Положения Конституции РФ, закрепившие местное самоуправление как самостоятельный уровень публичной власти, дали толчок одному из самых масштабных и сложных общегосударственных проектов реформирования. 20-летие Основного закона и 10-летие со дня принятия 131-го закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», который часто называют «муниципальной конституцией», хороший повод оглянуться на пройденный путь, подвести некоторые итоги и определить дальнейшее направление развития.
Новосибирск — самое крупное муниципальное образование в стране. Он стал одним из первых городов, включившихся в реализацию 131-го закона, предложив себя в качестве пилотной площадки. Нам выпала честь и ответственность, исходя из практики, сигнализировать, что удачно, а что неудачно заложено в этом законе, чтобы облегчить его реализацию по всей России. Мы эту миссию выполнили. По новым принципам организации местного самоуправления теперь живет вся страна. Как действующий мэр и президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) сегодня я могу дать оценку пройденному за эти годы пути.
Безусловно, закон о местном самоуправлении сыграл свою судьбоносную положительную роль. Произошло сближение населения с властью. Было проведено территориальное реформирование, создана стабильно работающая система органов местной власти. Появились территориальные органы самоуправления — ТОСы, обычным делом стали публичные слушания, сходы и другие формы участия населения в решении вопросов местной жизни. Важным достижением реформы было разграничение полномочий между тремя уровнями публичной власти. Людям стало понятнее, кто за что в стране отвечает. Особенность Ф3-131 в том, что он не был некоей застывшей формой на все эти 10 лет. Со времени принятия его корректировали 84 раза, еще больше поправок было внесено в смежное законодательство — по земельным, имущественным, финансовым вопросам. И этой законотворческой работе конца и края не видно.
Но, несмотря на это, у муниципалитетов остаются серьезные проблемы, которые не решить дальнейшими изменениями базового закона. Во-первых, первоначальная цель реформы — финансовая самостоятельность органов местного самоуправления—так и не достигнута. Нас уверяют, что бюджетное наполнение возросло, но очевидно, что его недостаточно для решения задач, которые стоят перед местным самоуправлением, и главной из них — обеспечить развитие муниципального образования… Не стоит лукавить, говоря, что развитие территорий должен обеспечивать бизнес. Пока местная власть не подготовит почву для притока инвестиций, их не будет.
Проблемы второй категории выявились в процессе реализации закона. Мы увидели, что требуется детально разграничить полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в зависимости от социально-экономического потенциала конкретного муниципального образования. Верная по сути концепция закона унифицировала эти отношения. Но у нас разные базовые стартовые возможности (у крупных городов, центров субъектов Федерации и у малых городов, а уж тем более сельских поселений). Предусмотреть в одном законе особенности муниципалитетов всей нашей необъятной России было тогда невозможно, и мы в ходе реформы на себе это остро почувствовали. Крупные города-миллионники, центры субъектов Федерации, чей потенциал сопоставим с возможностями регионов, требуют особого подхода. Они могут и должны быть локомотивами развития экономики страны.
Муниципальное сообщество сформулировало свой взгляд на дальнейший путь развития в ходе подготовки к Всероссийскому съезду муниципальных образований, прошедшему в ноябре в Суздале. Прежде всего, нам думается, нужно выработать концепцию развития местного самоуправления, и только уже после этого решать, что должно стать нормативно-правовой базой стратегии его развития.
Владимир Городецкий,
мэр Новосибирска