Госдума утверждает председателя Правительства

14:12Турчак: У «Единой России» сложилось конструктивное взаимодействие с кабмином

14:05В Госдуме началось обсуждение кандидатуры Мишустина на пост премьер-министра

13:54«Единая Россия» поддержала кандидатуру Мишустина на пост премьер-министра

Сенатор Константин Косачев рассказал, что законодатели планируют привезти из Поднебесной

Российская делегация отправилась в Китай укреплять межпарламентский диалог

10.07.2023 00:00

Автор: Дмитрий Олишевский

Сенатор Константин Косачев рассказал, что законодатели планируют привезти из Поднебесной
Константин Косачев. © пресс-служба Совета Федерации

Сегодня межпарламентские связи России и Китая заметны, активны и работают на благо двух стран. А чтобы укрепить их и наполнить конкретным содержанием, в Поднебесную отправилась делегация сенаторов, федеральных и региональных депутатов, представителей ряда российских регионов под руководством председателя Совфеда Валентины Матвиенко. Официальный визит проходит с 9 по 12 июля. Что российские парламентарии планируют успеть сделать за короткое время в КНР, «Парламентской газете» рассказал заместитель председателя палаты регионов Константин Косачев.

- Константин Иосифович, каковы главные цели официального визита нашей делегации?

- У визита нашей делегации во главе с Валентиной Матвиенко есть несколько целей: формальных и неформальных, текущих и стратегических.

Самая очевидная — углубление межпарламентского диалога между нашими странами. Однако это часть общей стратегии расширения и углубления двусторонних связей между двумя партнерскими странами, которая охватывает различные сферы. Коль скоро мы говорим о стратегическом партнерстве, оно должно, во-первых, институциализироваться, то есть воплощаться в конкретные договоры, механизмы, площадки. И, во-вторых, быть живым, динамичным, непрерывным, то есть работать в режиме постоянного диалога, который мы поддерживаем и нашим визитом.

Сегодня мы характеризуем наши связи как «отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающие в новую эпоху» (формулировка установлена совместным заявлением лидеров двух стран по итогам визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию в июне 2019 года). Их основные принципы и направления развития отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года. В соответствии с решением лидеров России и Китая договор продлен на пятилетний период в феврале 2022 года

Но что означает такое партнерство? Очень часто мы слышим спекуляции (из вполне понятных, геополитически «ревнивых» источников) на тему «старшего» и «младшего» брата, «зависимости» и «неравноправности» этого партнерства.

Однако давайте посмотрим, как обстоит дело на самом деле. Да, в плане ВВП или демографии мы на фоне азиатского гиганта выглядим «младшим братом», что, впрочем, никак не сказывается на тональности наших отношений. Но, например, в плане обеспеченности природными ресурсами или, например, ядерного потенциала, который опять стал играть решающую роль в международных отношениях, мы уж точно не в «младшей» роли. Поэтому наше партнерство имеет вполне равноправный и взаимовыгодный характер.

И — чтобы закрыть тему неравноправных партнерств. Давайте посмотрим, какие требования нам фактически выставил Запад в качестве условия для партнерства. Это, во-первых, признание его точки зрения на настоящее и прошлое в качестве единственно верной. То есть это не только его трактовка СВО, но и, например, признание нашей «вины» за развязывание Второй мировой войны наряду с гитлеровской Германией (а фактически с тогдашним «Евросоюзом»). Как и за последующую «оккупацию» Восточной Европы, за «голодомор» и за прочие события в антироссийской трактовке Запада. Путь «в Европу» ведет через очень низкий коридор, по которому можно идти только на коленях. И нам была бы предложена не роль «младшего партнера США», а фактическая позиция младшего партнера стран Евросоюза, то есть и тех стран, вроде Латвии и Эстонии, которые откровенно дискриминируют русское меньшинство. И они бы стали нам рассказывать — причем в виде обязательных директив, — как именно нам нужно выстраивать нашу демократию.

Вы хоть что-то из этого видите в позиции Китая в отношении России? Поэтому я абсолютно уверен, что наше стратегическое партнерство с Китаем — это совершенно правильный, дальновидный и оправданный шаг, который нужно закреплять институционально.

Китай сегодня занимает первое место в мире по размеру ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, и второе — по его номинальному размеру. Он находится на первом месте в мире по объему товарооборота, является главным торговым партнером более чем 140 стран и регионов, в том числе и России (начиная с 2010 года). По данным ФТС России, в списке российских торговых партнеров Китай занимает первое место (по итогам 2022 года). По итогам 2022 года Россия занимала 10-е место в списке ведущих торговых партнеров Китая. Но в первом квартале 2023 года в списке основных торговых партнеров КНР Россия поднялась с 10-й на 7-ю позицию, обогнав Вьетнам, Германию и Малайзию.

Поэтому я уверен, что углубление партнерских связей с Китаем — это правильная инвестиция в будущее. Возвращаясь к целям нашего визита — они, с одной стороны, достаточно прагматичны и очерчены кругом тем к обсуждению. А с другой стороны, имеют стратегический характер, поскольку укрепляют глубину, так сказать, многоэтажность нашего диалога с КНР.

- В рамках визита планируется очное заседание межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания РФ и Всекитайского собрания народных представителей. Что российская сторона ждет от предстоящего диалога?

- Созданные в 2005 году совместные межпарламентские комиссии Госдумы и Совфеда с ВСНП, с 2014 года объединенные в единую Межпарламентскую комиссию по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации с Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП), играют важную роль в двустороннем диалоге, поскольку речь идет об общении законодателей. И это означает на практике, что политический диалог дополняется законодательным и представительным.

В апреле прошлого года прошли переговоры (по ВКС) Матвиенко с возглавлявшим на тот момент ПК ВСНП Ли Чжаньшу. Тогда спикер Совета Федерации призвала китайскую сторону к реализации как минимум одного совместного экономического проекта в каждой из практически четырехсот партнерских пар. Мы рассчитываем и на этот раз провести ревизию того, что было сделано и что должно быть сделано.

Сегодня не менее важно наладить прямые связи с новым председателем ПК ВСНП 14-го созыва, членом ПК Политбюро ЦК КПК Чжао Лэцзи. Это первая очная встреча Валентины Матвиенко с новым главой китайского парламента, и мы постараемся сделать все возможное, чтобы она прошла на максимально дружественной и деловой ноте.

Важно, что мы работаем не только в двустороннем режиме. Сотрудничество парламентариев России и Китая развивается, например, и в рамках объединения БРИКС, в котором в 2022 году председательствовала КНР. Спикеры обеих палат Федерального Собрания приняли участие в VIII Парламентском форуме БРИКС.

Что касается непосредственно предстоящего заседания межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания и Всекитайского собрания народных представителей, то у него есть вполне конкретный круг тем. Я планирую выступить по проблемам обеспечения национальной безопасности, в частности  противостояния санкциям и вмешательству во внутренние дела суверенных государств, обеспечения информационной безопасности. Здесь у нас с китайскими коллегами однозначно много точек соприкосновения и тем для обсуждения, в том числе в конфиденциальном формате.

Помимо этого, обсудим сотрудничество в законодательной сфере, обменяемся опытом, поговорим о межрегиональном сотрудничестве, коль скоро мы представляем палату регионов. Словом, ожиданий и тем много.

- Из-за пандемии коронавируса межпарламентские контакты с КНР несколько лет поддерживались в режиме онлайн. Что может дать личное общение с китайской стороной?

- Личное общение со столь важными партнерами, как китайские парламентарии, в любом случае важнее любых альтернативных вариантов, будь то переписка или режим видеоконференции. Прежде всего, такой формат предполагает больше доверительности, возможности выхода за заранее подготовленные тематические рамки. Личный эмоциональный и человеческий контакт вообще трудно заменить чем-то иным, а потому я очень рад, что «ковидное проклятие» наконец преодолено и мы можем поговорить с китайскими коллегами вживую.

Впрочем, это вовсе не отменяет важности иных форматов коммуникации, которые мы поддерживали все предыдущие годы. Отдадим должное научно-техническому прогрессу — нам не приходится каждый раз ездить друг к другу за тысячи километров, чтобы сверить часы. Но все равно я, конечно же, за живой диалог с партнерами.

- Одна из существенных тем активизация взаимодействия законодателей двух стран не только на федеральном, но и на региональном уровне. Особенно это касается приграничных субъектов. Какие конкретные шаги возможны в этом направлении?

- Межрегиональное сотрудничество — одно из приоритетных направлений развития российско-китайских отношений, и я вижу в нем реальную точку роста двустороннего практического взаимодействия. В пользу этого говорит и резкое свертывание сотрудничества с регионами коллективного Запада — от Европы до Японии. Свято место, как известно, пусто не будет, и потому взаимодействию с провинциями Китая сегодня объективно ничто не препятствует.

Между регионами двух стран сложились 366 партнерских пар, в том числе 135 — на уровне субъектов Федерации, 231 — по линии муниципалитетов. 59 субъектов Российской Федерации связаны с регионами КНР соглашениями, у примерно 100 муниципальных образований имеются побратимы или партнеры в Китае.

Администрациями 43 субъектов Российской Федерации подписано 107 рамочных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве с региональными правительствами КНР. География двустороннего взаимодействия регулярно пополняется новыми участниками. В 2022 году побратимские связи установили Нижний Новгород и Харбин, Краснодар и городской округ Дуцзяньян (провинция Сычуань), Пенза и Баоцзи (провинция Шэньси), Сергиев Посад (Московская область) и Дацин (провинция Хэйлунцзян), Фролово (Волгоградская область) и Муданьцзян, Вознесенский муниципальный район Нижегородской области и район Шанчжи города Харбина. Ведется работа по образованию новых пар: Курган — Юйлинь (провинция Шэньси) и Краснодар — Баодин (провинция Хэбэй). По инициативе китайской стороны прорабатывается вопрос об установлении партнерских связей между провинцией Шэньси и Свердловской областью.

Работают и многосторонние форматы. В 2022 году подписаны документы о сотрудничестве в парах «Екатеринбург — Уфа — Казань — Хабаровск — Цицикар, Гуанчжоу», «Хабаровский край — Хэйлунцзян — Гуандун», «Нижний Новгород — Благовещенск — Южно-Сахалинск — Хэйхэ — Чжухай», «Москва — Санкт-Петербург — Екатеринбург — Харбин — Шэньчжэнь». На муниципальном уровне можно отметить позитивный опыт совместной работы в парах «Комсомольск-на-Амуре — Цзямусы — Чжуншань» и «Благовещенск — Хэйхэ — Чжухай».

Взаимодействие развивается не спонтанно — отмечу роль межправительственной Российско-Китайской комиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона России и Северо-Востока Китая. На комиссии утверждена Программа развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке России на 2018-2024 годы.

Работает и платформа Постоянной рабочей группы по вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества и особых экономических зон подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств.

Более восьми лет функционирует механизм «Волга — Янцзы», охватывающий регионы Приволжского федерального округа (ПФО) и провинции верхнего, среднего течения реки Янцзы (Аньхой, Сычуань, Хубэй, Хунань, Цзянси и город Чунцин). В рамках данного формата на уровне местных правительств подписано 52 рамочных соглашения, реализуются совместные проекты в различных сферах, в том числе, например, по строительству завода по производству инструментальной стали в Республике Марий Эл, которую я представляю в Совете Федерации.

Пока по китайским законам субъекты РФ не могут открывать свои представительства в Китае. Но, например, в составе Торгпредства России в КНР работают представители Республики Татарстан и Якутии. Думаю, можно будет обсудить и еще какие-то форматы представительства российских регионов в Китае.

Расширению сотрудничества между субъектами Российской Федерации и провинциями КНР способствовала успешная организация Годов российско-китайского межрегионального (2018-2019 гг.) и научно-технического и инновационного сотрудничества (2020-2021 гг.).

В сентябре прошлого года я провел с заместителем Председателя ПК ВСНП Цзи Бинсюанем вторую видеоконференцию руководителей органов законодательной власти субъектов Российской Федерации и собраний народных представителей регионов КНР. Обсудили четыре блока вопросов: расширение двусторонней нормативно-правовой базы сотрудничества в части координации международных и внешнеэкономических связей России и Китая; укрепление взаимодействия в транспортно-логистической сфере и развитие производственной кооперации; перспективы наращивания связей в области сельского хозяйства, инфраструктурного строительства, научно-технических инноваций, цифровой экономики и экологии; двусторонние гуманитарные контакты и взаимодействие между регионами в области туризма.

Думаю, по итогам нынешнего визита привезем с собой новые идеи по расширению межрегионального сотрудничества. Тем более что по доброй традиции в состав официальной делегации Совета Федерации включены руководители высших органов исполнительной и законодательной власти сразу трех субъектов Российской Федерации — Республики Марий Эл, Иркутский области и Приморского края.

- По итогам 2022 года в физическом выражении российско-китайский товарооборот увеличился на 13,6 процента и составил 215,9 миллиона тонн. Насколько развитие региональных связей поможет увеличить объемы товарооборота между нашими странами?

- Абсолютно уверен, что межрегиональное сотрудничество является очень мощным ресурсом для активизации экономических связей и роста товарооборота. Во-первых, потому что это сотрудничество не столь чувствительно к санкциям Запада и прочим недобросовестным действиям наших оппонентов. Во-вторых, такой формат позволяет вовлечь в экономическое взаимодействие максимальный круг не только крупных субъектов экономической деятельности, но и средних и малых предприятий, даже индивидуальных предпринимателей. Конечно, нам, законодателям, нужно поработать над тем, чтобы улучшать правовые рамки этого сотрудничества, однако мы уже констатируем, что межрегиональные связи России и Китая приносят вполне ощутимые материальные плоды.

Поэтому я настроен вполне оптимистично: за межрегиональными связями с Китаем будущее, и нужно максимально расширять их географию. То есть они должны быть не только приграничными, но и охватывать как можно больше регионов. Уверен, что, например, самой нашей западной Калининградской области есть что предложить или получить из Китая с большой выгодой для себя.

- В программе визита нашей делегации — посещение Русского воинского мемориального кладбища в Даляне. Почему нынешнему поколению россиян так важно помнить об отваге и героизме русских воинов, погибших в сражениях Русско-японской, Второй мировой войн, чтить их память, поддерживать в должном состоянии воинские захоронения?

- Я считаю это особенно важным и эмоциональным моментом, поскольку речь идет о едином понимании прошлого, об очень важных моментах исторической памяти, которые сближают россиян и китайцев. На мой взгляд, мы зачастую пребываем в плену европоцентричной версии истории, а ведь, если быть объективными, та же Вторая мировая война началась и закончилась именно в Азии.

Напомню, кстати, что в этом году было принято решение внести изменения в Закон «О днях воинской славы и памятных датах России». И теперь отмечавшийся ранее 3 сентября День окончания Второй мировой войны будет официально называться «День победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны». Это важный момент, поскольку он конкретизирует события прошлого. Думаю, это не последний эпизод, когда мы будем больше обращать внимание на события за пределами Европы.

В августе - сентябре 1945 года советские войска блестяще провели Маньчжурскую стратегическую наступательную операцию, разгромив наиболее боеспособную японскую группировку — Квантунскую армию, сыграв ключевую роль в освобождении Северо-Восточного Китая от японских милитаристов. И нам непременно нужно больше говорить об этих страницах истории. Неправильно, когда в том же Китае иногда больше знают о подвигах русских солдат, чем на их родине.

Причем я бы не ограничивался только эпизодами Второй мировой войны. В районе Люйшунькоу города Даляня есть русское кладбище, которое возникло в 1898 году. Здесь захоронено более 16,5 тысячи воинов Русской императорской армии и Российского императорского флота, советских военнослужащих. Последнее захоронение было произведено в 1955 году. В 1955 году по решению правительства СССР на воинском кладбище был сооружен памятник «Вечная слава героям».

За каждым из захороненных там воинов — история, может быть, и личный подвиг, какие-то важные страницы прошлого, о которых мы еще явно не так много знаем. Вижу в этом важное направление работы с китайскими историками, с местными властями по восстановлению исторической картины и отданию долга чести и памяти тем, кто помогал дружественному Китаю в разные периоды наших отношений. Это будет не только справедливо по отношению к нашим воинам, но и важно для осознания огромного исторического фундамента, на котором мы сегодня строим наше партнерство с великим Китаем.

Читайте также:

• Россию и Китай сблизят туризм, кино и образование