Продовольственная география: изменения неизбежны

С учетом складывающихся реалий ситуация в агропромышленном комплек­се и на продовольственном рынке страны вызывает особое внимание.

Продовольственная география: изменения неизбежны  

Как ее оценить и что ждет нас впереди? Об этом размышляет председатель Комите­та Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природополь­зованию Геннадий Горбунов.

Ситуация на внутреннем продо­вольственном рынке складыва­ется сегодня весьма непростая. В августе 2014 года Россия в ответ на международные санкции приняла свои меры. Произошли серьезные изменения в географии поставок продовольствен­ных товаров, сменились многие постав­щики. Это, в свою очередь, обусловило колебание цен на розничном рынке. Для сдерживания их неоправданного роста необходимо использовать весь арсенал средств, в том числе антимоно­польные меры, расширять применение закупочных и товарных интервенций.

Геннадий ГорбуновСледует понимать, что импортозамещение в сфере сельского хозяйства не может быть обеспечено только за счет усилий отечественных аграриев. Сегодня требуется принципиальное политическое решение о кардинальном усилении поддержки АПК и совершен­ствовании необходимых для этого ме­ханизмов. Приоритетное значение име­ет реализация утвержденного Прави­тельством России плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы, обеспечение соответствующего финан­сирования госпрограммы развития агропрома и регулирования рынков сель­скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы с учетом внесенных в нее изменений по стимулированию импортозамещения.

Профильный комитет Совета Феде­рации неоднократно рассматривал ход реализации этой госпрограммы с уча­стием представителей федеральных и региональных органов власти, ученых и практиков. Вопрос о необходимости увеличения финансирования за счет средств федерального бюджета подни­мался постоянно. Наши предложения были учтены в ряде постановлений палаты, касающихся формирования концепции федерального бюджета и его исполнения за ряд лет.

Следует отметить, что не без уси­лий, но в последние годы ситуация с финансированием госпрограммы за счет средств федерального бюджета значительно улучшилась. В 2013 году она была профинансирована в полном объеме, и дополнительно выделялось 42 миллиарда рублей. В 2014-м — она также финансировалась в полном объ­еме и, кроме того, выделялись допол­нительные ассигнования на субсидии по возмещению части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) сельскохозяйственным това­ропроизводителям. Об этом, кстати, говорилось в Обращении Совета Феде­рации к правительству. Такой же под­ход к финансированию госпрограммы мы ожидаем и в 2015 году, учитывая, что ассигнования на ее реализацию увеличены на 20 миллиардов рублей и составят 187,9 миллиарда.

Но для содействия процессу импортозамещения в сельском хозяйстве нельзя ограничиться только выделе­нием средств. Большое значение име­ет совершенствование действующего законодательства и прежде всего вне­сение изменений в Федеральный за­кон «О развитии сельского хозяйства». Речь идет об изменениях по части регламентации приобретения сельхоз­продукции при проведении государ­ственных закупочных интервенций, о распространении государственной поддержки на организации и индиви­дуальных предпринимателей, осущест­вляющих переработку сельхозпродук­ции, и ряде других законопроектов, которые сегодня находятся на рассмо­трении в Государственной Думе и при­няты в первом чтении.

В условиях ограниченных возмож­ностей федерального бюджета особое значение для создания условий для функционирования сельского хозяй­ства имеет обеспечение устойчивого сбыта отечественной сельскохозпродукции. Делать это можно, в том чис­ле развивая систему внутренней про­довольственной помощи отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке.

Не могу не остановиться и на таком вопросе, как создание условий для раз­вития отечественного рыболовства. Россия — морская держава, и мы до­бываем достаточное количество рыбы для собственного потребления. Отча­сти поэтому товарная аквакультура как отрасль долгое время оставалась без должного внимания и сейчас на­ходится в начале своего развития. На раскрытие имеющегося значительного потенциала направлена действующая госпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Недавно в нее были внесены изменения, направлен­ные на поддержку развития аквакультуры как основы для импортозамещения рыбной продукции на внутреннем рынке. Выделены и дополнительные средства — 9,5 миллиарда рублей.

Только за 2014 год принят целый ряд федеральных законов, которыми вносились изменения в законодатель­ство о рыболовстве. Но этого, на мой взгляд, мало. Одними из наиболее ожи­даемых рыбаками в этом году явля­ются изменения порядка пересечения государственной границы страны рос­сийскими судами, осуществляющими рыболовство. Установление на законо­дательном уровне уведомительного по­рядка пересечения границы для судов рыбопромыслового флота будет спо­собствовать ликвидации избыточных административных барьеров, связан­ных с осуществлением разных видов контроля и позволит повысить эффек­тивность добычи водных биоресурсов за счет исключения непроизводствен­ных потерь промыслового времени.

Также необходимо законодательно запретить вылов тихоокеанских ло­сосей с применением плавных (дрифтерных) сетей в исключительной экономической зоне России. Такой промысел осуществляется на путях нерестовых миграций, что является грубым нарушением действующего законодательства. Он негативно отра­жается на естественном воспроизвод­стве лососей и приводит к подрыву экономической и социальной сферы прибрежных регионов

Отдельная и очень важная тема — земельные отношения. Складывается противоречивая ситуация: с одной стороны, современные подзаконные нормативные правовые акты содер­жат комплекс правовых норм, стиму­лирующих сохранение плодородия и защиту сельскохозяйственных земель от выбытия из производства. А с дру­гой — их реализация на практике сдер­живается отсутствием информации о современном состоянии почвенного плодородия. Последние комплексные исследования в этой области проходи­ли еще в прошлом веке.

Есть и другие проблемы. Например, появившиеся законодательные ини­циативы, принятие которых создает угрозу выбытия сельскохозугодий из оборота. А также оборотная сторона медали — вовлечение земель в сельско­хозяйственный оборот. Здесь, прежде всего, необходимо проведение инвен­таризации, изучение количественного и качественного состояния земель, их оценка на предмет пригодности для ис­пользования. Необходимость создания Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйствен­ного назначения становится очевид­ной. Необходимы и иные меры, в том числе стимулирование предоставления земельных участков для реализации инвестиционных проектов в агропро­мышленном комплексе на правах без­возмездного срочного пользования. Но одновременно требуется усиление ответственности за неиспользование сельскохозяйственных земель.

Подчеркну: в условиях, связанных с необходимостью импортозамещения и увеличения объемов производства отечественной сельскохозяйственной продукции, вовлечение земель в хозяй­ственный оборот должно носить ком­плексный характер. Должны учиты­ваться такие факторы, как обеспечен­ность трудовыми ресурсами, инженер­ной и социальной инфраструктурой, наличие рынков сбыта, мощностей по переработке и хранению сельскохозяй­ственной продукции.

Сложившаяся в последнее десятилетие зависимость нашей страны от импортного продовольствия совершенно недопустима. Отечественный агропромышленный комплекс обладает необходимым потенциалом для увеличения производства продовольствия. Теперь главное — создать и запустить механизм, который заставит этот потенциал работать на страну.

Подготовил Николай Калинин
Фото Игорь Самохвалов
Просмотров 4815

22.12.2014 15:56