Все о пенсиях в России

вчераПрабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

два дня назадВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Новый подход к интеллекту

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела в Казани выездное заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности

14.11.2013 15:56

Новый подход к интеллекту
Выездное заседание Совета Федерации в Республике Татарстан

Казалось бы, очевидная вещь — решение задач по об­новлению и диверсификации российской экономики, переводу ее на инновационные рельсы, поставлен­ные руководством страны, невозможно без формирования базы — создания условий для стимуляции инновационной деятельности. И прежде всего для этого нужен благопри­ятный правовой климат. Определенные подвижки в этом направлении уже есть: принят ряд законодательных актов, направленных на защиту интеллектуальной собственности и возможности ее использования.

Но вот парадокс — пока, несмотря на все многолетние усилия, процесс формирования современного цивилизо­ванного рынка прав на результаты интеллектуальной де­ятельности трудно отнести к разряду успешных. И потому для государства эта задача по-прежнему относится к числу первоочередных. Об этом заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая провела в Казани выездное заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности. Обсуждалась роль российских регионов в развитии рынка интеллектуальных прав.

Стране нужен прорыв

Верхняя палата Российского парламента давно и серьезно занимается проблемами совершенствования законодательно­го обеспечения реализации государственной политики в об­ласти интеллектуальной собственности. Для этого в феврале прошлого года распоряжением Валентины Матвиенко был даже образован Совет по вопросам интеллектуальной соб­ственности при спикере Совета Федерации. С тех пор заседа­ния Совета проводятся регулярно, и характерно, что уже на первом из них был поднят вопрос о необходимости разработ­ки долгосрочной государственной стратегии в этой области.

Нелишне также было бы отметить, что в мае нынешнего года заседание Совета оказалось весьма бурным. Валенти­на Матвиенко подвергла резкой критике деятельность Ми­нистерства образования и науки, которому было поручено создание такой стратегии. Но на тот момент это сделано не было. Тогда, в мае, спикеру Совета Федерации пришлось напоминать, что вопрос о необходимости разработки стра­тегии в области интеллектуальной собственности был под­держан Председателем Правительства Дмитрием Медведе­вым, а головным исполнителем определено Минобрнауки.

Говорилось на том, майском, заседании, что на феде­ральном уровне нет единой целенаправленной политики в этой сфере. Сложилась ситуация, когда более 20 феде­ральных органов исполнительной власти обладают здесь компетенцией. Поэтому единственно логичным, по мнению Валентины Матвиенко, тут видится решение о концентра­ции основных функций, инструментов и государственных услуг в едином уполномоченном органе, находящемся в не­посредственном подчинении правительства.

Стране нужен прорыв в сфере интеллектуальной соб­ственности, констатировала Председатель Совета Феде­рации. Отсутствие же четкой системы управления в этой области ведет к крайне негативным последствиям, в част­ности, к безответственности, дублированию работы различ­ных органов, отсутствию необходимой координации, появ­лению в законодательстве декларативных норм и много­численных правовых коллизий. В результате — единый цикл превращения новых знаний в реальный продукт остается разорванным, подчеркнула Валентина Матвиенко.

И тогда же она предложила создать в Совете Федера­ции рабочую группу по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти по вопросу разработки и реализации долгосрочной Стратегии в области интел­лектуальной собственности. Но уже тогда, похоже, было понимание того, что с созданием одного лишь, пусть даже и основополагающего, документа на федеральном уров­не дело не удастся сдвинуть с мертвой точки. Для того, чтобы предлагаемый федеральным центром механизм де­ятельности рынка прав интеллектуальной собственности заработал по всей России, необходимо подключение реги­онов, их желание и заинтересованность в участии в этом процессе. Как это можно и нужно сделать, обсуждали на выездном заседании в Казани члены Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации.

Эстафету — регионам

Почему именно Казань была выбрана местом обсужде­ния столь важного для страны вопроса, понятно. Сегодня, по общему мнению, именно Татарстан можно считать при­мером эффективного стимулирования инновационной ак­тивности на уровне субъекта Федерации. Республика пер­вой приняла региональную целевую программу по разви­тию рынка интеллектуальной собственности и приступила к ее реализации. Что представляет из себя эта программа, рассчитанная до 2020 года, мы расскажем позже. А пока о том, почему, по мнению Валентины Матвиенко, регионы должны подхватить у федерального центра эстафету регу­лирования рынка интеллектуальных прав.

По данным, приведенным Председателем Совета Феде­рации, на Россию приходится не более половины процента от объема мирового рынка гражданской наукоемкой про­дукции. И главная причина здесь вовсе не в дефиците изо­бретений и инновационных идей, а в том, что они просто не внедряются. При этом заказы на научно-исследователь­ские разработки в России формируются в основном госу­дарством. Почти 75 процентов расходов на научные иссле­дования оплачиваются из бюджетных средств. В развитых странах другие пропорции: там государство оплачивает не более 25-30 процентов. Остальные средства выделяют част­ные инвесторы.

В результате получается, что значительной частью прав на результаты интеллектуальной деятельности в России владеет государство. Но при этом, подчеркнула Валентина Матвиенко, в хозяйственном обороте находится менее од­ного процента этой собственности. Как изменить ситуацию?

В последнее время, заметила она, Президентом и прави­тельством принят ряд беспрецедентных решений. В частно­сти, теперь государственные заказчики будут безвозмездно передавать исполнителям заказов или другим хозяйству­ющим субъектам права на результаты интеллектуальной деятельности при условии, конечно, если эти изобретения были созданы за государственный счет.

Таким образом, по сути, государство дарит частным собственникам свои права на результаты этой деятельно­сти, заявила Валентина Матвиенко, что фактически озна­чает начало масштабной приватизации интеллектуальной собственности. Шаг, по ее мнению, весьма ответственный. Потому что, с одной стороны, государство ставит цель — создать класс эффективных собственников — правообла­дателей результатов интеллектуальной деятельности. А с другой, необходимо продумать создание механизмов, ко­торые не позволят новым собственникам перепродать свои права зарубежным конкурентам. Отечественные научные открытия должны способствовать развитию национальной экономики.

И вот как раз вопросы регулирования инновационной экономики, в первую очередь рынка интеллектуальных прав — компетенция не только федеральных органов вла­сти. Это задача, которая стоит сегодня перед регионами. И определенный опыт в этом направлении у большинства из них уже есть. Приняты и работают законы, направлен­ные на защиту авторских прав, поддержку инновационного бизнеса, создаются поддержки технологий и инноваций. Но этого мало. По мнению спикера Совета Федерации, в каж­дом из них должны быть приняты региональные програм­мы и стратегии в области интеллектуальной собственности.

Кроме того, известно, что региональные бюджеты фи­нансируют немало научных и исследовательских программ. Есть и результат такой деятельности в виде изобретений и патентов, большинство из которых не используются так же, как и аналогичные, созданные за счет средств федераль­ного бюджета. По словам Валентины Матвиенко, регионы также должны начать процесс безвозмездной передачи сво­их прав на результаты интеллектуальной деятельности хо­зяйствующим субъектам, готовым заняться их внедрением. Вслед за государством, которое этот процесс уже начало.

А параллельно, считает она, регионы должны более ак­тивно заниматься подготовкой инфраструктуры, необходи­мой для развития научной и инновационной деятельности: строить новые исследовательские центры, возводить жилье для ученых. Задача регионов, подчеркнула Валентина Мат­виенко, состоит в том, чтобы применять модели и подходы, которые уже хорошо зарекомендовали себя на федераль­ном уровне.

Геобрендинг — это деньги

Казань. Прошлое, настоящее и будущее

Наверное, у многих региональных лидеров такой под­ход вызовет, по крайней мере, настороженное отношение. Хотя бы в той части, где взять деньги на применение мо­делей и подходов, предлагаемых федеральным центром. В выступлении Валентины Матвиенко прозвучал не совсем обычный взгляд на интеллектуальную сферу, который при грамотном использовании способен стать важным источни­ком пополнения региональных бюджетов.

Когда речь заходит об интеллектуальных правах, чаще всего говорится о технологиях и научно-технических дости­жениях, заметила Председатель Совета Федерации. И это правильно, но при этом не следует забывать о такой значи­мой составляющей интеллектуальной сферы, как культура. Председатель Совета Федерации подчеркнула, что в совре­менном мире развитие культурных ресурсов и творческого потенциала выходит на первый план. Во многих странах акцент делается именно на стимулирование так называе­мых творческих и креативных индустрий, таких, как изо­бразительное искусство, народные промыслы, издательское дело, культурный туризм.

И ведь действительно, у России в этом смысле потенци­ал развития инновационных и творческих отраслей поис­тине неисчерпаем. Здесь каждый субъект Федерации имеет свои культурные, географические, экономические особен­ности и отличия, которые могут стать конкурентными преимуществами. Как считает Валентина Матвиенко, если в каждом регионе применять свой подход, продвигать по­ложительный имидж субъекта, развивать территориальные бренды — то, что сейчас называют геобрендингом, — можно неплохо пополнить региональные бюджеты.

Она предложила по примеру европейского законода­тельства ввести самостоятельный объект охраны — геогра­фическое указание. По ее мнению, продвижение местных, локальных брендов, являющихся знаменитыми торговыми марками, способно приносить регионам доход не меньший, чем нефть и газ.

Стимулировать инновации

Далеко не случайно в рекомендациях, принятых по ито­гам выездного совещания в Казани, органам государствен­ной власти субъектов Федерации при разработке своих региональных стратегий и программ в области интеллек­туальной собственности предлагается изучать и по возмож­ности использовать опыт, полученный по разработке и реа­лизации целевой программы «Развитие рынка интеллекту­альной собственности в Республике Татарстан на 2013-2020 годы». Это, безусловно, будет полезно, так как этот доку­мент создан для того, чтобы не на словах, а на деле создать в республике рынок интеллектуальной деятельности, что особо подчеркнул в своем выступлении Президент Респу­блики Татарстан Рустам Минниханов.

Здесь, на берегах Волги, ощутимо желание властей по­стоянно стимулировать и поддерживать развитие иннова­ционной деятельности. По словам Рустама Минниханова, в регионе уделяется большое внимание развитию информа­ционных технологий, работает более двухсот IT-компаний, создана хорошая научно-техническая база. Построен выде­ляющийся своими футуристическими формами на общем городском фоне Технопарк высоких технологий, где сразу после закрытия выездного совещания прошло открытие Международного форума «Интеллектуальная собственность и экономика России», в работе которого приняли участие ведущие российские и международные эксперты.

И все это делается в рамках уже упомянутой республи­канской программы, в разработке которой приняли участие множество специалистов, даже эксперты из Всемирного банка подключились. Цель программы проста и сложна одновременно. Получение экономических преимуществ от научно-технической, инновационной и производственной деятельности, повышение конкурентоспособности респу­бликанских товаропроизводителей на отечественных и за­рубежных рынках за счет эффективного управления интел­лектуальной собственностью.

Но особую ценность документу придает тот факт, что его разработчики поняли: нельзя рассматривать Татарстан в отрыве от других регионов России и самого федераль­ного центра. По их мнению, само понятие «региональный рынок интеллектуальной собственности» не замыкается на отдельно взятом регионе, а является глубоко интегрирован­ной системой как в межрегиональное, так и международное сообщество. А это не только сфера обращения интеллекту­альных прав, где есть спрос и предложение интеллектуаль­ного товара, но в первую очередь формирование и реализа­ция государственной научно-технической политики в сфере управления интеллектуальной собственностью, основанной на мировом опыте.

Наверное, использование такого подхода, образующего систему «образование — наука — производство», может ока­зать реальное подспорье регионам, которые пока еще толь­ко размышляют над тем, как им заняться обустройством цивилизованного рынка прав на результаты интеллектуаль­ной деятельности.

Все необходимые направления движения прописаны в упомянутой программе Республики Татарстан. Это и ре­ализация образовательных проектов в сфере интеллекту­альной собственности, и формирование ее инфраструктуры в инновационно-активных точках, и разработка предпри­ятиями собственных программ инновационного развития, деятельность по правовой охране и защите, популяриза­ция изобретательской и рационализаторской активности, творческой деятельности молодежи и многое другое, что способно оживить огромный интеллектуальный потенциал России. Он, безусловно, есть. И даже если был использован хоть наполовину, без сомнения, наша страна попала бы в число стран с самой передовой, конкурентоспособной эко­номикой, заметила по этому поводу Валентина Матвиенко.

Помнится, в 2008 году один юрист, как раз и занимающийся вопросами интеллектуальной собственности, убеждал меня в том, что наше государство еще не до конца понимает механизм извлечения прибыли из его оборота в российской экономике. Так, как его понимают на Западе или в Азии, в тех странах, где был совершен рывок в экономике. Теперь понимание пришло, по крайней мере на уровне Федерального центра и отдельных регионов —Татарстана, Башкортостана, Санкт-Петербурга, Пермского края. Дело за остальными, потому что только совместные усилия позволят добиться заметного результата.

Николай Дорофеев
Москва — Казань
Фото Игорь Самохвалов
Читайте нас в Дзен
Просмотров 7457

Ещё материалы: Валентина Матвиенко