Повернуться к тем, кто «против»
Валентина Матвиенко уверена, что государство должно находиться под непрерывным контролем общества
Механизмы общественного контроля действий властей хорошо известны. Во-первых, его можно запустить с помощью партий, представители которых, выиграв выборы, становятся у государственного руля. Если они перестанут прислушиваться к голосу избирателей, то в следующий раз их просто «прокатят» на выборах.
Во-вторых, у нас имеются Общественная палата и аналогичные палаты в регионах, а также общественные советы при органах госвласти. Правда, в последнее время их голос негромок. Многие авторитетные представители общественности не горят желанием вступать в полемику или открыто конфликтовать с решениями государственных структур, хотя следовало бы, так как эти решения могут причинить вред общественным интересам. В-третьих, не последнюю роль продолжают играть средства массовой информации, способные встать на защиту гражданских прав. Правда, в последние годы делают они это в силу разных причин все реже и реже, но все-таки у людей есть потенциальная возможность быть услышанными: выступить в печати, высказать свою точку зрения в социальных сетях и даже, пусть очень редко, попасть на экраны телевизоров.
Есть еще наблюдательные комиссии по общественному контролю обеспечения прав человека в местах лишения свободы, органы общественного контроля над судейским корпусом, институты независимой общественной экспертизы нормативных актов и многие другие, о которых никто толком даже не слышал, ибо никакими достойными пристального общественного внимания поступками они не отличились.
Одним словом, институты общественного контроля вроде бы имеются, а должной отдачи от их деятельности нет. Что надо сделать, чтобы проблему тесной зависимости гражданского общества от решений государственной власти поставить с головы на ноги? Какие шаги предпринять, чтобы власть предержащие постоянно оглядывались на общественное мнение, когда речь заходит об общественно значимых государственных делах? Как усилить общественный контроль за теми, кто осуществляет государственную политику в самых разнообразных сферах жизни страны?
На эти вопросы пытались ответить в Оренбурге на расширенном заседании Ассоциации законодателей Приволжья, в работе которого приняли участие председатель СФ Валентина Матвиенко, приволжский полпред Михаил Бабич, губернатор и глава Законодательного собрания Оренбургской области Юрий Берг и Сергей Грачев, сенаторы, депутаты Госдумы и региональные законодатели.
Палаты удобных людей
Эффективным контрольным инструментом в руках граждан могли бы служить общественные палаты, которые созданы практически во всех российских регионах. По словам Валентины Матвиенко, открывшей заседание, в отдельных регионах к их формированию подходят весьма формально. Туда в основном входят люди, близкие к власти и не представляющие собой ее оппонентов. Это сразу же превращает общественные советы в некий декоративный орган. Он не определяет весь спектр мнений по тому или иному вопросу, вызывающему живой общественный интерес.
Региональные общественные палаты и советы при госорганах становятся, как сказала глава СФ, малоэффективными придатками и органами обслуживания власти, состоящими пусть и из известных, но очень удобных людей. «Назначение новых людей позволит уйти от формальностей и от штатных людей, от которых граждане устают и хотят перемен», — заявила Валентина Матвиенко.
Эту точку зрения разделяет и полномочный представитель Президента РФ в округе Михаил Бабич, тоже назвавший работу общественных советов формальной и декоративной. «В них сидят удобные люди, обсуждается удобная повестка, и тем самым не видна реальная картина жизни, — сказал он. — Поэтому необходимо, чтобы появились полноценные органы общественного контроля, которые не стесняются называть вещи своими именами и подсказывают исполнительной власти, какие проблемы волнуют людей».
Поэтому столь важно, не раз в своих выступлениях и комментариях подчеркивала Валентина Матвиенко, придать формированию общественных палат в регионах законодательный характер. Она предложила рассмотреть вопрос о создании модельного закона о формировании общественных палат в субъектах РФ. Действительно, тут нельзя полагаться на добрую волю тех, кто формирует такие объединения. Очевидно, что должен действовать закон, в рамках которого появляется больше возможностей для выдвижения новых, ярких политиков, пусть и не всегда думающих и действующих в унисон с властью. Этот закон не должен ставить препоны людям инакомыслящим. Надо привыкать слушать других, говорили многие региональные законодатели в ходе обмена мнениями, пусть даже их позиция порой бывает диаметрально противоположной официально признанной.
Валентина Матвиенко напомнила, что недавние поправки в закон об Общественной палате сделали процесс формирования этого органа более демократичным и усилили региональный сегмент палаты. «Думаю, что пришло время сделать следующий шаг в направлении развития института Общественных палат, как центров, аккумулирующих общественную активность в регионах. Как правило, у них нет ни бюджетов, ни аппарата, ни помещений», — сказала она. — Мы не должны забывать, что мы — федеративное государство, и власти в Москве не могут диктовать регионам, как им жить и работать».
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко встретилась с губернатором Оренбургской области Юрием Бергом и Председателем Законодательного собрания Сергеем Грачевым
Под народным присмотром
На встречах в Оренбурге не раз звучала тема важной роли оппозиции в общественной жизни страны и ее участии в государственных институтах власти. По сути, на заседании ассоциации произошло, по словам спикера, первое общественное профессиональное обсуждение проекта закона об общественном контроле. Ранее эта идея была высказана Председателем СФ в декабре прошлого года на Совете законодателей России. Совет Федерации планирует доработать законопроект и впоследствии вынести его на общественное обсуждение.
Как известно, Президент России Владимир Путин поручил до 1 марта 2014 года подготовить такой правовой документ под названием «Об основах общественного контроля». Предполагается создать обширную законодательно-нормативную базу для формирования широкой системы общественного контроля.
В этой системе ведущее место отводится интерактивным способам освещения деятельности органов власти, включая прямые интернет-трансляции их заседаний, а также пресс-конференций, «круглых столов» и других мероприятий с участием представителей властей. Например, как рассказал в своем выступлении Председатель Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас, все заседания возглавляемого им комитета доступны в сети Интернет. По его мнению, интернет-сервисы, позволяющие гражданам в доступной форме подавать электронные заявки и контролировать их исполнение, нужно создавать во всех субъектах РФ.
Его коллега, Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук считает, что за счет того, что более действенными станут механизмы обратной связи, через которые граждане смогут влиять на деятельность органов власти, повысится эффективность всей системы социального управления в России.
Такой широкий общественный присмотр в первую очередь нужен самому государству. Это позволит его представителям выбирать наиболее оптимальные пути решения тех или иных социальных и экономических проблем и при этом не быть обвиненными в «единоначалии» или излишней субъективности. По целому ряду вопросов, напрямую затрагивающих интересы общества, следовало бы чаще спрашивать совета у народа, для чего надо смелее использовать механизм референдумов.
Многие законодатели из приволжских регионов, с кем довелось беседовать в Оренбурге, высказывали недоумение нежеланием как местных, так и федеральных властей проводить такие всенародные опросы. В последние годы эта форма народного волеизъявления «позабыта-позаброшена», хотя есть немало законопроектов, по которым свою позицию в ходе единого дня голосования могли бы изложить россияне всем миром.
Тогда, наверное, не было нынешних метаний по многим острым вопросам государственного значения. Например, не крутили бы часовую стрелку в зависимости от времен года — то туда, то обратно. Или не отказывались бы от прямых выборов губернаторов, а затем возвращались к такому порядку. Или не вводили бы семипроцентный партийный барьер для попадания в Госдуму, чтобы затем вновь понизить его до пяти процентов. Или не переходили бы к избирательной системе пропорционального типа, то есть строго по партийным спискам. Вряд ли население проголосовало бы за такое обезличивание народных избранников. Теперь вновь пытаемся вернуться к смешанной системе: по планам, 50 процентов будет избираться по одномандатным избирательным округам и 50 — по пропорциональному принципу.
Жилой комплекс «Экодолье»
За то, чтобы «против всех»
Такой же труднообъяснимый переход от одного решения к другому виден на примере графы, позволяющей проголосовать против всех кандидатов. Она существовала в нашей стране с начала 90-х годов. В 2006 году строчка «против всех» исчезла из бюллетеней. В результате резко упала явка избирателей. Многие из них хотели бы прийти на участки, чтобы выразить свой протест. Но их лишили такой возможности. Поэтому те из недовольных, кто все-таки подошел к урнам, просто вычеркивал всех кандидатов. Однако его голос пропадал, так как бюллетень считался испорченным и выкидывался в другую урну — мусорную.
На совещании ассоциации в Оренбурге Валентина Матвиенко подтвердила свою позицию по этой проблеме, ранее высказанную на пленарном заседании Совета Федерации. Она — за возвращение графы «против всех» в избирательную систему России.
«Сегодня мы живем в новом политическом поле, конкуренция растет, регистрация доступна любой партии, — сказала она. — Было бы уместно ввести графу «против всех». Та часть избирателей, которая не определилась в предпочтениях, должна иметь свою графу. У человека должна быть возможность сказать, что ни одна из партий ему не нравится. Исходя из количества проголосовавших в этой графе, мы сможем анализировать состояние нашей политической системы, расклад сил, настроение общества. Кроме того, графа «против всех» поможет гражданам, которым не нравится ни одна партия, не выпадать из политической активности, а принимать участие в выборах». По ее мнению, это также позволит более объективно оценить настроения оппозиции.
Кроме возвращения графы «против всех», смешанной системы выборов, снижения избирательного ценза для партий, спикер СФ считает, что необходимо снизить и порог регистрации подписей, необходимых для самовыдвиженцев. По ее мнению, надо в обязательном порядке увеличивать число независимых депутатов, заседающих в региональных муниципальных и законодательных органах власти. Соответствующий закон уже прошел первое чтение в Госдуме.
В любом случае появление новой старой графы требует детального обсуждения. «Нужно узнать отношение к моему предложению политических партий, всего общества, чтобы не навязывать его сверху», — отметила спикер. Тут-то наверняка и пригодился бы референдум. Уместно провести не только широкую дискуссию в прессе, Интернете, на экспертных площадках, но и организовать всенародный опрос. Таким образом, с учетом новых предложений по усовершенствованию избирательной системы страны она подвергнется серьезной реконструкции. Остается лишь надеяться, что на этот раз ее реформа будет окончательной и бесповоротной, и правила не будут постоянно переписываться от одних выборов к другим в зависимости от политической конъюнктуры.
Оренбургское президентское кадетское училище
Свой дом для каждого
Посещение жилого комплекса «Экодолье», расположившегося неподалеку от Оренбурга, а также Президентского кадетского училища можно было бы смело отнести к разряду протокольных, если бы не две встречи, придавшие этим «экскурсиям по достижениям» особую человеческую теплоту. Первая — с жительницей поселка Марией Михайловной Ласьковой, ветераном войны, готовящейся вскоре встретить свой 90-летний юбилей. И вторая — с юным воспитанником училища Игорем Зотовым, будущим тележурналистом, наверняка военным. Поняв из разговора с кадетом, что тот мечтает о встрече с Никитой Михалковым, Валентина Матвиенко быстро организовала его разговор с режиссером. Тот пообещал обязательно приехать в гости к Игорю и еще к 800 кадетам, обучающимся в этом первом в стране президентском училище. «Здорово!», — только и произнес после разговора со своим кумиром слегка ошарашенный мальчишка…
А вот Марию Михайловну, жительницу поселка «Экодолье», с которой разговорилась Валентина Матвиенко, волнуют куда более прозаичные дела. На пороге — 90 лет, здоровье подводит. Да и домашних забот непочатый край, хотя и живет с родными, которые стараются не нагружать ее работой по дому. Заселились в небольшой одноэтажный коттедж площадью 55 квадратных метров не так давно. Хотя у нее на руках был жилищный сертификат, выданный ей как ветерану войны, денег не хватило. Пришлось добавлять на покупку, ремонт и отделку из собственного кармана. К счастью, администрация комплекса не осталась в стороне от ее проблем. Семье помогли продать в Оренбурге квартиру, оформить все документы надлежащим образом, но на этом помощь закончилась.
Так что, с какой бы стороны ни рассматривать идею строительства поселка малоэтажной застройки «Экодолье», социальным проектом его назвать трудно. Дома и квартиры в таунхаузах (на конец августа сдано в эксплуатацию более 700 домов и квартир) покупаются по рыночным ценам. А средняя цена квадратного метра — от 28 тысяч до 32 тысяч рублей. Для Москвы — сумма небольшая, а для Оренбурга — дороговато.
Значительная часть молодых семей, которые приобрели здесь жилье, получали банковские кредиты под стандартные 12-16 процентов. Пожалуй, единственной «поблажкой» для молодых покупателей был сравнительно низкий первоначальный взнос — 10 процентов от всей суммы. Да еще один 12-квартирный дом был отдан переселенцам из ветхого жилья. Проект считается примером государственно-частного партнерства, однако поддержка государства в основном заключается в строительстве внеплощадочных сетей, социальной инфраструктуры. Причем строители используют средства, выданные государством в рамках социальных программ — материнский капитал, военные и пенсионные сертификаты.
Так, строительство детского сада осуществлялось на средства федерального и областного бюджетов — в общей сумме почти 100 миллионов рублей в прошлом году. Если бы государство не выделило средства на возведение социальной инфраструктуры, то вряд ли торговля жильем у предпринимателей шла столь бойко — спрос, как меня уверяли, огромный. Или им пришлось бы возводить подобные объекты на собственные средства — для инвестиционной привлекательности и поддержания высокой цены. К сожалению, государство в большинстве случаев не в состоянии браться за самостоятельное строительство на льготных условиях для ветеранов, очередников и малоимущих.
Вот тут бы и оказалось уместным вмешательство сильных, влиятельных общественных организаций, которые заставили бы государство куда более внимательно относиться к решению самых актуальных социальных проблем, наиболее волнующих общество.