Одним из основных вопросов повестки дня стало правовое обеспечение мер по интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в политическую, экономическую, социальную и финансовую системы России. Практически все участники заседания с воодушевлением приняли такую обязанность. Тем более что Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала региональных законодателей оказать посильную помощь новым субъектам России: «За городами и районами Крыма уже закреплены российские регионы-кураторы, которые будут оказывать необходимую поддержку. Надо нам подумать и о помощи органам власти новых субъектов с использованием механизмов Совета законодателей».
Она подчеркнула, что сегодня задача интеграции Крыма и Севастополя в правовую, социально-экономическую, финансовую систему России является приоритетной. При этом глава Совета Федерации отметила, что наша страна готова к объединению международных усилий для мирного решения политического кризиса на Украине. «Надо всем вместе продолжать диалог и добиваться исполнения тех договоренностей, которые достигаются. В этом залог успеха», — подчеркнула Валентина Матвиенко.
При этом она отметила важность выполнения женевских соглашений, которые, по ее мнению, обращены, в первую очередь, к украинским властям для разоружения радикальных вооруженных формирований, для освобождения всех ранее незаконно занятых зданий. И констатировала: «Люди должны увидеть, что те соглашения, которые принимаются в рамках международных договоренностей, будут исполняться этой властью. Это путь к мирному диалогу». Особый акцент был сделан на недопустимость применения военной силы против мирного населения. «Та силовая акция, которая проходит на юго-востоке Украины, — это преступные действия против собственного народа, — отметила спикер, подчеркнув, что нынешние власти в Киеве не имеют общенационального мандата и действуют под патронатом Запада. — Именно поэтому Россия неоднократно обращалась к патронам этой власти — к США, Западной Европе с тем, чтобы они не допустили кровопролития, силовых действий по отношению к мирному населению. Мы делаем это открыто, публично».
Присутствовавший на заседании Председатель Государственного совета Республики Крым Владимир Константинов поддержал общий настрой и призвал сформировать при Совете законодателей специальную комиссию. Что, по его словам, «позволит в правовом поле плавно осуществить интеграционные процессы в различных сферах». «Важно сделать это с максимальной деликатностью и при максимальной заботе об интересах крымчан, что полностью совпадает с российскими национальными интересами, а также будет способствовать росту авторитета Российского государства не только в Крыму, но и за рубежом», — заявил он.
Поддержал коллег и Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин. Он подчеркнул, что работа по законодательному обеспечению интеграции Крыма и города федерального значения Севастополя проходит в сложной международной обстановке в связи с ситуацией на Украине. «Перед российскими законодателями стоят крайне важные задачи по интеграции новых субъектов Федерации, — отметил спикер Госдумы. — Их решение будет общим успехом». При этом подчеркнул, что крайне важным для решения поставленных задач является системный подход ко всем проблемам законотворчества, глубокая экспертная проработка всех инициатив.
К слову, Валентина Матвиенко затронула в своем выступлении и другую тему, ради которой на Совет законодателей прибыли члены Российского правительства. Так, она подчеркнула, что дефицит консолидированных бюджетов российских регионов в 2013 году превысил 640 миллиардов рублей. В связи с чем озвучила идею введения моратория на дальнейшую передачу финансовых полномочий от федерального центра регионам. Хотя бы на то время, которое понадобится на наведение порядка с организацией финансирования ранее делегированных регионам полномочий.
Ее озабоченность поддержал министр финансов России Антон Силуанов. По мнению главного финансиста страны, государство должно мониторить работу регионов, чтобы помочь им снизить государственный долг, возросший из-за большого количества кредитов. «В текущем году будет непросто. За первый квартал доходы увеличились на 3 процента, а расходы — на 9 процентов, — продолжил министр. — Мы планируем проанализировать налоговые льготы, часть из них будет отменена».
Министр вслед за Валентиной Матвиенко тоже коснулся темы «моратория», но на этот раз в деле предоставления новых налоговых льгот регионам. Озвучил он и идею о том, что отчеты о доходах физических лиц должны представляться раз в квартал, а не раз в год. Дескать, в противном случае происходит серьезное запаздывание в сборе налогов. Впрочем, прозвучало из его уст и более позитивное предложение: снизить ставку по бюджетным кредитам, чтобы регионы пользовались ими, а не коммерческими кредитами с высокими ставками. Также, по мнению Антона Силуанова, одной из приоритетных задач сегодня является сокращение количества субсидий, чтобы субъекты Федерации были более независимыми.
Выступила перед Советом законодателей и глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Она, прежде всего, подчеркнула, что, по данным аудиторов палаты, за прошедшие восемь лет в стране вдвое уменьшилось число регионов-доноров. При этом ситуация с местными бюджетами продолжает ухудшаться. Вывод напрашивается сам собой — необходима тщательная проверка субъектов Федерации для получения четкой картины реального состояния дел. По ее словам, на сегодняшний день в России насчитывается более десяти проблемных регионов, которые страдают от неправильной оценки рисков в процессе исполнения бюджета.
«По итогам 2005 года, количество регионов-доноров было 19 из 87. По итогам 2013 года, лишь 10 из 83 остались регионами-донорами, то есть, по сути, их количество сократилось в два раза, — подчеркнула Татьяна Голикова и добавила еще менее оптимистично: — Эти цифры свидетельствуют о том, что за эти годы мы упустили ситуацию и плохо представляем, что происходит в регионах».
При этом глава СП отметила, что бюджетные расходы территорий повышаются, в том числе, за счет полномочий, передаваемых без надлежащего финансового обеспечения. «За эти годы в 184-й федеральный закон, разграничивающий полномочия между Федерацией и регионами, было внесено почти 400 изменений, из которых 51 поправкой уточнены полномочия. В 131-й федеральный закон, разграничивающий полномочия между регионами и муниципалитетами, было внесено почти 500 поправок, из них в части полномочий — 64», — констатировала глава Счетной палаты.
Антон Константинов
Фото Евгений Малинин
Санкт-Петербург