Нельзя заставить Родину любить

По данным ВЦИОМ, лишь 42 процента опрошенных в возрасте до 35 лет полагают, что молодым людям присущ патриотизм, а 44 процента и вовсе считают, что они безразличны к своей стране.

Нельзя заставить Родину любить

В школах Ямала свыше 80 классов оборонно-спортивного профиля

Достаточно ли этого для возрождения России как великой державы? Об этом мы рассуждаем с членом Комитета Законодательного Собрания Ямала по социальной политике и ЖКХ, представителем Патриотической платформы партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в ЯНАО Виктором Казариным.

РФС: Если идти от обратного и рас­суждать так, что патриотом не может быть, например, тот, кто хочет пере­ехать в другую страну, кто уклоняется от службы в армии и уплаты налогов, не участвует в общественных процес­сах и политической жизни страны, то цифры не впечатляют. Ведь кто же тогда будет сохранять, развивать и преумножать все то, что было нако­плено предыдущими поколениями?

В. Казарин: На равнодушии ничего не построишь. Отсутствие у молодых юношей и девушек личной причастно­сти к происходящему в стране наносит непоправимый вред. Чем скорее мы осознаем это, тем лучше будет жить Россия и будущие поколения. Патрио­тизм — это ведь не абстрактное поня­тие. Конкретные его проявления связа­ны, в том числе, и с чувствами, вызван­ными различными событиями, проис­ходящими в жизни страны. Например, сильный эмоционально-чувственный порыв, связанный с победой в Великой Отечественной войне, позволил восста­новить страну и поднять ее на новый уровень развития. У нас, к счастью, сегодня не военное время, но возмож­ность подобных прорывов, основанных на самосознании людей, неочевидна.

Виктор КазаринРФС: Извечный вопрос: кто должен воспитывать патриотизм у молодежи?

В. Казарин: Патриотизм надо на­чинать воспитывать с пеленок! По большому счету, первые представле­ния о Родине ребенок получает через сказки, песни, мультфильмы, книги отечественных авторов. Именно на основе этих источников зарождаются и формируются основы патриотизма и гражданственности.

Большое значение, я считаю, играет преемственность семейных традиций, внутренний климат семьи, от которых зависит, будет ли ребенок с детства приобщаться к культуре своей страны. Если большинству молодежи прививались идеи любви к Родине, то, уверен, они постараются передать их своим детям и внукам.

РФС: На протяжении двух последних десятилетий уровень российской куль­туры, образования неуклонно снижал­ся. А ведь это одни из самых важных инструментов воспитания чувства па­триотизма и гражданского долга.

В. Казарин: Основная проблема за­ключается в том, что сегодняшняя мо­лодежь — поколение начала 90-х годов — родилась уже в совершенно новом государстве, претерпевавшем измене­ния во всех сферах общественной, со­циальной и политической жизни, еще не нашедшем для себя путь развития, не имеющем определенной идеологии. Образовавшийся вакуум начал быстро разрушать национальное самосозна­ние русского человека и насаждать новые ценности в массовой культуре — ориентация на материальные, а не духовные ценности, насилие и эгоизм.

Все это препятствовало зарождению патриотической идеи в обществе. Это очень обширный круг вопросов. И к их решению нужно подключаться и государству, и общественным объеди­нениям, и политическим партиям.

РФС: Насколько велика роль государ­ственных и общественных структур в формировании у молодежи высокого патриотического сознания?

В. Казарин: Сегодня в России ведётся огромная работа по патриотическому воспитанию. В большинстве регионов работают координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные про­граммы, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания.

Другое дело, что необходимо инте­грировать деятельность этих струк­тур в единую систему, исключить межведомственную разобщенность, избежать «накладок» и «нестыковок», чтобы эффективнее использовать ад­министративный и материально-тех­нический ресурс организаций и учреж­дений, участвующих в патриотическом воспитании граждан. А это не всегда удается. Есть примеры, когда прово­дится много мероприятий, ведётся масштабная работа, а результат не до­стигнут — идет распыление ресурсов.

РФС: Могут ли военно-патриотические молодежные и детские объединения, поисковые формирования рассчиты­вать на государственную поддержку?

В. Казарин: Практика показывает, что чаще руководителям патриотических клубов приходится опираться не на государство, а на отдельных его пред­ставителей или руководителей хозяй­ственных субъектов. Но не стоит забы­вать, что объединения гражданско-патриотической направленности, как ни­кто другой, работают в интересах всей страны, а значит, имеют право рассчи­тывать на её помощь и поддержку.

Здесь важно обратить внимание и на правовые аспекты. Необходимы из­менения на уровне федерального за­конодательства. И в первую очередь в части определения статуса таких уч­реждений в системе дополнительного образования. У специалистов должен идти педагогический стаж, ставка тре­нера-преподавателя должна составить 18 часов, как в системе образования, а не 40, как это установлено в насто­ящее время в сфере молодежной по­литики, что, безусловно, приводит к оттоку квалифицированных кадров.

РФС: В современной обстановке мы все чаще сталкиваемся с так называ­емым понятием реактивного патри­отизма в молодежной среде — такой некой защитной реакцией в ответ на нападки и обвинения в адрес России. Как вы думаете, такой патриотизм мо­жет «переродиться» в истинный?

В. Казарин: Тема очень тонкая, по­скольку крайние проявления патрио­тизма граничат с таким страшным для общества явлением, как национализм. Заставить «Родину любить» невозмож­но, зато можно создать фундамент для этой любви, основу для патриотизма. Думаю, такой «реактивный», как вы говорите, патриотизм, вполне может стать этим фундаментом. Ведь идеаль­ная формула патриотизма — любить свое, уважать чужое, знать прошлое, жить настоящим, думать о будущем.

РФС: Как на Ямале организована ра­бота по развитию гражданственности и патриотизма молодежи?

В. Казарин: На сегодняшний день в округе накоплен интересный и по­лезный опыт. Действует комплексная программа патриотического воспи­тания граждан и допризывной под­готовки молодежи, финансирование мероприятий которой осуществляется в рамках окружного бюджета и бюд­жетов муниципальных образований.

Функционирует региональный центр патриотического воспитания, несколь­ко военно-патриотических центров муниципального уровня, свыше 150 объединений патриотической направ­ленности, около 80 классов оборон­но-спортивного профиля. Продолжает активно развиваться кадетское движе­ние. Продолжается работа по созданию школьных музеев. Возобновилось про­ведение военно-спортивных игр, чем­пионатов, соревнований, первенств по военно-прикладным видам спорта.

На протяжении семи лет ведет свою деятельность окружной оборонно-спортивный лагерь-экспедиция «Юный капитан» в г. Новороссийске, более десяти лет действует окружной спор­тивно-оздоровительный лагерь для молодежи «Патриот Ямала» в г. Курган. Программой лагерей предусмотре­ны азы военной службы, тактическая подготовка, погружение с аквалангом, верховая езда, вождение автомобиля, прыжки с парашютом.

РФС: Сегодня каждый десятый моло­дой человек считает своими кумирами поп- или рок-звезд. Подростки стремят­ся быть похожими на героев телесериа­лов, бизнесменов и олигархов… На чьих примерах поднимать патриотический дух подрастающего поколения?

В. Казарин: Мы росли на других при­мерах. Выстраивать работу по патри­отическому воспитанию надо с вос­питания любви к своей малой родине. Россия — страна большая, а на мест­ном уровне патриотизм проявляется более конкретно, практично. У Ямала, например, есть свои герои — перво­проходцы, первооткрыватели, орга­низаторы производств — Юрий Эрвье, Борис Щербина, Фарман Салманов, Вадим Бованенко, Иван Никоненко, Рим Сулейманов и многие другие.

РФС: На ваш взгляд, информацион­ная политика, транслируемая сегодня, способствует формированию духовно-нравственных основ, присущих народу России?

В. Казарин: Очень печально, что в со­временном медиапространстве идет намеренное искажение истории и вклада нашей страны в достижения мировой культуры и истории. Поэтому для федеральных и региональных СМИ здесь огромное поле деятельности.

Важно рассказывать о вкладе наших соотечественников в развитие мировой цивилизации, о значимых людях в истории страны, в культуре, науке, спорте. Сегодня для этого достаточно технических средств и возможностей. И примеры есть: есть и каналы с сугубо патриотической направленностью, все чаще стали возвращаться к фильмам советской эпохи, в которых всегда были сильны идеи гражданственности, долга, любви к Родине. Все больше появляется специализированных тематических программ. Нужно более широкое использование возможностей сети Интернет. Потенциал есть. Задача в том, чтобы его максимально реализовать на уровне молодёжной и культурной политики.

Беседовала Ирина Большакова

Просмотров 2773

09.11.2014

Популярно в соцсетях