Все о пенсиях в России

00:00Как узнать размер будущей пенсии

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

России пора создавать антисанкционную коалицию

Первыми партнёрами могут стать Китай и Индия, в перспективе — страны Евросоюза

30.01.2018 17:57

Автор: Никита Вятчанин

России пора создавать антисанкционную коалицию

Константин Косачев. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

«Кремлёвский список» минфина США заставит Россию поменять правила «игры» с Америкой. К примеру, Москва может создать коалицию для защиты свободной торговли, заявил в интервью «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.

- Константин Иосифович, в «кремлёвский список» американского Минфина попали 210 человек, в том числе премьер-министр Дмитрий Медведев, спикеры Совфеда и Госдумы Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин, крупнейшие бизнесмены и главы госкорпораций… Как прокомментируете это?

- Первое и главное, на что хочу обратить внимание — нам пора прекратить реагировать на отдельные сюжеты в рамках общей санкционной политики США в отношении России. 2 августа прошлого года произошла очень неприятная вещь: антироссийские санкции, которые ранее вводились в действие решениями американского президента, кодифицированы в законе США. Это ухудшило ситуацию в разы — в том числе и из-за того, что в нём свалены в кучу все мыслимые и немыслимые претензии к России. Также в этом законе мы оказались с третьими странами — с Ираном и КНДР.

Американцы определились с россиянами, «близкими российскому режиму»

Этот закон обладает колоссальной разрушительной силой, и, как показывает судьба поправки Джексона-Веника, он будет жить своей логикой ещё десятилетия. С этой точки зрения список минфина США ничего не меняет — это очередной шаг на пути реализации деструктивной миссии уже упомянутого мною закона об антироссийских санкциях. Пока без дополнительных последствий: это, на мой взгляд, абсолютно формальное исполнение закона. Белый дом должен был в течение 180 дней представить список людей, приближенных к Президенту РФ — его предоставили. Причём он взят из опубликованных в Интернете персональных составов Администрации Президента России, нашего Правительства и так далее.

- Говоря о списке, вы сказали «пока без последствий». Значит, они могут быть в будущем?

- Безусловно, у этого списка могут быть серьёзные негативные последствия. Причём не в «политической», а в «экономической» его части — там, где указаны бизнесмены и компании. Потому что закон от 2 августа подразумевает возможность санкций в отношении компаний и физлиц третьих стран, которые сотрудничают с российскими партнёрами. То есть каждый из зарубежных партнёров компаний из России, которые занимаются, скажем, «Турецким потоком» или строительством мощностей по сжижению газа на Ямале, может попасть под санкции США. И теперь они будут оценивать свои риски на будущее совершенно иначе, если увидят в списке участников того или иного проекта российские компании из «кремлёвского доклада» — это дополнительные угрозы для бизнеса.

В этом и есть главная опасность нового списка минфина — даже если он не будет сопровождаться санкционными решениями, это будет оказывать колоссальное психологическое воздействие на умы наших потенциальных партнёров. Негативное воздействие.

- Какова «добавленная стоимость» антироссийских санкций для США?

- Она даже не «нулевая», а отрицательная. По логике вещей, санкции должны оказывать давление, чтобы мотивировать или принудить ту или иную страну поменять своё поведение. В данном случае для России мотивации что-то менять не возникает в принципе — чтобы мы не захотели сделать на любом направлении (украинском, иранском, северокорейском или каком-то ещё), это нас не выведет из-под действия этого американского закона. Поэтому то, что произошло в августе 2017 года, на сегодня является самым разрушительным фактором для отношений России и США.

- Россия может предпринять какие-то ответные меры?

- Такие действия США не соответствуют ни принципам мировой экономики и мировой торговли в целом, ни обязательствам США перед Всемирной торговой организацией. И России следует обязательно обращаться в международные юридические инстанции, чтобы оспаривать там правомерность закона США от 2 августа 2017 года.

- Но даже если суды признают нашу правоту, США наверняка проигнорируют эти решения…

- Скорее всего, так и будет — США ставит своё законодательство выше международного. Но идти этим путём надо: если подобного рода решения состоятся, то апеллировать к ним смогут наши партнёры из третьих стран. Это станет важным элементом их защиты даже в той ситуации, где США считают себя «царём горы».

- Сегодня всё больше говорят о том, что мы только реагируем на выпады США и не имеем даже возможности при существующих правилах игры перехватить инициативу. Не пора ли нам устанавливать свои правила?

- Это, на мой взгляд, правильная постановка вопроса. Но в одиночку мы с этой задачей не справимся. Поэтому надо формировать коалицию — не против США, конечно, а в защиту принципов свободы рыночной торговли, принципов ВТО.

Наши отношения с США не имеют никаких страховок от шараханий и от недобросовестной политики.

- Кто наиболее реальные партнёры России в такой коалиции?

- Прежде всего, это Китай и Индия — обе эти страны подвергаются давлению США. И в отношении Китая это происходит сейчас в большей степени — просто на китайском направлении американцы действуют более аккуратно, чем в отношении России. Товарооборот США с Китаем в 20 раз больше, чем у США с Россией. Поэтому у китайского, как и у индийского бизнеса есть возможности по лоббированию внутри США — в том же конгрессе.

- У России таких лоббистов нет?

- Нет, и это самая опасная часть нынешней истории — наши отношения с США не имеют никаких страховок от шараханий и от недобросовестной политики.

- Нашими хотя бы потенциальными союзниками по антисанкционной коалиции могут стать страны ЕС?

- Потенциально могут. Но не раньше, чем на них будут наложены санкции США — как у нас говорят в народе, пока гром не грянет… Наши европейские партнёры почему-то надеются, что их экономическое давление США не коснётся. Здесь пока нам можно только разводить руками.

- Возможность диалога между президентами России и США остаётся?

- Да, конечно. Другое дело, что у Дональда Трампа ограничены возможности: во-первых, антироссийская политика в США закреплена законом, который Трамп обязан выполнять. Вторая — ему навязали ситуацию, когда он должен оправдываться по поводу обвинений о «российском вмешательстве» в выборы президента США, на которых он победил.

- Стоит ожидать встречи глав двух государств до выборов Президента России в марте?

- Думаю, такой встречи не будет. И на мой взгляд, нет необходимости прилагать к этому усилия. Если американцы проявят инициативу, то, наверное, она должна быть нами услышана. Но сейчас у нас, когда до выборов остаётся полтора месяца, совсем другая повестка дня, и российско-американские отношения не являются частью избирательной кампании в России.

- ЦРУ опять обвинило Россию во вмешательстве в выборы в США — на сей раз обвинили «на будущее», так как речь идёт о предварительных выборах в конгресс в ноябре этого года. Что скажете?

- Вся «теория вмешательства» является реакцией американских элит на победу Трампа. Легитимность его президентства будет подвергаться сомнению постоянно, и под это будут придумывать любые сценарии.

Но меня в заявлении директора ЦРУ, в котором говорилось о якобы подготовке России вмешаться в выборы в конгресс, привлекла другая его часть. Впервые глава ЦРУ заявил о том, что не только Россия, но и Китай вмешивается во внутренние дела США, и что у Китая для этого намного больше возможностей. Откуда взялась эта линия — сказать трудно. Но я бы внимательно следил за этой тенденцией. 

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3844

Ещё материалы: Константин Косачев