О консервативно-социальном выборе
Сегодня Россия в очередной раз делает свой выбор в идеологическом плане своего развития. Даже при высоких ценах на нефть и газ жить без идеологии нельзя
Виталий Журавлев, кандидат социологических наук, депутат ГД первого созыва
Идеология задает цели и задачи национального развития, является важнейшим компонентом воспитания населения, что предопределяет практические действия в экономике и политике. А здесь, как известно, не все обстоит гладко — есть довольно большие социальные группы, которые не довольны существующим положением.
Меню российского выбора: левая идеология, которая во многом апеллирует к советскому периоду истории; либеральные подходы, которые ориентированы, прежде всего, на западные модели развития и патриотические установки, направленные на укрепление Российского государства как такового.
Эти классические «три кита» не исчерпывают многообразия гибридных и переходных идеологических форм, а также палитры их оттенков, но суть процесса состоит в указанном триединстве. Речь идет об одном обществе, где все носители указанных идеологических взглядов находятся между собой в тесном социальном взаимодействии.
Левая идеология представляет собой вечно актуальную мечту человечества о социальной справедливости.
Она будет востребована всегда. Она тем более востребована в России, в которой за последние четверть века возникла очень высокая степень поляризации в доходах среди различных социальных групп населения. Децильный коэффициент, когда все население разбивается на 10 групп по 10 процентов с возрастающим уровнем доходов, и затем сравниваются доходы крайних групп, в России в настоящее время составляет примерно 16. Оптимальное соотношение данных групп не должно превышать 7. Причем резкий скачок в социальной дифференциации не имеет объективных причин, таких, как подъем общего уровня благосостояния населения страны за этот же период или выдающиеся заслуги перед обществом лиц, образующих ныне верхний класс в социальной иерархии. Вопрос о социальной справедливости в России возникает у всех людей хотя бы на уровне здравого смысла.
Но как достичь социальной справедливости в российском обществе? Проблема заключается в том, что российские «левые» в своих установках ориентированы в основном на ушедшую советскую эпоху с ее марксистской идеологией, плановым хозяйством, административными рычагами управления, государственной собственностью и т.п. Практика показала, что такие социальные институты не эффективны в современном обществе. Марксизм, как и все левые идеологии, не учитывает национальную историю, национальную специфику, национальные традиции, видит историю как проявление непримиримого классового противостояния. Современные «левые» идеологические формы также несут в себе почти все эти характеристики. «Левые» рассматривают человека как социальное животное без роду и племени, «левый» гуманизм имеет количественное измерение уравнительного потребления материальных благ, но не имеет содержания, отвечающего за смысл человеческой жизни и цели исторического развития. В этих отношениях «левые» социалисты весьма напоминают «правых» либералов. Что не удивительно, учитывая единство их западного происхождения.
Если «левые» возникли, прежде всего, на идее социальной справедливости, то либералы в качестве центральной для себя выбрали идею свободы. Свободы в экономике — в смысле независимого рыночного производителя; свободы в политике — в смысле парламентской многопартийной системы; свободы в сфере информации — в смысле отсутствия государственной цензуры. Идеи либерализма должны отстаивать, прежде всего, интересы личности перед интересами общества и государства. Однако установившееся социальное неравенство и контроль господствующих групп над СМИ в итоге показал иллюзорность лозунга «Свобода, равенство и братство».
Государственная цензура и контроль уступили место цензуре лидеров общественного мнения, которые фактически назначаются правящими элитами. Рынок не оказался оптимальным экономическим регулятором, о чем свидетельствуют повторяющиеся в мире финансовые и экономические кризисы. Реальная политическая свобода ограничивается выбором членов парламента и других органов власти, а отнюдь не системы политического и социального устройства. Человек оказался подчинен режиму жизни с заданными потребительскими интересами, образцами поведения и массовой культуры. Возможности социальной мобильности для большинства населения находятся в зависимости от факторов унаследованного благосостояния, происхождения, образования и т.д.
Для России идеи либерализма исторически связаны с концом XIX — началом XX в., то есть с Российской империей, а также с периодом последних лет существования СССР. Либерализм внес свой вклад в ликвидацию монархии в России и распад Российской империи. Либеральные идеи также стали идеологической основой распада СССР и межгосударственного социалистического блока. Либерализм зарекомендовал себя прекрасным средством разрушения социальных институтов и самих государственных образований. Сложнее на его основе происходят конструктивные процессы в политике и экономике. Эгоистические установки «рационального» поведения человека в условиях отсутствия заданных «правил игры» в обществе приводят не к созидательной деятельности на общее благо, а к социальному дарвинизму, направленному исключительно на личный успех и обогащение. Либеральная приватизация в 90-х годах XX века привела к системному разрушению экономики, науки, социальной сферы, а также к демографической катастрофе и обнищанию основной массы населения России.
Патриотическая линия стала вырисовываться с начала 2000-х годов, когда с приходом в Президенты Российской Федерации Владимира Путина стало наблюдаться постепенное возрождение авторитета и силы государства. Была достигнута определенная политическая стабильность, восстановлено централизованное государственное управление на всей территории страны, подавлены очаги сепаратизма на Северном Кавказе, ограничено всевластие олигархов. Некоторые успехи были достигнуты и в социальной сфере — по сравнению с 90-ми годами количество бедных уменьшилось более чем в 2,5 раза; сократилась безработица; стабилизировалось финансовое обращение; сформировался социальный слой, который относят к «среднему» классу.
Ко второй половине 2000-х годов большая часть населения России превзошла наиболее высокий уровень жизни, достигнутый в СССР. Количество населения страны с высшим образованием в 2012 году составило 57 процентов. Кроме России, такой показатель отмечен всего в трех странах мира — Японии, Южной Корее и Канаде. Эти успехи позволили Владимиру Путину в статье «Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить» от 16 января 2012 года поставить стратегическую цель «создания в России такой политической системы, такой структуры социальных гарантий и защиты граждан, такой модели экономики, которые вместе составят единый, живой, постоянно развивающийся и одновременно устойчивый и стабильный, здоровый государственный организм».
Вместе с тем, на сегодняшний день в стране наблюдается существенное снижение темпов экономического роста, и это при том, что среднегодовые цены на нефть остаются вблизи максимальных значений. По-прежнему существует на высоком уровне коррупция; не получают должного развития новые отрасли промышленности; наблюдается высокая социальная дифференциация среди слоев и групп населения; не решен «русский вопрос»; молодежь не устраивает доступность и качество системы образования; тревожными являются социально-демографические характеристики; отмечается низкий уровень культуры, духовности и т.д.
Это показывает, что патриотические подходы в чистом виде не решают все проблемы, возникающие перед российским обществом. Вопрос развития упирается в содержание и иерархию ценностей. Патриотическая идеология должна подкрепляться традиционной духовной базой. Речь идет о цивилизационных кодах, таких, как язык, религия, особенности национального менталитета, исторический опыт, закрепившийся в социальных стереотипах восприятия и т.д. Единство патриотической идеологии и цивилизационного подхода можно назвать консерватизмом, важнейшая характерная черта которого — непрерывность исторического процесса.
Важным для понимания современных процессов в российском обществе является наследие социальной мысли России. В том числе идеи об эволюционном характере нормального исторического процесса, наличия закономерностей развития, поступательности, социальной преемственности, учете всего многообразия социальных факторов. Анализ социальной жизни следует проводить с позиций объективной количественной «правды-истины» и этического взгляда «правды-справедливости».
Оценка развития российского общества должна осуществляться с позиции историзма, выраженного, прежде всего, в концепции Русского мира как цивилизации. Консерватизм выступает с позиции многополярного устройства мира, где Российское государство выступает одним из полюсов такого мира, воплощая собой Русскую цивилизацию — Русский мир. Русский мир означает признание исторической непрерывности русской государственности начиная со времени Киевской Руси — Московского царства — Российской империи — Советского Союза — и заканчивая нынешней Российской Федерацией и интеграционными процессами постсоветского пространства. Когда говорится о Русском мире, то тем самым признается, что человек формирует свое личностное содержание, взаимодействуя с атрибутами Русского мира — традицией, культурой, православием, историей, разнообразными государственными и общественными институтами.
Так происходит становление общества, из которого путем персонального и институционального отбора будет формироваться политическая элита Российского государства. С позиций современного консерватизма Российское государство связывает всех своих граждан единой патриотической солидарностью: общим Отечеством, общей целью, властью, общим правопорядком. В этом государстве общее должно быть выше частного, а частные интересы подчиняются, служат средством для общей высшей цели.
Сегодня следует говорить о современном консерватизме, который не противопоставляет друг другу различные периоды отечественной истории, а делает акцент на интеграцию времени и пространства. Наряду с формированием гражданской идентичности на основе патриотизма консервативные ценности являются условием сохранения страны. О том, что консерватизм в его современном понимании актуален и способен определить идентичность, говорил в своем выступлении и Владимир Путин на Валдайском форуме в сентябре 2013 года. В частности, он отметил: «Для россиян, для России вопросы «Кто мы?», «Кем мы хотим быть?» звучат в нашем обществе все громче и громче».
Таким образом, консерватизм как социокультурное и политическое течение в сочетании с идеями патриотизма и социальной солидарности способен консолидировать российское общество, задать необходимый вектор развития страны. Это направление можно охарактеризовать как консервативно-социальное. Представления о том, что либеральные или марксистские ценности являются универсальными и безальтернативными, показали в условиях России иллюзорность и неэффективность в политике, экономике, социальной и культурной жизни. Это не означает, что они не имеют своих приверженцев, это означает их неспособность решить стоящие перед страной проблемы в интересах большинства российских граждан. Будущее России за консервативно-социальным союзом.