Почему Россия не Америка, или О праве на жизнь без революций
Философия политики — Артур Вафин, политолог, психолог
Когда я общался со своими студентами по поводу Конституции Российской Федерации, меня озадачил один комментарий, который я планирую вынести на суд читателей. Звучал он примерно так: очень жаль, что в Российской Конституции не прописано право на политическую революцию (right of revolution), как это сделано в конституции США.
Конечно же, студентка, озвучившая комментарий, никакая не революционерка. Она будущий мыслитель, у которого все впереди. И очень здорово, что она умеет задавать такие острые вопросы. Действительно, почему в Конституции РФ нет строчек о праве на революцию? Нужно ли оно? Да и есть ли такое право в американской конституции?
Если вы откроете американскую конституцию, то ни слова о праве на революцию и на восстание (jus resistendi) вы не найдете. Об этом праве сказано в «Декларации независимости».
«Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись бы под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели использовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа».
Декларация была принята 4 июля 1776 года. В США этот день празднуется как День независимости от Королевства Великобритания. То есть момент и условия, в которых писался данный документ, предельно ясны. Американцам было необходимо легитимировать и легализовать свою независимость от англичан. Вспомним, что война американцев с англичанами была основана не на ценностях, а на чистой экономике. Американцы безостановочно печатали новые деньги, что подрывало английскую экономику. В результате англичане ввели запрет на эмиссию и потребовали от американцев выплачивать налоги в золотой и серебряной валюте. Такой вот «длинный ряд злоупотреблений» и «неограниченный деспотизм». К слову, английский король Георг III не был неограниченным монархом, все-таки британский парламент уже в XVIII веке имел определенный вес в политической жизни Королевства. Ни в коем случае не обеляя фигуру короля Георга, следует все же подчеркнуть, что тираном он не был.
Что касается непосредственно американской конституции, то некоторые правоведы отыскивают в ней потенциальную возможность на свержение строя. Речь идет о Второй поправке. Звучит она так: «Поскольку надлежащим образом организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно ограничиваться».
Нужно обладать большой фантазией, чтобы в тезисе о праве носить оружие углядеть право на революцию. Однако пофантазируем. Какие слова нам в этом помогут? Это слова «безопасность свободного государства». Итак, фантазируем: если по каким-либо причинам государству становится небезопасно, что-то грозит его свободе, народ берется за оружие и защищает его, а также свою свободу. Или же — государство, а вместе с ним и его граждане лишаются свободы, тогда народ вправе взяться за оружие. Достаточно логично. Тем не менее, существенен вопрос: кто определяет степень свободы? Мало того, известно множество случаев манипуляции общественным сознанием, когда достойного политика очерняют, а настоящий монстр, еще не получивший власти, прикидывается овцой. Результат — достойный политик, оболганный и названный диктатором, казнен, а настоящий негодяй приходит к власти.
«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», — сказано в Конституции России. Важно также следующее: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Россия — государство демократическое, поэтому революционные способы разрешения и разрушения политических вопросов абсолютно ни к чему, как и гильотинирование политических оппонентов. В современной России в политике договариваются, спорят, конфликтуют, но не убивают друг друга. Ведь именно в уничтожении суть революции. Революция сметает то, что ей не угодно. Да, среди фанатичных революционеров есть идеалисты, но зачастую они лишь марионетки в ловких руках алчных махинаторов. Поэтому в Основном законе сказано: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Политика — это не война, а идейная, конституционно закрепленная борьба различных идеологий, за которыми стоят реальные практические решения. Демократические выборы и закон — вот спасение и от тирании, и от революции.
Американская поправка, дающая некоторым юристам пищу для размышлений о праве на революцию, в реальном воплощении дает весьма убогие «восстания» — зачастую это расстрелы мирных граждан абсолютно сумасшедшими людьми. Нужны ли нашей Конституции подобные законы? Да уж увольте!
Слишком много раз в России обжигались о революции. Стоит ли повторять?
Небезынтересно, что в рамках закона (права) признание права на революцию дает зеленый свет неправовому насилию. В правовом государстве, если человек, защищая себя или другого, по неосторожности убивает опасного преступника, необходимы разбирательства и суд, какими бы благими намерениями защитник ни руководствовался. Другое дело революция. Она сметает суд и выжигает правовое поле, устанавливая военно-полевое судилище против граждан.
Фраза из американской Декларации XIX века никак не может воплотиться в политико-правовой практике современной России. Российская Федерация — демократическое государство XXI века, не без изъянов, как и любая демократия, и весь нынешний век. Но лучше неизящная демократия, чем изящная революционная тирания.
Мы живем в непростое время. Мир лихорадят социально-политические штормы — Ливия, Египет, Сирия, теперь и Таиланд. Революционеры-штормовики присматриваются и к России. Если спросить гражданина России, хочет ли он, чтобы в Конституцию были внесены изменения, дающие право на восстание, которое якобы есть в американской конституции, вам ответят: «Боже упаси! Не американцы мы, чтобы так экспериментировать!»
Еще в 1888 году мыслитель Лев Тихомиров, бывший революционер-народоволец, в статье «Почему я перестал быть революционером» отмечал, что «молодежь и вообще наиболее передовой слой в теории витает в областях совершенно заоблачных, на практике же кидается в предприятия, способные привести в отчаяние государственного человека: то, смотришь, русские участвуют в польском мятеже, то идут в народ с мечтами о федерации независимых общин и планами повсеместных восстаний, то создают идею и практику террористической борьбы. Все это делается с убеждением фанатика, со страстной энергией — хоть плачь!» Достается от Тихомирова и старшим поколениям за неповоротливость. Гражданин современной России не может себе позволить быть ни пассивной амебой, ни бесноватой собакой, сорвавшейся с цепи. Гражданин России должен оставаться человеком, в меру мудрым и в меру страстным, чтобы понимать и действовать в сложившейся политической ситуации российского и мирового масштаба.