На первом пленарном заседании Совета Федерации, открывающем осеннюю сессию, ключевой темой стала проблема задолженности бюджетов субъектов федерации и межбюджетных отношений в целом. Она имеет особое значение для Совета Федерации как палаты регионов, бюджеты которых в последние годы находятся под постоянным долговым прессингом: на 1 апреля 2016 года долги регионов составили 2 триллиона 353 миллиарда рублей.
Как образовалась такая громадная задолженность? Правительственная инвентаризация расходных полномочий субъектов Федерации показала, что они серьезно недофинансируются. Проще говоря, Правительство принимает решения передавать в регионы десятки так называемых полномочий, а дополнительные деньги на их реализацию не выделяет. В итоге 56 субъектов Российской федерации имеют дефицит бюджетов, который составил в консолидированном виде около 250 миллиардов рублей. При этом в 14 регионах размер долга превысил уровень годовых поступлений в местные бюджеты, что по сути означает банкротство территорий. Самое неприятное, что уровень задолженности возрастает, несмотря на ощутимые усилия Совета Федерации, который в этом году настоял на том, чтобы из федерального бюджета было выделено дополнительно около 310 миллиардов рублей на так называемое выравнивание бюджетов. Это, конечно, несколько ослабило долговую удавку но не переломило тенденцию: за последний год 65 субъектов РФ увеличили свою задолженность, некоторые из них — в несколько раз.
Что же делать? Валентина Матвиенко полагает, что необходимо изменить принципы межбюджетных отношений: методика их выравнивания устарела и не является ни мотивирующей, ни справедливой. В сложившейся ситуации востребованы быстрые и эффективные решения. Валентина Матвиенко считает, что необходимо увеличить Фонд финансовой поддержки регионов, из которого напрямую дотируют региональные бюджеты. Для этого, к примеру, можно сократить неэффективные целевые субсидии. Ведь не секрет, что десятки миллиардов рублей составляют так называемые переходящие остатки — средства, которые были выделены на те или иные целевые задачи, но вследствие крайне низкого уровня планирования, не были освоены. Истратить их на острые региональные нужды невозможно, так как финансирование имеет целевой характер. Вот и получаются парадоксы планирования: денег на социальные выплаты или зарплату бюджетникам не хватает, губернатор вынужден идти к коммерческим банкам на поклон и брать кредиты по рыночным ставкам, одновременно имея на целевых счетах невостребованные финансы. Кстати, интересный факт: 17 коммерческих банков получили, кредитуя региональные бюджеты, за последние пару лет 2,4 триллиона рублей, что совпадает с общей суммой долга субъектов Федерации! Неплохой бизнес со стопроцентной прибылью под гарантии государства.
Такие изменения в межбюджетных отношениях и увеличение Фонда финансовой поддержки регионов, по мнению председателя Совета Федерации, предоставят больше свободы руководителям субъектов Федерации, которые смогут определять приоритеты в соответствии с оперативными экономическими потребностями регионов, а также более обоснованно и эффективно балансировать местные бюджеты.
56
субъектов РФ
имеют дефицит бюджетов, в консолидированном виде около 250 миллиардов рублей
Важнейшей задачей осенней сессии Валентина Матвиенко назвала работу над бюджетом. Опыт прошлых лет свидетельствует, что сенаторам удавалось существенно улучшить бюджетные проектировки Правительства. Но в этом году ситуация особая: необходимо избавить регионы от весьма реальной перспективы банкротства. Для этого есть не только масса наработок, которые накоплены в предыдущие сессии Совета Федерации, но и политическая воля высшего руководства страны, сформулированная по итогам заседания 22 сентября Совета Безопасности России по вопросу совершенствования государственной региональной политики.