Оглянуться, чтобы не останавливаться
Муниципальное сообщество в этом году напоминает растревоженный улей. Знаковые юбилейные для местного самоуправления даты стали поводом с пристрастием оглянуться на пройденный путь.

О том, больше или меньше стало в результате в стране местной демократии и каким курсом предстоит двигаться дальше, наш разговор с депутатом Государственной Думы, председателем Всероссийского Совета местного самоуправления Вячеславом Тимченко.
РФС: Вячеслав Степанович, политики и вы, помнится, тоже часто называют российское местное самоуправление молодым и неокрепшим. Но вот прошло 10 лет с принятия 131-го федерального закона. Насколько институт местной власти окреп за это время?
Вячеслав Тимченко: Пройден большой путь. Но сделано, конечно, не все. Да это и невозможно — местное самоуправление, как и все живое, находится в постоянном движении. И как только развитие прекращается, гибнет. Мы это видели на примере целой политической системы и множества других не столь глобальных примеров. Главное, чего удалось достичь за десятилетие — население России не просто узнало на себе, но и поверило в местное самоуправление. Возросла гражданская активность, повысился интерес к выборам. Даже политические партии в последнее время стали обращать внимание на выборы в муниципальные органы власти — формировать программы, подбирать кандидатов, причем не только в крупных городах, но и на селе.
Сегодня у органов местного самоуправления есть все законодательные условия для осуществления в полном объеме своих полномочий. Но все еще не хватает других важных условий.
РФС: Вы имеет в виду кадры и финансы?
Вячеслав Тимченко: Проблем много. Одни более, другие менее масштабные, но также существенные. Например, взаимоотношения с контрольно-надзорными органами.
РФС: После того, как им запретили «кошмарить» бизнес, они переключились на органы местного самоуправления. В результате — шквал проверок, штрафов и предписаний, часто необоснованных, и бесконечные судебные разбирательства, в которых муниципалитеты вынуждены отстаивать свою правоту?
Вячеслав Тимченко: Есть реальная перспектива в ближайшее время решить эту проблему. Группа депутатов подготовила и внесла в Государственную Думу законопроект об упорядочении деятельности надзорных органов в отношении органов местного самоуправления. Одновременно аналогичный проект внесен и правительством. Каждый, если сравнивать, имеет позитивную сторону. Правительственный законопроект более емкий, но в нем не хватает некоторых существенных моментов, которые отражены депутатами. Там много конкретики, что при исполнении закона будет не так уж хорошо, учитывая разнообразие местного самоуправления. Что я имею в виду? Вначале Минрегион, который был координатором при разработке законопроекта, внес такую новацию, как необходимость сопоставления степени наказания с тяжестью нарушения и финансовыми возможностями нарушителей.
РФС: Штрафы порой кратно превышают зарплату муниципального служащего?
Вячеслав Тимченко: Зачастую достаточно вынести осуждение, порицание, а если штрафовать, то направлять эти деньги на то, чтобы исправить положение. Но прокуратура настояла на исключении этих норм. У нее веский довод: перед законом все равны, независимо от размеров и финансового положения. Законопроект уже рассмотрен профильным Комитетом, предстоит обсуждение, сбор поправок и, думаю, успешно пройдя все необходимые процедуры, в декабре будет принят.
РФС: Станет долгожданным подарком муниципалитетам к Новому году?
Вячеслав Тимченко: Отношения будут упорядочены — система и периодичность проверок, закрытый перечень вопросов, по которым они будут осуществляться, и оснований, по которым могут проводиться внеплановые проверки. Потому что сейчас только завершилась одна проверка, затевается новая, иногда по тем же вопросам. При этом координирующая роль прокуратуры должна быть закреплена не только в 131-м законе, но и в законе «О прокуратуре». Потому что, если муниципалы руководствуются своим базовым законодательством, то прокурорские работники совершенно справедливо опираются на свое. Вскоре они будут иметь прямое поручение не только осуществлять мониторинг проверок, но и управлять этим процессом.
РФС: Местные сообщества способны многое сами контролировать. Но муниципальный контроль почему-то, если и развивается, то очень медленно и не везде?
Вячеслав Тимченко: Думаю, контрольные функции муниципалитетов будут со временем расширяться. В 131-м законе заложены все возможности осуществлять местное самоуправление на всей территории страны, в том числе и создавать собственные контрольные органы.
РФС: При условии, что мэр захочет и губернатор разрешит?
Вячеслав Тимченко: Конечно, если мэр не захочет, он найдет способы воспрепятствовать или создаст «карманные» органы. Мы говорим не о частных случаях, а о том, что законодательная база для полноценных муниципальных контрольно-счетных органов есть. Речь идет о передаче контролирующих функций с регионального на местный уровень. Три года назад был принят закон, разрешающий муниципалитетам создавать комиссии, осуществляющие контроль, в том числе и в сфере благоустройства. Если в нормативных актах муниципалитета предусмотрено, что за замусоривание частного сектора налагаются административные штрафы, то соответствующая комиссия принимает решение и штрафует. До прошлого года штрафы, взимаемые такими комиссиями, зачислялись в региональный бюджет. Муниципалитеты этих денег не видели и, следовательно, были мало заинтересованы создавать контрольные комиссии. Нам пришлось выдержать настоящий бой с Минфином, чтобы принять маленькую поправку в Бюджетный кодекс, позволяющую оставлять эти штрафы в местной казне.
После принятия закона, регламентирующего деятельность государственных надзорных органов в муниципалитетах, роль местных контрольно-счетных палат существенно возрастет. Они станут создаваться повсеместно и дополнять работу государственных органов.
РФС: Самоконтроль в муниципалитетах очень важен. Нынешний год, к сожалению, ознаменован чередой громких скандалов, приведших нескольких мэров на скамью подсудимых…
Вячеслав Тимченко: Природа этих скандалов разная. Обвинения, предъявленные мэру Махачкалы, не связаны с его служебной деятельностью. Новый глава Ярославля был задержан за взятку, хотя кое-кто и пытался представить это как преследование представителя оппозиции… В стаде не без паршивой овцы, но если учитывать, что в стране 23 тысячи муниципальных образований, то процент недобросовестных глав низок. Конечно, хотелось бы, чтобы он равнялся нулю. Большинство людей на местном уровне работают не за страх, а за совесть. Зарплаты муниципальных служащих, особенно на селе, маленькие, да еще постоянные штрафы, придирки, нервотрепка. В отсутствие собственных доходов местное самоуправление очень уязвимо и со стороны губернских властей. Не угодил глава муниципалитета в чем-то главе региона — тут же натыкается на различные препоны, урезание дотаций и субвенций, исключение из инвестиционных программ.
Проблема еще и в том, что в местную власть часто приходят непрофессиональные, неквалифицированные люди, не только навыков, но и представления о том, чем им предстоит заниматься, не имеющие. Не единичны случаи, когда человек избрался, а через месяц, осмотревшись, слагает с себя полномочия. Поэтому настаиваю, очень важно ввести в старших классах уроки государственного и муниципального управления. Чтобы ребята понимали, что такое местное самоуправление, исполнительные и представительные органы, какие у них полномочия и к кому надо обращаться с той или иной проблемой, осознанно подходили к выборам.
РФС: Большим плюсом прошедших лет стало то, что оформилось межмуниципальное сотрудничество, в том числе и то, что мы имеем такую структуру, как Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС). Помнится, было время, когда процесс объединения шел стихийно. Мэры создавали различные ассоциации, где можно было в основном поплакаться на тяготы муниципальной жизни и хроническое безденежье. Многие такие союзы распались. Но наиболее жизнеспособные развились и сегодня энергично отстаивают интересы муниципалитетов.
Вячеслав Тимченко: Роль общественных организаций в развитии местного самоуправления трудно переоценить. Жизнь показала, какие союзы действительно нужны муниципальному движению. Сегодня у их руководства находятся авторитетные мэры. Все они, к слову, являются членами Всероссийского совета местного самоуправления. В чем разница между этими союзами и ВСМС? Ассоциации городов, например, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока — это объединения юридических лиц. Общероссийский конгресс муниципальных образований — ОКМО, действующий на основании 131-го закона, тоже объединяет юридических лиц. А ВСМС — общественная организация, которая консолидирует усилия конкретных людей.
РФС: И вы не собираете взносы. Все ассоциации за членство взимают с муниципалитетов деньги по душевому принципу — определенную сумму за каждого жителя. Учитывая активность отдельных мэров, состоящих сразу во многих союзах, это пусть и небольшое, но обременение на городские бюджеты.
Вячеслав Тимченко: Принципиальная позиция ВСМС — не принуждать к членским взносам. Так, кстати, считает и наш партнер — политическая партия «Единая Россия». У нас есть финансовая подпитка от бизнеса малого и среднего, который видит в нас организацию, реально заинтересованную в его развитии. Есть поддержка некоторых муниципалитетов, но не напрямую из бюджетов, а из городских инвестиционных фондов. Мы не коммерческая структура и не продаем свой продукт, а лишь показываем, как можно развиваться. Организуем мониторинг и обучение, и это главное, что сегодня наша организация предлагает бизнесу, органам местного самоуправления и просто гражданам. Большую помощь оказываем ТОСам — территориальному общественному самоуправлению, с которого, собственно, и начинается местная демократия. Не с чиновников — ничего не имею против, кто-то должен исполнять административные функции. Но институт местного самоуправления гораздо сложнее — это исполнительная и представительная ветви власти, бизнес, бюджетники, активные граждане — по сути, все местное сообщество.
РФС: ВСМС выросло из партийного проекта «Единой России» в крупнейшую межмуниципальную организацию, объединившую всех не равнодушных к развитию местного самоуправления граждан страны. И именно ВСМС поручили подготовку к проведению самого ожидаемого в муниципальном сообществе событию — Общероссийскому съезду муниципалитетов России.
В 131-м законе заложены все возможности осуществлять местное самоуправление на всей территории страны»
Вячеслав Тимченко: Мы инициировали съезд, подготовку к нему вели четыре организации — ВСМС, Общероссийский конгресс муниципальных образований, Союз российских городов и Ассоциация малых и средних городов России. Идея собраться для серьезного разговора о перспективах российского местного самоуправления возникла в апреле, когда впервые отмечался учрежденный Указом Президента РФ День местного самоуправления. Праздник проходил в Большом зале Государственной Думы. Это, замечу, единственный случай, когда зал использовался не для пленарных заседаний. Говорили о несомненных достижениях в развитии местного самоуправления, лучшим мэрам страны были вручены награды. Тут и прозвучал вопрос — в каком направлении двигаться дальше? Необходимы глобальные, системные решения. Поэтому договорились через полгода собраться на съезд и пригласить на него Президента страны.Чтобы подготовить почву, провели социологические опросы в муниципальных образованиях. Получили более трех тысяч подробнейших анкет практически изо всех уголков страны. На протяжении всего лета в федеральных округах состоялись форумы по важнейшим направлениям муниципальной жизни. Прошлись по всем болевым точкам, выявляя проблемы, требующие разрешения на федеральном уровне. В редакционно-экспертную коллегию, кроме мэров и депутатов, вошли представители профильных федеральных министерств. Создали 7 рабочих групп по всем ключевым направлениям. Итоги проделанной работы обобщили в сводный доклад и разослали в региональные отделения ВСМС для обсуждения.
Получился том в сто с лишним страниц, включающий все, что за последние 10 лет произошло в Российской Федерации в области местного самоуправления.
РФС: А зачем этот исторический экскурс?
Вячеслав Тимченко: Чтобы двигаться вперед, нужно понимать, с какой площадки стартуем, знать, каковы корни. Несмотря на то, что Конституции и новому государству российскому всего двадцать лет и до 1993 года местная власть была продолжением вертикали государственной власти, опыт прошлых лет необходимо знать. Сегодня у руководства многих муниципальных образований стоят люди, которые именно тогда получили навыки в решении вопросов местного значения. Поэтому мы должны понимать, с чего мы стартовали и к чему пришли.
Семь разделов объемного документа не просто фиксируют этапы развития и дают развернутую картину муниципальной жизни страны, но и приглашают к размышлению о возможных вариантах дальнейшего развития, показывают их плюсы и минусы. Это аналитика с некоторыми предложениями. Мы не хотим подменять структуры, занимающиеся стратегическим планированием, а лишь подготовили материал, на базе которого стратегию можно разработать.
РФС: Когда мэры заговорили о необходимости разработки концепции развития местного самоуправления, они имели в виду нечто более конкретное, судьбоносное для российского местного самоуправления. Им важно понять, какую стратегию выберет государство, знать то, что называют «политической волей» руководства.
Вячеслав Тимченко: Несмотря на то, что местное самоуправление по Конституции самостоятельно, если мы говорим о государственном подходе к его развитию, то это прямая прерогатива Президента РФ. Он может дать поручение разработать такую концепцию, как это было, когда по его поручению комиссия под руководством Дмитрия Козака занималась разграничением полномочий между уровнями власти. Выводы комиссии дали старт работе над 131-м законом и последовавшей затем широкомасштабной реформе местного самоуправления.
В новой стратегии должны быть отражены и политическая составляющая, и административная, и финансовая, и выборные технологии, и кадровая политика — словом, все сферы муниципальной жизни.
Роль общественных организаций в развитии местного самоуправления трудно переоценить»
РФС: Какова тогда судьба базового закона?Вячеслав Тимченко: Чем хорош наш 131-й закон? Создание полноценного института местного самоуправления было заявлено Конституцией страны и меморандумом при ратификации Европейской хартии. Эти цели получили развитие в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления», прояснившем, какую систему территориального устройства и какое нормативно-законодательное обеспечение следует создавать. Мы сформировали законодательную базу местного самоуправления, но столкнулись с тем, что не хватает инструментария для воплощения этих положений в жизнь. Ни слова вы не найдете в базовом законе о самостоятельности бюджетов, гарантиях инвестиционной привлекательности муниципальных образований. Сегодня в России большинство ресурсов наверху, меньше — в регионах, и откровенно мало в основании финансовой пирамиды, на местном уровне. Такая конструкция, понятно, малоустойчива.
РФС: Вернется ли концепция к идее о муниципальных стандартах, хотя бы минимальных, гарантирующих набор услуг, на которые может рассчитывать любой житель наших городов и весей?
Вячеслав Тимченко: Мы в ВСМС подошли к этой идее с другой стороны. «Если гора не идет к Магомеду…», то есть, если государство не дает на местный уровень источников постоянного дохода в виде налогов, нужно помочь наполнить местную казну самостоятельно. Хотя есть немало налогов, администрирование которых эффективно именно на местном уровне. Я не раз предлагал Минфину: проведем эксперимент, например, с взиманием налога на вмененный доход. Он условно составляет 2 миллиарда рублей. Давайте будем собирать его на местном уровне и отдавать вам эти фиксированные 2 миллиарда, а все, что будет собрано сверху — оставьте муниципалитету. Он соберет больше, так как знает, у кого какой доход, кто сколько зарабатывает и сколько прячет от налоговиков. Или возьмем транспортный налог. Если глава поселения знает, что у него в пяти дворах есть машины, он заставит хозяев платить, где бы эти машины ни были зарегистрированы. Чем ближе от взимающего налог объект, тем эффективнее этот налог собирается.
РФС: О неповоротливости налогово-бюджетной сферы говорится давно, но, похоже, дальше разговоров дело не идет?
Вячеслав Тимченко: Мы уже перешли на бюджетирование, нацеленное на конечный результат. Пора и в налоговой политике придерживаться такого же принципа. Администрирование налогов передать туда, где оно будет эффективнее. Больше нужно доверять власти на местах. Пока не получается. Тогда нужно помочь муниципалитетам самим заработать, создать условия для прихода инвесторов. Дать общие принципы, стандарты, одинаковые для всех типов муниципалитетов, чтобы бизнес уверенно шел на территории. Допустим, есть к нему 15 требований, он их выполнит. А у него 20 требований к муниципалитету. Если эти условия совпадают, тогда не будут возникать ситуации, когда приходит предприниматель к главе муниципального образования и просит выделить землю под строительство предприятия, а тот ему в ответ: «Заплати туда-то и туда-то, да еще и меня не забудь». Будут четкие позиции, закрепленные нормативным актом.
Сейчас эти инвестиционные стандарты разрабатываются, причем сразу же с прицелом как на отечественных, так и зарубежных инвесторов. Интерес к нашей стране возрастает, иностранный бизнес предпочитает работать напрямую с российскими городами. Стандарты инвестиционной привлекательности во многих странах уже есть. Есть они и в некоторых наших регионах, успешно работающих с инвесторами. Мы адаптируем их к уровню муниципальных образований. Первым шагом будет использование стандартов инвестиционной привлекательности при оценке деятельности глав муниципальных районов и городских округов. Хотя, если мы хотим, чтобы у нас не пустели малые города, надо оживлять там экономику. И внедрение стандартов инвестиционной привлекательности будет этому способствовать. Окрепнет наше молодое местное самоуправление, будут у нас полнокровные муниципалитеты — будет сильна и Россия.
