Павел Салин: Открытое правительство подразумевает «улицу с двусторонним движением»
В кризис нарастает запрос на эффективное повседневное государство
В современном мире, и Россия здесь не является исключением, борются между собой две концепции о природе государства. Согласно первой, государство — это нечто высшее по отношению к простому смертному, которому не дано своим скудным умом понять всю сложность и возвышенность деятельности государственных мужей, а лишь надлежит выполнять то, что они повелят. Концепция известная и достаточно древняя, ей столько же лет, сколько и идее о сакральном, «надчеловеческом» происхождении власти.
Другой взгляд на природу государства и власти гораздо более молод, насчитывает от силы два-три столетия и активно продвигается по миру по мере экспансии урбанизации и информационной революции. Он утверждает, что власть — это сервис, предоставление определенного набора услуг населению, но «сервис высшей пробы», который требует на порядки более высокого уровня профессионализма, чем сервис бизнес-структур в традиционном его понимании. Социальным ядром носителей второй точки зрения выступают современные горожане, и по мере развития процессов урбанизации она получает все большее распространение, в том числе и в России.
Концепция Открытого правительства опирается именно на вторую доктрину как точку отсчета для оценки эффективности деятельности всей государственной машины, где главным критерием эффективности является оценка предоставляемых услуг их потребителями, то есть всеми игроками, на которых распространяется деятельность правительства.
Концепция Открытого правительства подразумевает существование «улицы с двусторонним движением», а не односторонним, где до управляемых спускаются указания «сверху», а нежелающих их выполнять ждет наказание без выяснения причин, по которым они не желают выполнять эти директивы. «Улица с двусторонним движением» подразумевает постоянный мониторинг обратной реакции управляемых, их вовлечение в сам процесс управления, процесс формирования управленческих решений. Для этого чиновникам необходимо знать не только оценку своей деятельности со стороны руководства, но и со стороны общества в широком ^ его понимании (не только населения, но и бизнеса и чиновников более низкого уровня).
Рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти является первым и пока единственным доступным широкой публике исследованием, которое пытается на основе интегральных показателей предложить оценку деятельности правительственных ведомств «снизу», со стороны самих потребителей этих услуг. В современную цифровую эпоху, которая характеризуется сжатием времени, в том числе и для принятия решений, именно открытость (для сторонней оценки, для изменений) становится залогом конкурентоспособности, в том числе и для государственных институтов.
Рейтинг публикуется второй год подряд, и в нем наблюдается достаточно заметная динамика. Некоторые ведомства заметно (на 10-15 пунктов) улучшили свои позиции в таблице, некоторые на столько же просели. Следует отметить, что деятельность лидеров рейтинга информационной открытости в 2015 и 2016 годах (МЧС и Минобороны) также позитивно оценивается респондентами в других соцопросах, например в рейтинге эффективности деятельности министров.
Из этого следует вывод, что залог успеха государственного менеджмента в современных условиях заключается в следовании двум ключевым требованиям — оперативно реагировать на перманентно меняющуюся внешнюю среду и так же оперативно информировать общество о своих действиях. То есть информационная составляющая в оценке потребителями государственных услуг превалирует.
Подобные исследования крайне важны для устойчивого развития страны. Среди населения России, особенно в кризис, на фоне неустойчивой ситуации с доходами нарастает запрос на эффективное повседневное государство, которое способно на современном уровне удовлетворить его запрос на базовые услуги — безопасность, здравоохранение, образование, достойную старость и тому подобное. Оценить, насколько государство способно удовлетворить такой запрос, и призван рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти.