Самая близкая к людям власть

К 20-летию Конституции и Федерального Собрания РФ — Владимир Городецкий, мэр Новосибирска

Самая близкая к людям власть
 
Положения Конституции РФ, закре­пившие местное самоуправление как самостоятельный уровень публич­ной власти, дали толчок одному из самых масштабных и сложных обще­государственных проектов реформи­рования. 20-летие Основного закона и 10-летие со дня принятия 131-го зако­на «Об общих принципах организации местного самоуправления», который часто называют «муниципальной кон­ституцией», хороший повод оглянуться на пройденный путь, подвести некото­рые итоги и определить дальнейшее направление развития.
 
Новосибирск — самое крупное му­ниципальное образование в стране. Он стал одним из первых городов, включившихся в реализацию 131-го закона, предложив себя в качестве пи­лотной площадки. Нам выпала честь и ответственность, исходя из практики, сигнализировать, что удачно, а что не­удачно заложено в этом законе, что­бы облегчить его реализацию по всей России. Мы эту миссию выполнили. По новым принципам организации местного самоуправления теперь жи­вет вся страна. Как действующий мэр и президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) се­годня я могу дать оценку пройденно­му за эти годы пути.
 
Безусловно, закон о местном само­управлении сыграл свою судьбонос­ную положительную роль. Произошло сближение населения с властью. Было проведено территориальное реформи­рование, создана стабильно работаю­щая система органов местной власти. Появились территориальные органы самоуправления — ТОСы, обычным де­лом стали публичные слушания, сходы и другие формы участия населения в решении вопросов местной жизни. Важным достижением реформы бы­ло разграничение полномочий между тремя уровнями публичной власти. Людям стало понятнее, кто за что в стране отвечает. Особенность Ф3-131 в том, что он не был некоей застывшей формой на все эти 10 лет. Со времени принятия его корректировали 84 раза, еще больше поправок было внесено в смежное законодательство — по зе­мельным, имущественным, финансо­вым вопросам. И этой законотворче­ской работе конца и края не видно.
 
Но, несмотря на это, у муниципа­литетов остаются серьезные пробле­мы, которые не решить дальнейшими изменениями базового закона. Во-первых, первоначальная цель рефор­мы — финансовая самостоятельность органов местного самоуправлениятак и не достигнута. Нас уверяют, что бюджетное наполнение возросло, но очевидно, что его недостаточно для решения задач, которые стоят перед местным самоуправлением, и главной из них — обеспечить развитие муници­пального образования… Не стоит лу­кавить, говоря, что развитие террито­рий должен обеспечивать бизнес. Пока местная власть не подготовит почву для притока инвестиций, их не будет.
 
Проблемы второй категории выя­вились в процессе реализации закона. Мы увидели, что требуется детально разграничить полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в зависимости от со­циально-экономического потенциала конкретного муниципального образо­вания. Верная по сути концепция за­кона унифицировала эти отношения. Но у нас разные базовые стартовые возможности (у крупных городов, цен­тров субъектов Федерации и у малых городов, а уж тем более сельских по­селений). Предусмотреть в одном за­коне особенности муниципалитетов всей нашей необъятной России было тогда невозможно, и мы в ходе рефор­мы на себе это остро почувствовали. Крупные города-миллионники, центры субъектов Федерации, чей потенциал сопоставим с возможностями реги­онов, требуют особого подхода. Они могут и должны быть локомотивами развития экономики страны.
 
Муниципальное сообщество сфор­мулировало свой взгляд на дальней­ший путь развития в ходе подготовки к Всероссийскому съезду муниципаль­ных образований, прошедшему в ноя­бре в Суздале. Прежде всего, нам ду­мается, нужно выработать концепцию развития местного самоуправления, и только уже после этого решать, что должно стать нормативно-правовой базой стратегии его развития.
 
Владимир Городецкий,
мэр Новосибирска 
Просмотров 4799