МЧС и Минобороны стали самыми открытыми
Что показывает рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти

Конец года — это всегда время подведения итогов, определяющих, с какими результатами граждане, общество, власть всех уровней прожили и отработали прошедшие двенадцать месяцев. И итоги эти заключаются не только в том, насколько повысилась или понизилась инфляция или, к примеру, сколько выплавлено чугуна и стали на душу населения в стране. Для современного российского общества не менее, а может быть, даже более важны нематериальные аспекты. Например, как складываются отношения общества и власти, насколько прозрачна ее деятельность для граждан, в какой степени, в конце концов, они ей доверяют. Для государства, строящего свою деятельность на демократических принципах и опирающегося во всех своих начинаниях на поддержку общества, такие аспекты весьма существенны. Результаты социологических исследований, проведенных недавно Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), отвечают на многие возникающие в этой связи вопросы.
Накануне новогодних праздников министр по связям с Открытым правительством РФ Михаил Абызов представил ежегодный независимый рейтинг открытости федеральных министерств и ведомств, подготовленный ВЦИОМ под эгидой Открытого правительства. Идея сформировать такой рейтинг появилась еще в 2014 году с целью повышения прозрачности и подотчетности государственных органов и расширения возможностей для участия гражданского общества в подготовке и экспертизе государственных решений. Он составляется уже второй раз на основе оценок различных референтных групп, куда входят обычные граждане, представители бизнеса, клиенты министерств и ведомств, эксперты. Для оценки используются многочисленные критерии, вплоть до информированности о деятельности федерального органа исполнительной власти, доступности, понятности и доверия к информации о нем в СМИ и известного уровня коррумпированности ведомств.
Как сообщил Михаил Абызов, в 2016 году в рейтинг открытости вошли 38 федеральных министерств и ведомств. Его лидером стало МЧС, набравшее 58,7 балла. Характерно, что в 2015 году министерство занимало второе место. А вот Минобороны, возглавлявшее топ-3 самых открытых федеральных органов исполнительной власти год назад, теперь, напротив, опустилось на второе место, набрав 57,5 балла. В тройку лучших «ворвался» Россельхознадзор (53,7 балла), поднявшись в рейтинге сразу на 18 позиций и продемонстрировав тем самым наиболее значительный рост показателей. Тоже характерно, что Минэкономразвития, замыкавшее топ-3 год назад, напротив, оказалось одним из «лидеров падения», опустившись в рейтинге на 17 позиций и попав в группу «скорее закрытые» (48,5 балла).
Высокие показатели открытости также продемонстрировали в 2016 году Роскомнадзор (53,4 балла), МИД (52,7), Минкомсвязь (52,0), ФНС (51,9), Минюст (51,5) и Ростехнадзор (51,4).
Уровень открытости за год заметно повысился у Росрыболовства (+17), Росалкогольрегулирования (+13), Минздрава (+11), Минэнерго (+10), Минпромторга (+10) и ряда других ведомств.
А вот среди «лидеров падения» — Роспотребнадзор (-19 позиций), Минспорт (-18), Росздравнадзор (-18), Минвостокразвития (-12), Минтруд (-10). Наиболее закрытыми министерствами и ведомствами признаны Минстрой (42,9), Росавтодор (42,9), Минвостокразвития (43,5), Минсельхоз (43,9), Минкавказ (44,8), ФССП (45,0), Минтранс (45,3), Росздравнадзор (45,8), Минприроды (45,9) и Роспотребнадзор (46,2).
Если вдуматься, рейтинг очень любопытный. Легко можно объяснить, почему МЧС выбилось в лидеры, — чрезвычайные ситуации в России происходят с незавидной регулярностью, и общество наглядно видит, как министерство с ними справляется. Но даже у не очень сведущего человека может возникнуть вполне справедливый вопрос: почему высокую степень открытости демонстрируют Минобороны, МИД или Минюст, хотя их деятельность не касается напрямую жизни основной массы граждан, а те ведомства, работа которых касается россиян напрямую, — Минсельхоз, Роспотребнадзор, Росздравнадзор и так далее, — наоборот, закрываются от общества? Может быть, им есть что скрывать от граждан? Не случайно ведь на презентации рейтинга отмечалось, что на сегодняшний день ведомственные планы по открытости утвердиливсе федеральные органы исполнительной власти, однако часть из них носит формальный характер, и лишь треть министерств и ведомств представили их в понятном для граждан формате.
Для российского общества важно, как складываются отношения его и власти, насколько прозрачна ее деятельность для граждан"

Последнее, наверное, самое главное. Ведь открытость — помимо всех прочих преимуществ, вызывает доверие, а именно о дефиците доверия общества к власти долгие годы говорили эксперты, основываясь на результатах многочисленных социологических исследований. Проводятся такие исследования и сегодня, и они в большей степени зеркально отражают результаты рейтинга открытости федеральных органов исполнительной власти. Тот же ВЦИОМ на протяжении ряда лет проводит опросы, выясняя динамику оценок работы министров российского Правительства. Расчет здесь очень прост: каждому из опрошенных предлагается оценить их деятельность по пятибалльной шкале: единица — очень плохо, пять — отлично. Средний балл определяет, насколько хорошо, по мнению россиян, высокопоставленные чиновники справляются со своими обязанностями.
В тройке отличников: министр обороны Сергей Шойгу (4,69 балла), министр иностранных дел Сергей Лавров (4,64) и глава МЧС Владимир Пучков (3,84). Замыкают список получившие тройку с минусом (или двойку с плюсом) министр природных ресурсов Сергей Донской (2,94), в совсем недавнем прошлом глава Минспорта Виталий Мутко (2,78) и теперь уже экс-министр экономического развития Алексей Улюкаев (2,83). Остальных поименованных в списке членов Правительства можно отнести к категории хорошистов с минусом. Кстати, министр по связям с Открытым правительством Михаил Абызов, представлявший рейтинг открытости российских министерств и ведомств, имеет проходной балл (3,05). Похоже, уверенная тройка министра говорит нам о том, что в деле придания деятельности федеральных министерств и ведомств должной открытости предстоит серьезная работа над ошибками.
И в заключение еще один любопытный рейтинг, который на исходе года определил отношение россиян к общественным институтам, — по сути, к самим себе. Больше всего граждане одобряют деятельность Российской армии (82,8 процента), Русской православной церкви (71,2 процента) и СМИ (62,5 процента). И не одобряют работу судебной системы (41,3 процента), оппозиции (36,1 процента) и правоохранительных органов (32,3 процента).
Вот такие у россиян оказываются приоритеты.