Продовольственная география: изменения неизбежны
С учетом складывающихся реалий ситуация в агропромышленном комплексе и на продовольственном рынке страны вызывает особое внимание.
Как ее оценить и что ждет нас впереди? Об этом размышляет председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Горбунов.
Ситуация на внутреннем продовольственном рынке складывается сегодня весьма непростая. В августе 2014 года Россия в ответ на международные санкции приняла свои меры. Произошли серьезные изменения в географии поставок продовольственных товаров, сменились многие поставщики. Это, в свою очередь, обусловило колебание цен на розничном рынке. Для сдерживания их неоправданного роста необходимо использовать весь арсенал средств, в том числе антимонопольные меры, расширять применение закупочных и товарных интервенций.
Следует понимать, что импортозамещение в сфере сельского хозяйства не может быть обеспечено только за счет усилий отечественных аграриев. Сегодня требуется принципиальное политическое решение о кардинальном усилении поддержки АПК и совершенствовании необходимых для этого механизмов. Приоритетное значение имеет реализация утвержденного Правительством России плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы, обеспечение соответствующего финансирования госпрограммы развития агропрома и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы с учетом внесенных в нее изменений по стимулированию импортозамещения.
Профильный комитет Совета Федерации неоднократно рассматривал ход реализации этой госпрограммы с участием представителей федеральных и региональных органов власти, ученых и практиков. Вопрос о необходимости увеличения финансирования за счет средств федерального бюджета поднимался постоянно. Наши предложения были учтены в ряде постановлений палаты, касающихся формирования концепции федерального бюджета и его исполнения за ряд лет.
Следует отметить, что не без усилий, но в последние годы ситуация с финансированием госпрограммы за счет средств федерального бюджета значительно улучшилась. В 2013 году она была профинансирована в полном объеме, и дополнительно выделялось 42 миллиарда рублей. В 2014-м — она также финансировалась в полном объеме и, кроме того, выделялись дополнительные ассигнования на субсидии по возмещению части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) сельскохозяйственным товаропроизводителям. Об этом, кстати, говорилось в Обращении Совета Федерации к правительству. Такой же подход к финансированию госпрограммы мы ожидаем и в 2015 году, учитывая, что ассигнования на ее реализацию увеличены на 20 миллиардов рублей и составят 187,9 миллиарда.
Но для содействия процессу импортозамещения в сельском хозяйстве нельзя ограничиться только выделением средств. Большое значение имеет совершенствование действующего законодательства и прежде всего внесение изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Речь идет об изменениях по части регламентации приобретения сельхозпродукции при проведении государственных закупочных интервенций, о распространении государственной поддержки на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих переработку сельхозпродукции, и ряде других законопроектов, которые сегодня находятся на рассмотрении в Государственной Думе и приняты в первом чтении.
В условиях ограниченных возможностей федерального бюджета особое значение для создания условий для функционирования сельского хозяйства имеет обеспечение устойчивого сбыта отечественной сельскохозпродукции. Делать это можно, в том числе развивая систему внутренней продовольственной помощи отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке.
Не могу не остановиться и на таком вопросе, как создание условий для развития отечественного рыболовства. Россия — морская держава, и мы добываем достаточное количество рыбы для собственного потребления. Отчасти поэтому товарная аквакультура как отрасль долгое время оставалась без должного внимания и сейчас находится в начале своего развития. На раскрытие имеющегося значительного потенциала направлена действующая госпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Недавно в нее были внесены изменения, направленные на поддержку развития аквакультуры как основы для импортозамещения рыбной продукции на внутреннем рынке. Выделены и дополнительные средства — 9,5 миллиарда рублей.
Только за 2014 год принят целый ряд федеральных законов, которыми вносились изменения в законодательство о рыболовстве. Но этого, на мой взгляд, мало. Одними из наиболее ожидаемых рыбаками в этом году являются изменения порядка пересечения государственной границы страны российскими судами, осуществляющими рыболовство. Установление на законодательном уровне уведомительного порядка пересечения границы для судов рыбопромыслового флота будет способствовать ликвидации избыточных административных барьеров, связанных с осуществлением разных видов контроля и позволит повысить эффективность добычи водных биоресурсов за счет исключения непроизводственных потерь промыслового времени.
Также необходимо законодательно запретить вылов тихоокеанских лососей с применением плавных (дрифтерных) сетей в исключительной экономической зоне России. Такой промысел осуществляется на путях нерестовых миграций, что является грубым нарушением действующего законодательства. Он негативно отражается на естественном воспроизводстве лососей и приводит к подрыву экономической и социальной сферы прибрежных регионов
Отдельная и очень важная тема — земельные отношения. Складывается противоречивая ситуация: с одной стороны, современные подзаконные нормативные правовые акты содержат комплекс правовых норм, стимулирующих сохранение плодородия и защиту сельскохозяйственных земель от выбытия из производства. А с другой — их реализация на практике сдерживается отсутствием информации о современном состоянии почвенного плодородия. Последние комплексные исследования в этой области проходили еще в прошлом веке.
Есть и другие проблемы. Например, появившиеся законодательные инициативы, принятие которых создает угрозу выбытия сельскохозугодий из оборота. А также оборотная сторона медали — вовлечение земель в сельскохозяйственный оборот. Здесь, прежде всего, необходимо проведение инвентаризации, изучение количественного и качественного состояния земель, их оценка на предмет пригодности для использования. Необходимость создания Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения становится очевидной. Необходимы и иные меры, в том числе стимулирование предоставления земельных участков для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе на правах безвозмездного срочного пользования. Но одновременно требуется усиление ответственности за неиспользование сельскохозяйственных земель.
Подчеркну: в условиях, связанных с необходимостью импортозамещения и увеличения объемов производства отечественной сельскохозяйственной продукции, вовлечение земель в хозяйственный оборот должно носить комплексный характер. Должны учитываться такие факторы, как обеспеченность трудовыми ресурсами, инженерной и социальной инфраструктурой, наличие рынков сбыта, мощностей по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.
Сложившаяся в последнее десятилетие зависимость нашей страны от импортного продовольствия совершенно недопустима. Отечественный агропромышленный комплекс обладает необходимым потенциалом для увеличения производства продовольствия. Теперь главное — создать и запустить механизм, который заставит этот потенциал работать на страну.