Новый подход к интеллекту
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела в Казани выездное заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности
Казалось бы, очевидная вещь — решение задач по обновлению и диверсификации российской экономики, переводу ее на инновационные рельсы, поставленные руководством страны, невозможно без формирования базы — создания условий для стимуляции инновационной деятельности. И прежде всего для этого нужен благоприятный правовой климат. Определенные подвижки в этом направлении уже есть: принят ряд законодательных актов, направленных на защиту интеллектуальной собственности и возможности ее использования.
Но вот парадокс — пока, несмотря на все многолетние усилия, процесс формирования современного цивилизованного рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности трудно отнести к разряду успешных. И потому для государства эта задача по-прежнему относится к числу первоочередных. Об этом заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая провела в Казани выездное заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности. Обсуждалась роль российских регионов в развитии рынка интеллектуальных прав.
Стране нужен прорыв
Верхняя палата Российского парламента давно и серьезно занимается проблемами совершенствования законодательного обеспечения реализации государственной политики в области интеллектуальной собственности. Для этого в феврале прошлого года распоряжением Валентины Матвиенко был даже образован Совет по вопросам интеллектуальной собственности при спикере Совета Федерации. С тех пор заседания Совета проводятся регулярно, и характерно, что уже на первом из них был поднят вопрос о необходимости разработки долгосрочной государственной стратегии в этой области.
Нелишне также было бы отметить, что в мае нынешнего года заседание Совета оказалось весьма бурным. Валентина Матвиенко подвергла резкой критике деятельность Министерства образования и науки, которому было поручено создание такой стратегии. Но на тот момент это сделано не было. Тогда, в мае, спикеру Совета Федерации пришлось напоминать, что вопрос о необходимости разработки стратегии в области интеллектуальной собственности был поддержан Председателем Правительства Дмитрием Медведевым, а головным исполнителем определено Минобрнауки.
Говорилось на том, майском, заседании, что на федеральном уровне нет единой целенаправленной политики в этой сфере. Сложилась ситуация, когда более 20 федеральных органов исполнительной власти обладают здесь компетенцией. Поэтому единственно логичным, по мнению Валентины Матвиенко, тут видится решение о концентрации основных функций, инструментов и государственных услуг в едином уполномоченном органе, находящемся в непосредственном подчинении правительства.
Стране нужен прорыв в сфере интеллектуальной собственности, констатировала Председатель Совета Федерации. Отсутствие же четкой системы управления в этой области ведет к крайне негативным последствиям, в частности, к безответственности, дублированию работы различных органов, отсутствию необходимой координации, появлению в законодательстве декларативных норм и многочисленных правовых коллизий. В результате — единый цикл превращения новых знаний в реальный продукт остается разорванным, подчеркнула Валентина Матвиенко.
И тогда же она предложила создать в Совете Федерации рабочую группу по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти по вопросу разработки и реализации долгосрочной Стратегии в области интеллектуальной собственности. Но уже тогда, похоже, было понимание того, что с созданием одного лишь, пусть даже и основополагающего, документа на федеральном уровне дело не удастся сдвинуть с мертвой точки. Для того, чтобы предлагаемый федеральным центром механизм деятельности рынка прав интеллектуальной собственности заработал по всей России, необходимо подключение регионов, их желание и заинтересованность в участии в этом процессе. Как это можно и нужно сделать, обсуждали на выездном заседании в Казани члены Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации.
Эстафету — регионам
Почему именно Казань была выбрана местом обсуждения столь важного для страны вопроса, понятно. Сегодня, по общему мнению, именно Татарстан можно считать примером эффективного стимулирования инновационной активности на уровне субъекта Федерации. Республика первой приняла региональную целевую программу по развитию рынка интеллектуальной собственности и приступила к ее реализации. Что представляет из себя эта программа, рассчитанная до 2020 года, мы расскажем позже. А пока о том, почему, по мнению Валентины Матвиенко, регионы должны подхватить у федерального центра эстафету регулирования рынка интеллектуальных прав.
По данным, приведенным Председателем Совета Федерации, на Россию приходится не более половины процента от объема мирового рынка гражданской наукоемкой продукции. И главная причина здесь вовсе не в дефиците изобретений и инновационных идей, а в том, что они просто не внедряются. При этом заказы на научно-исследовательские разработки в России формируются в основном государством. Почти 75 процентов расходов на научные исследования оплачиваются из бюджетных средств. В развитых странах другие пропорции: там государство оплачивает не более 25-30 процентов. Остальные средства выделяют частные инвесторы.
В результате получается, что значительной частью прав на результаты интеллектуальной деятельности в России владеет государство. Но при этом, подчеркнула Валентина Матвиенко, в хозяйственном обороте находится менее одного процента этой собственности. Как изменить ситуацию?
В последнее время, заметила она, Президентом и правительством принят ряд беспрецедентных решений. В частности, теперь государственные заказчики будут безвозмездно передавать исполнителям заказов или другим хозяйствующим субъектам права на результаты интеллектуальной деятельности при условии, конечно, если эти изобретения были созданы за государственный счет.
Таким образом, по сути, государство дарит частным собственникам свои права на результаты этой деятельности, заявила Валентина Матвиенко, что фактически означает начало масштабной приватизации интеллектуальной собственности. Шаг, по ее мнению, весьма ответственный. Потому что, с одной стороны, государство ставит цель — создать класс эффективных собственников — правообладателей результатов интеллектуальной деятельности. А с другой, необходимо продумать создание механизмов, которые не позволят новым собственникам перепродать свои права зарубежным конкурентам. Отечественные научные открытия должны способствовать развитию национальной экономики.
И вот как раз вопросы регулирования инновационной экономики, в первую очередь рынка интеллектуальных прав — компетенция не только федеральных органов власти. Это задача, которая стоит сегодня перед регионами. И определенный опыт в этом направлении у большинства из них уже есть. Приняты и работают законы, направленные на защиту авторских прав, поддержку инновационного бизнеса, создаются поддержки технологий и инноваций. Но этого мало. По мнению спикера Совета Федерации, в каждом из них должны быть приняты региональные программы и стратегии в области интеллектуальной собственности.
Кроме того, известно, что региональные бюджеты финансируют немало научных и исследовательских программ. Есть и результат такой деятельности в виде изобретений и патентов, большинство из которых не используются так же, как и аналогичные, созданные за счет средств федерального бюджета. По словам Валентины Матвиенко, регионы также должны начать процесс безвозмездной передачи своих прав на результаты интеллектуальной деятельности хозяйствующим субъектам, готовым заняться их внедрением. Вслед за государством, которое этот процесс уже начало.
А параллельно, считает она, регионы должны более активно заниматься подготовкой инфраструктуры, необходимой для развития научной и инновационной деятельности: строить новые исследовательские центры, возводить жилье для ученых. Задача регионов, подчеркнула Валентина Матвиенко, состоит в том, чтобы применять модели и подходы, которые уже хорошо зарекомендовали себя на федеральном уровне.
Геобрендинг — это деньги
Казань. Прошлое, настоящее и будущее |
Наверное, у многих региональных лидеров такой подход вызовет, по крайней мере, настороженное отношение. Хотя бы в той части, где взять деньги на применение моделей и подходов, предлагаемых федеральным центром. В выступлении Валентины Матвиенко прозвучал не совсем обычный взгляд на интеллектуальную сферу, который при грамотном использовании способен стать важным источником пополнения региональных бюджетов.
Когда речь заходит об интеллектуальных правах, чаще всего говорится о технологиях и научно-технических достижениях, заметила Председатель Совета Федерации. И это правильно, но при этом не следует забывать о такой значимой составляющей интеллектуальной сферы, как культура. Председатель Совета Федерации подчеркнула, что в современном мире развитие культурных ресурсов и творческого потенциала выходит на первый план. Во многих странах акцент делается именно на стимулирование так называемых творческих и креативных индустрий, таких, как изобразительное искусство, народные промыслы, издательское дело, культурный туризм.
И ведь действительно, у России в этом смысле потенциал развития инновационных и творческих отраслей поистине неисчерпаем. Здесь каждый субъект Федерации имеет свои культурные, географические, экономические особенности и отличия, которые могут стать конкурентными преимуществами. Как считает Валентина Матвиенко, если в каждом регионе применять свой подход, продвигать положительный имидж субъекта, развивать территориальные бренды — то, что сейчас называют геобрендингом, — можно неплохо пополнить региональные бюджеты.
Она предложила по примеру европейского законодательства ввести самостоятельный объект охраны — географическое указание. По ее мнению, продвижение местных, локальных брендов, являющихся знаменитыми торговыми марками, способно приносить регионам доход не меньший, чем нефть и газ.
Стимулировать инновации
Далеко не случайно в рекомендациях, принятых по итогам выездного совещания в Казани, органам государственной власти субъектов Федерации при разработке своих региональных стратегий и программ в области интеллектуальной собственности предлагается изучать и по возможности использовать опыт, полученный по разработке и реализации целевой программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013-2020 годы». Это, безусловно, будет полезно, так как этот документ создан для того, чтобы не на словах, а на деле создать в республике рынок интеллектуальной деятельности, что особо подчеркнул в своем выступлении Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.
Здесь, на берегах Волги, ощутимо желание властей постоянно стимулировать и поддерживать развитие инновационной деятельности. По словам Рустама Минниханова, в регионе уделяется большое внимание развитию информационных технологий, работает более двухсот IT-компаний, создана хорошая научно-техническая база. Построен выделяющийся своими футуристическими формами на общем городском фоне Технопарк высоких технологий, где сразу после закрытия выездного совещания прошло открытие Международного форума «Интеллектуальная собственность и экономика России», в работе которого приняли участие ведущие российские и международные эксперты.
И все это делается в рамках уже упомянутой республиканской программы, в разработке которой приняли участие множество специалистов, даже эксперты из Всемирного банка подключились. Цель программы проста и сложна одновременно. Получение экономических преимуществ от научно-технической, инновационной и производственной деятельности, повышение конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей на отечественных и зарубежных рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью.
Но особую ценность документу придает тот факт, что его разработчики поняли: нельзя рассматривать Татарстан в отрыве от других регионов России и самого федерального центра. По их мнению, само понятие «региональный рынок интеллектуальной собственности» не замыкается на отдельно взятом регионе, а является глубоко интегрированной системой как в межрегиональное, так и международное сообщество. А это не только сфера обращения интеллектуальных прав, где есть спрос и предложение интеллектуального товара, но в первую очередь формирование и реализация государственной научно-технической политики в сфере управления интеллектуальной собственностью, основанной на мировом опыте.
Наверное, использование такого подхода, образующего систему «образование — наука — производство», может оказать реальное подспорье регионам, которые пока еще только размышляют над тем, как им заняться обустройством цивилизованного рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Все необходимые направления движения прописаны в упомянутой программе Республики Татарстан. Это и реализация образовательных проектов в сфере интеллектуальной собственности, и формирование ее инфраструктуры в инновационно-активных точках, и разработка предприятиями собственных программ инновационного развития, деятельность по правовой охране и защите, популяризация изобретательской и рационализаторской активности, творческой деятельности молодежи и многое другое, что способно оживить огромный интеллектуальный потенциал России. Он, безусловно, есть. И даже если был использован хоть наполовину, без сомнения, наша страна попала бы в число стран с самой передовой, конкурентоспособной экономикой, заметила по этому поводу Валентина Матвиенко.
Помнится, в 2008 году один юрист, как раз и занимающийся вопросами интеллектуальной собственности, убеждал меня в том, что наше государство еще не до конца понимает механизм извлечения прибыли из его оборота в российской экономике. Так, как его понимают на Западе или в Азии, в тех странах, где был совершен рывок в экономике. Теперь понимание пришло, по крайней мере на уровне Федерального центра и отдельных регионов —Татарстана, Башкортостана, Санкт-Петербурга, Пермского края. Дело за остальными, потому что только совместные усилия позволят добиться заметного результата.
Ещё материалы: Валентина Матвиенко