Право на будущее

Арктические широты во все време­на притягивали к себе людей.

Притя­гивали и манили по разным причинам: с исследовательской стороны, чтобы понять, где находится и каков он, Северный полюс, с психологической — чтобы доказать себе и окружающим возможности человека в суровых полярных условиях, ну и, конечно же, всегда, всех и каждого завораживали богатства северных широт — пушной и рыбный промысел на заре освоения Арктики и природные кладовые недр этой земли в наши дни.

Право на будущее  
Сергей Харючи, Председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа
 
Несмотря на то, что стран арктического пояса в принципе не так и много — Рос­сия, ряд скандинавских государств и североамериканские страны, заинтере­сованность в изучении и освоении этих территорий проявляет огромное коли­чество участников, порой даже совер­шенно экзотических. При отсутствии прямого выхода к рубежам Арктики отдельные страны обладают и финан­совыми возможностями, и передовыми технологиями для изучения и развития северных широт, и в этом их желания вполне объяснимы и, возможно, благо­родны. Заинтересованность же других заключается исключительно в распре­делении природных ресурсов, и такие понятия, как экология, животный и рас­тительный мир, а главное — коренное население, для них малозначительны.
 
Сергей ХарючиСоветский период агрессивного раз­вития Севера можно и понять, и даже частично оправдать — стране необхо­димы были ресурсы, страна жила по­бедами над природой, над конкурен­тами, над историей. Но сегодня Россия стремится к развитию не только во­преки внутренним и внешним слож­ностям, а прокладывает свой путь с оглядкой на исторические промахи и с мыслью о тех, кому жить в стране в недалеком и отдаленном будущем.
 
Россия не против партнерства. Но поддерживая тезис о том, что Арктика — это территория диалога, Россия на­стаивает и на том, что Арктика должна оставаться и зоной взаимного уваже­ния и взаимной ответственности.
Российская Арктика — это огромная территория и это российские гражда­не. Здесь живет и работает около 1 миллиона человек, в том числе более 150 тысяч представителей 17 коренных малочисленных народов.
 
Вековой опыт и сила духа народов, проживающих в суровых природных условиях Российского Севера, Сибири и Дальневосточного приморья, во все времена позволяли коренным жителям не без потерь, но справляться самосто­ятельно с возникающими трудностями. Однако современный мир и особенно­сти его развития ставят новые зада­чи, создавая определенные трудности местному населению, внося новшества в традиционный уклад их жизни. И в этих условиях очень важно, чтобы го­сударство подтвердило собственные обязательства и ответственность перед ними. Необходимо суметь разглядеть на фоне необъятности внешне- и вну­триполитических вопросов проблемы коренных малочисленных народов, выделить их из общей массы и, что немаловажно, решать эти проблемы с участием самих народов, создавая для всех равные возможности при реали­зации своих конституционных прав. Необходимо предложить пути, не обоб­щенно уравниваемые всех, а удобные и применимые для каждого.
 
В этой связи было бы уместным систематизировать законодательство, регулирующее вопросы коренных ма­лочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В основу решения этого вопроса можно положить опыт Ямало-Ненецкого автономного округа. Совокупный состав окружных право­вых нормативных документов, посвя­щенных вопросам защиты исконной среды обитания, традиционного об­раза жизни и традиционного приро­допользования коренных малочислен­ных народов Ямала, и по объему, и по тематике чрезвычайно разнообразен.
 
В настоящее время Законодатель­ным Собранием региона рассматрива­ется вариант кодификации «абориген­ного» законодательства округа, резуль­татом которой стало бы появление но­вого всеобъемлющего правового акта — Кодекса о коренных малочисленных народах Севера в Ямало-Ненецком ав­тономном округе. Считаю, что в прин­ципе принятие такого правового акта допустимо. В царской России действо­вал кодифицированный акт — Устав об управлении инородцев, который в по­следующем трансформировался в Положение об инородцах. В современной России подобные правовые акты от­сутствуют. Действующие же кодексы (Гражданский, Земельный, Налоговый и другие) включают нормы, связанные предметом регулирования однородных отношений. Вместе с тем в юридиче­ской доктрине не исключается фор­мирование комплексных нормативных правовых актов в целях достижения определенного практического резуль­тата. Например, объединение норм, направленных конкретному адреса­ту. С этих позиций принятие Кодекса о коренных малочисленных народах Севера не лишено смысла. И если его рассматривать в качестве разновидно­сти закона, то это вполне допустимо.
 
Модернизация «аборигенного» за­конодательства Ямало-Ненецкого ав­тономного округа актуальна с учетом того, что в настоящее время в авто­номном округе действует 38 законов, включающих нормы о коренных мало­численных народах Севера. Объедине­ние данных норм и издание укрупнен­ных правовых актов — условие, обеспе­чивающее обозримость, доступность и правильность применения законода­тельства. Все это позволит выявлять и устранять имеющиеся в нем пробелы, несогласования и противоречия.
 
На сегодняшний день и федераль­ное законодательство, и региональные нормативные правовые акты достаточ­но широко охватывают и регламенти­руют круг вопросов, характерных для северных территорий и присущих се­верным народам. Но проблема и глав­ная беда заключается в другом — не всегда то, что уже принято, исполняет­ся и реализуется на практике, как того требуют буква и дух закона.
 
Принимая во внимание тот факт, что Север и Арктика являются стра­тегическим плацдармом для развития экономики страны, в ближайшей и долгосрочной перспективе предпола­гается совершенствование российского законодательства по многим направле­ниям. По самым скромным подсчетам, необходимо принять порядка двадцати федеральных законов. Освоение новых и поддержание используемых место­рождений, развитие региональной газохимической промышленности, разви­тие Северного морского пути, речного флота, полярной авиации, строитель­ство железнодорожных и автомобиль­ных дорог, продовольственное обеспе­чение Севера, формирование иннова­ционно-научной базы в арктических регионах, обеспечение экологической безопасности, сохранение традицион­ного образа жизни коренных малочис­ленных народов Севера, обеспечение системы безопасности в арктической зоне — это уже более обширный, но далеко не полный перечень заплани­рованных задач. И от того, насколько грамотно каждый из этих вопросов бу­дет урегулирован на правовом уровне, зависит инвестиционная привлекатель­ность территории, а значит, будущее арктических регионов!
 
В условиях партнерства с зарубеж­ными коллегами во главу угла долж­ны возводиться финансовая стабиль­ность и экономическая безопасность страны. Мало обеспечить условия для промышленного развития Севера. Не­обходимо исключить возможность ка­ких-либо нападок в части нарушения экологических норм, прав коренного населения и любых других общепри­нятых международных стандартов.
 
Предстоит серьезная работа на всех уровнях власти, и думаю, что предпо­сылки для ее успешного завершения у нас есть. Главное, что государство понимает, что интенсивное освоение природных богатств Арктики, Севера, Сибири для усиления экономической мощи страны в наше время невозмож­но вести за счет нарушения чьих-либо прав и за счёт неоправданного и па­губного вторжения в существующую природную гармонию. И опыт корен­ных народов в этом полезен. Секрет их не в покорении природы либо во­йне с ней, не в максимальном по­треблении её богатств, а в разумном сосуществовании, компромиссе и ве­ковых традициях, которые именуются Правом, Законом и Правилами.
 
Очень четко и образно по этому поводу высказался поэт, философ, представитель народа манси Юван Шесталов: «Мир спасет не западная воинствующая цивилизация, не восточная — консервативная, не южная — благостная, изнеженная. Будущее мира и человечества — за арктической цивилизацией с её сказочными природными ресурсами, с ее житейской мудростью и гармонией с природой».

Просмотров 4195

22.12.2014

Популярно в соцсетях