Отвечаем на потребности судебной системы
Право — Николай Тимошин, председатель Совета судей Верховного суда РФ
Наш собеседник — судья, председатель судебного состава первой инстанции Судебной коллегии по уголовным делам, член Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председатель Совета судей Верховного суда Российской Федерации Николай Тимошин. Председателем Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (ВККС) был избран в декабре 2012 года на VIII Всероссийском съезде судей. В июне этого года ВККС РФ отметила двадцатилетие деятельности
РФС: Николай Викторович, не для того, чтобы вспоминать юбилейные торжества, а чтобы дать читателям представление о ВККС, — первый вопрос: итоги двадцатилетия?
Николай Тимошин: А торжеств как таковых и не было. Пригласили в Москву коллег из субъектов Федерации, обсуждали общие дела и заботы, ну и, конечно, подвели итоги. А итоги — пожалуйста. За время деятельности — с 1993 года по 2012 год — ВККС рассмотрела 5864 заявления претендентов на вакантные должности судей и дала 4377 рекомендаций; присвоила квалификационные классы 9029 руководителям судов и судьям; рассмотрела 119 243 обращения граждан и юридических лиц, содержащих жалобы на действия (бездействие) судей. И, конечно же, выполняла все другие полномочия. Понятно, что количественные показатели нашей работы обусловлены потребностями судебной системы.
Двадцатилетие деятельности Высшей коллегии позволяет сделать два немаловажных вывода. Во-первых, ВККС и любая другая квалификационная коллегия судей подлинно правоспособна, то есть является носителем больших прав и не менее больших обязанностей. Например, без рекомендации квалификационной коллегии судей в России не может быть назначен, за исключением судей Конституционного суда, конституционных (уставных) судов, ни один судья. И ни один судья не может быть отстранен от должности без решения об этом квалификационной коллегии судей. А во-вторых, квалификационная коллегия судей дееспособна, то есть в полном объеме осуществляет свои права и обязанности.
РФС: Учитывая, что вы были более десяти лет председателем ККС Орловской области, считаем обязательным вопрос: чем работа ВККС отличается от работы ККС субъекта РФ?
Николай Тимошин: Полномочия ВККС и ККС субъекта Федерации в основном аналогичны. Но при этом ВККС утверждает Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей, служащее для всех коллегий, включая Высшую, нормативным актом корпоративного значения. Мы также рассматриваем вопросы, отнесенные к компетенции ККС субъектов Федерации, в случае невозможности их решения этими коллегиями, то есть приходим на выручку. Мы также знакомимся с работой коллег в субъектах, обобщаем ее, организуем учебу членов коллегий, сотрудников аппаратов, даем рекомендации для улучшения, то есть действуем как методический помощник. Обобщенно говоря, ВККС как старший товарищ. Помните, как характеризовали Российскую Федерацию среди союзных республик времен СССР — первая среди равных. Очень похоже.
Но в реализации основных полномочий ВККС от ККС субъекта Федерации отличается лишь масштабом и уровнем ответственности. Согласитесь, ошибка в отборе кандидата на должность председателя областного суда, которая и проявиться-то может спустя месяцы или годы, дороже обойдется судебной системе и гражданам, чем ошибка в отборе районного судьи.
РФС: На сайте ВККС что ни день — объявление об открытии конкурса о замещении вакантной должности судьи. О чем это говорит: о востребованности этой профессии или о том, что судей элементарно не хватает? Достаточно ли профессиональных, хорошо подготовленных людей?
Николай Тимошин: Обилие заявлений, конкурсы на вакантные должности говорят и о востребованности профессии, и о нехватке кадров, но кадров, хорошо подготовленных теоретически, имеющих практические навыки. В идеале как надо: есть сто вакансий, на них приходят сто прекрасно подготовленных судей и работают так, что каждое решение законно, обоснованно, не оспаривается сторонами. До идеала далековато хотя бы потому, что никакая судебная система, и российская тоже, не существует без вакансий. Так что вакансии — это слабая сторона судейского корпуса. Но одновременно это и возможность для лучшего обновления кадрового корпуса. На каждом заседании коллегии мы рассматриваем заявления претендентов на вакантные должности судей и заявления судей об отставке по тем или иным причинам, в том числе собственному желанию. Обычный процесс обновления кадров.
Упомянутая вами консервативность судебной системы относится к здоровым ее качествам, поскольку она оборачивается к гражданам стабильностью судебной практики. А это чрезвычайно важно, поскольку судебная практика — один из регуляторов общественных отношений.
РФС: В вашем докладе на семинаре-совещании председателей квалификационных коллегий судей субъектов Федерации говорится, что за четыре года ВККС рассмотрела по существу 78 жалоб на решения ККС субъектов РФ. Из них 31 жалоба удовлетворена, более трети обжалуемых решений ККС субъектов Федерации ВККС отменила, приводятся и причины. Возникает вопрос: если юристы, работающие в квалификационных коллегиях судей, не хотят или не могут соблюдать юридические процедуры, предусмотренные законом, то на каком же уровне находится работа судебных систем любых инстанций?
Николай Тимошин: Сравнивать оценку работы ККС и оценку работы судов, устанавливать какую-то зависимость между ними нельзя, попросту нет оснований. ККС не вмешиваются в судебную деятельность. У судов и ККС разный предмет деятельности, разные поводы и основания для принятия решений. Принципиально важно понимать, что решение вопросов судебным органом отличается от принятия решений органом судейского сообщества.
В составы наших коллегий с 2002 года включаются представители общественности, что мы приветствовали тогда, довольны этим и сегодня. Все они прекрасные юристы, ученые, педагоги. И у них свой взгляд, свой фильтр восприятия, своя оценка. И это хорошо, поскольку расширяет коллегиальный диапазон обсуждения и оценок, позволяет шире смотреть на все вопросы.
Нередко коллегиям приходится рассматривать очень спорные неоднозначные дела, например, о дисциплинарных взысканиях судей по представлениям председателей судов. Оценивать приходится и такие моменты, которые не урегулированы в законе или в самом общем виде изложены в Кодексе судейской этики, который должен служить если не критерием истины, то хотя бы точкой отсчета. Так что уровень усмотрения при принятии решений в коллегии выше, чем в суде. А отмены решений ККС субъектов означают лишь то, что есть необходимость более глубокого анализа деятельности ККС, более систематического обмена опытом, более оперативной методической помощи от ВККС нашим коллегам в субъектах.
РФС: Еще совсем недавно российская судебная система считалась одной из самых коррумпированных сфер в стране. Как сегодня с этим обстоят дела?
Николай Тимошин: Позвольте тоже вопросы: кем считалась? Кто повесил такой ярлык с ценником на всю судебную систему? Задайте себе вопрос: кому выгодна такая трактовка состояния нашей системы? Никогда с такой оценкой не соглашусь. Деятельность судьи отличается от работы любого другого правоохранителя. Он как бы между двух огней. Его решением, как минимум, одна из сторон в процессе не довольна и с ходу высказывает мнение о продажности судьи. Спрашиваешь такого «обиженного»: взятку давали? Говорит: нет! А знаете, кто давал? Не знаю, но ведь говорят же! Так и возникает огромная пропасть между тем, что считалось и считается, и тем, что есть на самом деле.
По закону Следственный комитет России вносит в квалификационные коллегии представления о даче согласия на возбуждение уголовных дел в отношении судей или на привлечение судей в качестве обвиняемых по другому уголовному делу. Так вот, за 2009— 2012 годы и первое полугодие 2013 года СКР не внес ни одного представления в ККС 46 субъектов Федерации. Значит, не было поводов и оснований.
По данным Следственного комитета России, в 2009 году были осуждены девять судей, в 2010-м — шесть, в 2011-м — пять, в 2012-м — три, в первом полугодии 2013 года — тоже трое судей.
Напомню, что судей в России больше тридцати тысяч. Наверное, всем интересно, за что осуждают…Так вот, из классических коррупционных статей были основания применить только 290-ю (получение взятки). Всего четверо судей за четыре с половиной года. Для сравнения, по статье 264-й (нарушение правил дорожного движения) осуждены девять судей.
Думаю, вы согласитесь, что количество судейских деяний, квалифицируемых как преступления, не соответствует мнению о якобы имеющейся «судейской преступности», ее повседневности, которое присутствует в прессе. Необоснованным выглядит само употребление понятия «судейская преступность» как характеристики социального явления, поскольку ни количество преступлений, ни их типологические характеристики не соответствуют критериям распространенности, системности и устойчивости, которые применяются для определения социального явления.
Конечно же, пока имеются факты, которые могут быть квалифицированы как противоправные деяния, органы судейского сообщества, и прежде всего квалификационные коллегии судей, должны усиливать работу по профилактике противоправных деяний судей. В последнее время эта работа велась активно и осуществлялась в соответствии с законодательно установленными нормами. Квалификационные коллегии судей рассматривают представления СКР, как правило, оперативно, тщательно анализируют обоснованность и достаточность аргументов следственных органов, принципиально оценивают поступки судей.
Резервом в этой работе можно считать укрепление практического взаимодействия следственных органов и органов судейского сообщества, которые не должны выступать с позиций противодействующих сторон. Общая задача — глубоко разобраться в каждом факте, дать верную оценку как поступкам, так и мотивам действий судьи. Очевидно, что и роль советов судей нуждается в активизации путем расширения деятельности их комиссий по этике.
РФС: В чем заключается правовая сущность ККС?
Николай Тимошин: Квалификационные коллегии судей существуют, действуют, развиваются вместе с судебной системой. При этом квалификационные коллегии судей не являются ее частью. К органам других ветвей власти коллегии причислить также нельзя, хотя определенными государственно-властными функциями они законодательно наделены.
В Положении о порядке работы квалификационных коллегий судей сказано лаконично: орган судейского сообщества, наделенный государственно-властными полномочиями в целях выполнения установленных законами задач. Но с учетом характера жизнедеятельности самого судейского сообщества можно уточнить, что ККС — это орган судейского самоуправления.
Естественно, что непосредственные носители судебной власти — судьи нуждаются в структурах, способных выразить их интересы. Одна из них — квалификационная коллегия судей. И ее сущность проявляется именно в том, как она выражает и защищает интересы судей. Коллегия осуществляет публично-правовые полномочия самоуправления судейского сообщества, органом которого она является. Решения коллегии несут определенные правовые последствия для судей, руководителей судов, причем последствия эти зависят от характера и объема полномочий коллегии в той или иной сфере деятельности судейского сообщества.
Посмотрите, ведь коллегии впрямую осуществляют положения Конституции России. Вот в статье 119-й установлены законодательные требования к кандидатам в судьи, а для нас они — один из критериев при отборе кандидатов в судьи. В статье 120-й декларирована независимость судей, а система квалификационных коллегий судей, согласно Закону о статусе судей, сама по себе есть одна из гарантий этой независимости. Наши коллегии самым предметным и конкретным образом участвуют в обеспечении неприкосновенности судей и в соблюдении порядка привлечения судей к уголовной ответственности, как того требует статья 122-я. А если возникают правовые основания для прекращения или приостановления полномочий судей согласно статье 121-й, то эти основания рассматриваются по существу на заседании квалификационной коллегии судей.
РФС: Проявляет ли ВККС законодательную инициативу? В чем она заключается?
Николай Тимошин: Права прямой инициативы у нас нет, но при поддержке Верховного Суда России нам удается вносить предложения в Госдуму. И важно то, что главнейшие функции коллегии, закрепленные за ней при самом «рождении», есть и в настоящее время. А расширение прав и обязанностей в условиях довольно быстрой новеллизации законодательства, регулирующего деятельность органов судейского сообщества, происходило и происходит во многом благодаря активности самой коллегии, что способствовало укреплению ее правового статуса. Осуществление методического руководства коллегиями субъектов Федерации, рассмотрение жалоб на решения коллегий субъектов Федерации — факторы этого порядка.
Именно Высшая коллегия в 2008 году предложила к рассмотрению варианты обновления законодательства, сказав на VII Всероссийском съезде судей о целесообразности расширения видов дисциплинарных взысканий и увеличения числа квалификационных классов. В 2012 году уже на VIII съезде говорилось о необходимости введения срока давности дисциплинарных проступков.
Эти мнения федеральный законодатель учел и модернизировал систему квалификационной аттестации судей таким образом, что она более эффективно стимулирует судью повышать профессиональный уровень. Расширено и число видов дисциплинарных взысканий с тем, чтобы более адекватно соотносить тяжесть проступка с мерой наказания. Возвращен в законодательство и срок давности в дисциплинарном производстве.
Процесс, как говорится, идет. На рассмотрение Пленума Верховного суда России нами внесен законопроект, направленный на сохранение квалификационных классов у тех судей, кто по разным причинам переходит на работу в нижестоящий суд и возвращается из отставки на судейскую должность. Его смысл заключается в том, что профессиональный уровень судьи, оцененный квалификационной коллегией и зафиксированный присвоением квалификационного класса, не должен произвольно уменьшаться. Пленум нас полностью поддержал. Слово за законодателем.
РФС: С точки зрения руководства ВККС, что дает судебной системе создание Верховного суда с новыми, существенно расширенными, полномочиями?
Николай Тимошин: Здесь логика простая. Именно единство государства предопределяет необходимость единства правового пространства, следовательно, и единство тех органов власти, которые в этом пространстве действуют. Принцип единства судебной системы у нас обозначен в законе, декларирован. Но может ли быть обеспечено единство системы, если не достигнуто единство судебной практики? А с этим в российском судопроизводстве есть проблемы.
Обсуждаемый законопроект призван обеспечить формально-организационную основу достижения единства судебной системы в разных аспектах, а уже такая система способна установить целостное правовое влияние на все общественные отношения, которые регулируются законом, и на все правовое пространство России. И создание нового Верховного суда дает не только судебной системе, но и гражданам, условия большей стабильности и определенности правоприменения, что, согласитесь, само по себе ценность.
И хотелось бы подчеркнуть принципиальную деталь. Высшая коллегия, как, впрочем, и каждая коллегия в субъектах Федерации, работает как единый организм, имея представителей практически всех ветвей судебной власти. В деятельности нашей коллегии сосуществуют, а иногда сталкиваются мнения судей различной специализации, опыта, авторитета, но за 20 лет не было никаких проявлений противоборства между представителями судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Ни в личностном масштабе, ни в корпоративном.
РФС: Реформирование, модернизация не дают сразу качественного скачка в любом виде деятельности. Тем более в судебной системе, изначально являющейся в хорошем смысле консервативной. До каких границ сегодня может быть проведена реформа российской судебной системы, когда начнет приносить результаты и какие?
Николай Тимошин: Искусственные границы реформе не нужны. Периодически принимаются федеральные целевые программы развития судебной системы на определенный период, в них и обозначены не границы, а цели, задачи, некоторым образом рубежи. Граница — то, через что нельзя перешагнуть. А рубеж — плацдарм для движения вперед. Скажем, можно обновить инфраструктуру ста судов, а можно — двухсот. Или построить не десять, а сто зданий. Наконец, профинансировать явно необходимое ускоренное развитие Российской академии правосудия, а не откладывать это из года в год.
Как председатель ВККС РФ и судья считаю важными любые меры, направленные на обеспечение истинной независимости судей, меры, способствующие постепенному, шаг за шагом, развитию самостоятельности органов судейского сообщества. В частности, никем и никогда не отрицалась, и, видимо, не будет ставиться под сомнение важность задач квалификационных коллегий судей. Для нас всегда актуально, чтобы законодатель не просто разделял наши позиции, а задействовал законодательную волю и разум для оперативного принятия выверенных оптимальных законодательных актов.
РФС: Что интересного, нового проявилось в работе ВККС за прошедший год? Каковы его итоги?
Николай Тимошин: В этом году мы провели восемь заседаний вместо шести по регламенту, поскольку считаем, что квалификационные коллегии судей должны максимально оперативно откликаться на потребности судебной системы и судейского сообщества, тем более что в этих потребностях отражаются нужды, ожидания граждан. ВККС рекомендовала на должности судей более трехсот кандидатов, и это в целом соответствует обычному годовому результату. Но вот вслед за законодательными изменениями в системе квалификационной аттестации нам пришлось очень сильно напрячься и присвоить квалификационные классы более чем двум тысячам судей. К тому же, вслед за законодателем мы внесли необходимые изменения и в наше Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей. И в целом стремимся активизировать разработку законопроектных предложений.
РФС: Какими вы видите перспективы развития системы квалификационных коллегий судей?
Николай Тимошин: Надеюсь, они будут заключаться в укрепления роли ККС в жизни судейского сообщества, выполнения законом установленных задач. Для Высшей коллегии и для всех коллегий в России азбучной стала мысль о том, что квалификационные коллегии отвечают на запросы судебной системы, а она в свою очередь учитывает потребности общества. Общество же, что очевидно, нуждается в укреплении роли правосудия в своей жизни, в понимании подходов и норм правоприменения, которые должны быть едиными. Судебную систему России ждут изменения в направлении создания целостного единого механизма.
Очевидно, в решении каких-то задач система квалификационных коллегий будет идти в фарватере федерального законодателя. Но перед нами встанут и специфические вопросы. В частности, будет меняться порядок формирования коллегий, который не сможет не учитывать изменившихся реалий судоустройства. Думаю, что слово «реформа» сегодня уже мало подходит к тому, что происходит в судейском сообществе, в ККС. Реформа была, когда менялись базовые основы. Сейчас есть развитие. Возможно, оно должно быть более интенсивным, но не более поспешным.
РФС: Что привнесло в Вашу личную жизнь исполнение полномочий председателя ВККС?
Николай Тимошин: Сокращение пространства личной жизни. Работа на дом и для судьи-то обычное дело, а с учетом документации ВККС… Но зато стал втрое ценить любую свободную минутку и просто на безделье ее не трачу…