Польша может не мечтать о смоленских авиадиспетчерах

В парламенте рассказали, почему Россия не выдаст своих граждан Варшаве ни при каких обстоятельствах

Польша может не мечтать о смоленских авиадиспетчерах

фото: АГН Москва

Ходатайство генпрокуратуры Польши об аресте трёх диспетчеров, которые держали связь с разбившимся под Смоленском в 2010 году «самолётом Качиньского», обусловлено желанием правительства Анджея Дуды создать видимость защиты своих «национальных интересов», считают российские депутаты и сенаторы. Они пояснили, почему Варшаве стоит отказаться от планов заполучить россиян в качестве арестантов.

«Бесконечный фантазийный процесс»

Польша надеется допросить трёх российских авиадиспетчеров, которые вели самолёт президента Леха Качиньского, потерпевшего крушение 10 апреля 2010 года при заходе на посадку под Смоленском.

Вокруг этой авиакатастрофы, в которой погибли не только президент Польши с супругой, но и высокопоставленные руководители страны с высшим командным составом, практически сразу разгорелись информационные войны. Качиньский, известный своими антироссийскими заявлениями, тогда принял всё же приглашение российской стороны и полетел на 70-летие Катынской трагедии.

В 1940 году в лесах Катыни в Смоленской области, в Пятихатке под Харьковом и Медном в Тверской (тогда Калининской) области произошли массовые расстрелы почти пятнадцати тысяч военнопленных поляков. СССР обвинила в этом гитлеровскую Германию, но вскоре Запад стал активно продвигать версию о том, что расстреливали не немцы, а сотрудники НКВД. Уже в 90-е и «нулевые» годы Росархив опубликовал документы, подтверждающие эти подозрения.

Поэтому визит Качиньского мог способствовать снижению антироссийского градуса в Польше — пусть некоторыми экспертами шансы на это и воспринимались как призрачные. Но самолёт, переполненный польскими руководителями, разбился под Смоленском. Видимость была ниже допустимой нормы — как установило расследование Межгосударственного авиационного комитета (МАК) России, об этом экипаж был извещён заранее. Однако по непонятной причине опытные польские пилоты не вняли сигналу об опасности и пошли на неоправданный риск. Почему? По одной из версий, к этому отчаянному шагу их принудил один из польских руководителей, который перед этим хорошо «отметил» полёт в Россию. МАК назвал причинами катастрофы, в результате которой погибли 96 человек, неправильные действия пилотов, обусловленные психологическим давлением на них.

Позже с выводами российской стороны частично согласилась Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши. Но признав, что гибель самолёта спровоцировала ошибка экипажа, польские правоохранители указали на плохую, по их мнению, работу российских авиадиспетчеров, а также недостатки в техобеспечении аэродрома Смоленск — Северный. Именно тогда появились опасения, что трагедия может стать поводом для долгих политических манипуляций. Так, увы, и случилось.

В апреле 2018 год власти Польши инициировали новое расследование, заявив, что причиной крушения стали взрывы на борту. Причём, как посчитали польские спецы, заложили взрывные устройства в России, ещё при производстве Ту-154, на котором польское руководство и полетело в 2010 году в Смоленск. После этого официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что выводы представителей Польши о  катастрофе самолёта Качиньского превращаются в «бесконечный фантазийный процесс».

Своё продолжение «фантазии» Варшавы получили 17 сентября этого года, когда генпрокуратура Польши направила ходатайство в варшавский суд на арест трёх российских авиадиспетчеров с аэродрома Смоленск — Северный. Обвинение, которое им предъявляет польская сторона, — «умышленное провоцирование авиакатастрофы, повлекшей гибель многих людей».

А что Интерпол?

В российском парламенте посоветовали властям Польши во главе с президентом Анджеем Дудой поменьше мечтать — граждан России им заполучить не удастся. Сенатор Андрей Климов, возглавляющий Комиссию Совета Федерации по защите госсуверенитета, прямо указал на требование Конституции РФ, согласно которому Россия «не имеет права никому и ни при каких обстоятельствах выдавать своих граждан». «Всё, точка», — резюмировал парламентарий. И добавил, что намерение польских властей арестовать россиян можно было бы объяснить «новолунием или осенним обострением», но на самом деле это обусловлено новыми политическими разборками внутри самой Польши.

Авиакатастрофа под Смоленском 2010 года для России является не меньшей трагедией, чем для поляков, а её политизация воспринимается не иначе, как кощунство. Об этом заявил глава международного Комитета Госдумы Леонид Слуцкий. «Мы скорбим вместе с польским народом и выступаем исключительно против политизации этой трагедии. Но, к сожалению, нынешние польские власти идут на всё, чтобы заработать новые очки у западной метрополии на антироссийском поле», — заявил он.

В свою очередь, первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров пояснил: в любой стране авиационные кодексы устанавливают, что окончательное решение о посадке или уходе на запасной аэродром принимает исключительно командир экипажа. В такой расстановке диспетчеры могут лишь рекомендовать и предупреждать. «Их вины в том, что пилоты решили сажать самолёт, нет никакой!» — уверен он.

Это, кстати, подтверждает сохранившаяся запись переговоров пилотов и диспетчеров — россияне предупреждали о крайне плохой видимости и просили уйти польских коллег на запасной аэродром. Только жёсткое давление высокого руководства могло заставить лётчиков пойти на смертельный риск. Именно поэтому, как уверен Джабаров, «ни один нормальный международный суд не примет доводы о вине наших диспетчеров».

Впрочем, нельзя исключать, что Польша всё-таки пойдёт со своим ходатайством в Интерпол. Правда, принять такой запрос Интерполу, где очень внимательно изучают основания для объявления лиц в международный розыск, будет очень и очень сложно. Глава комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков уверен, что у правительства Дуды нет правовых оснований не только для ареста россиян, но даже для того, чтобы начинать новое следствие: прошло десять лет, за которые свои выводы о причинах крушения представили несколько комиссий и, как подчеркнул Пушков, никаких новых обстоятельств с тех пор не открылось. «И у Интерпола, на мой взгляд, нет оснований принимать этот запрос», — считает сенатор.

При этом парламентарий уверен: инициатива польских прокуроров призвана, прежде всего, «плеснуть масла» в огонь антироссийской кампании и придать действиям властей Польши «видимость защиты национальных интересов». «Им нужны новые ходы. И это — ещё один шаг, чтобы держать тему на поверхности», — заявил Алексей Пушков.

Просмотров 1383

17.09.2020 17:23