотеатрах.

Читайте также:

• В интернете разрешат бесплатно смотреть ТВ-каналы • В России появится единый поставщик ТВ-контента в Интернете

Наши младшие всё больше смотрят закачанный контент — это YouTube и другие социальные сети. Так что выбор есть и он очень велик. Но главное, что в сетевом пространстве сегодня преобладает легальный контент. Пятнадцать лет назад, зайдя в Интернет, мы буквально вынужденно смотрели то, что нарушало базовые интересы правообладателя. А сегодня мне приятно платить за хороший контент. По-другому, считаю, неприлично.

Я же в магазине булочки потихоньку в карман не кладу. Так же и здесь: каждый музыкант, режиссёр, артист вкладывает в производство своей продукции труд и время. А мы, покупая билеты в театр, в кино, позволяем ему работать, жить, развиваться и создавать новый продукт. Наш заход в Интернет ничем не отличается от похода в кинозал.

- Анонсирован закон об аудиовизуальных сервисах, который должен обеспечить приоритет российским площадкам. Как это можно осуществить?

- Действительно, мы стараемся помогать развитию наших сервисов, нашей IT-отрасли. Взять хотя бы закон о предустановке программного обеспечения на смартфоны — важная и, как показала практика, полезная инициатива. В какой форме будет реализовано регулирование аудиовизуальных сервисов, то есть онлайн-кинотеатров, мы скоро увидим, но совершенно точно регулирование этой сфере нужно, потому что ежедневно туда заходит огромное количество людей.

Принятые в VII созыве Госдумы базовые законы IT-сферы о социальных сетях, о защите персональных данных, о противодействии цензуре — это начало большого пути

Принятые в VII созыве Госдумы базовые законы IT-сферы о социальных сетях, о защите персональных данных, о противодействии цензуре — это начало большого пути. Мы догоняем стремительно развивающуюся отрасль. Многое ещё предстоит сделать, чтобы она стала безопасной, комфортной, чтобы обеспечить развитие российского сегмента Сети и создать условия для здоровой конкуренции.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 32931

Ещё материалы: Сергей Боярский