Малому бизнесу помогут не выпасть из реестра МСП

В Госдуме, Минэкономразвития и ФНС вырабатывают законодательные пути решения наболевшего вопроса

13.02.2023 00:00

Автор: Карина Тиванова

Малому бизнесу помогут не выпасть из реестра МСП
  © Юрий Магас/ПГ

С 2016 года в нашей стране существует открытая база данных, в которой собраны сведения о компаниях малого и среднего бизнеса. Ведет этот реестр Федеральная налоговая служба. У включенных в этот перечень есть разнообразные преференции: льготные кредиты, гарантийная поддержка бизнеса, меньшее число проверок со стороны контрольно-надзорных органов. И все бы хорошо, не будь одной проблемы — любой участник может быть автоматически исключен из реестра, если по каким-либо причинам больше не соответствуют критериям МСП. Причем не получая об этом никакой информации. Как по закону прийти к консенсусу, — в материале «Парламентской газеты».

Разорвать замкнутый круг

По данным Федеральной налоговой службы, в едином реестре сейчас более шести миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом более 90 процентов — это микропредприятия.

У каждого из участников этого перечня есть несколько преференций. Например, упрощенное получение кредита, кроме того, им легче найти поставщиков, а также их реже проверяют контрольно-надзорные органы. Чтобы попасть в единую базу, нужно вовремя предоставить в налоговую два документа — данные о среднесписочной численности работников и сведения о доходе за предыдущий год. Но если компания по каким-либо причинам эти требования не выполнит, ее автоматически исключают из реестра. При этом не уведомляя об этом. А из-за отсутствия важной информации неудачники поневоле лишаются льгот и не могут своевременно подготовить необходимые документы для восстановления статуса МСП. Получается замкнутый круг, разорвать который призвал член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. Депутат направил в ФНС и Минэкономразвития официальные запросы с предложением сообщать предпринимателям об исключении из реестра.

В ответе из ведомств (документы есть в распоряжении «Парламентской газеты») говорится о концептуальной поддержке инициативы парламентария. При этом Минэкономразвития указало на информацию из ФНС, в которой сказано, что «введение автоматического уведомления юрлиц и ИП потребует дополнительного финансирования из бюджета» на доработку программного обеспечения налогового ведомства.

Читайте также:

• Какие льготы и преференции положены малому и среднему бизнесу

Повернуться лицом

Айрат Фаррахов рассказал «Парламентской газете», что с этим вопросом к нему обращаются многие предприниматели. В том числе, говоря о случаях административной ответственности из-за не предоставленной вовремя информации.

Поэтому депутат настаивает на том, что участников единого реестра надо вовремя уведомлять об исключении из этой базы. По его мнению, это важно не только для малого бизнеса, но и для государства, ведь из-за этого бюджет вовремя не получает налоги. «Если мы говорим, что поворачиваемся к бизнесу лицом, надо так и делать», — не сомневается в правильности своей позиции Фаррахов.

Айрат Фаррахов © Юрий Инякин/ПГ

По его словам, важно, что и Минэкономразвития, и налоговики концептуально поддерживают его предложение. Что касается дополнительных расходов, то у парламентария есть варианты решения этой стороны вопроса. «Если в ФНС исходили из того, что уведомлять нужно письменно, то это действительно дорого и потребует дополнительных расходов. Но я думаю, что гораздо результативнее это делать через личный кабинет госуслуг с помощью электронной рассылки», — предположил парламентарий. Такая опция еще больше поднимет популярность портала, в том числе и среди бизнесменов,  полагает депутат. Инициатор новшества заверил, что продолжит работу с ведомствами и подготовит проект закона, ведь малый бизнес очень ждет понимания со стороны власти.

«Для многих предпринимателей такие новации будут актуальны», — подтвердил нашему изданию и зампред думского Комитета по экономической политике Станислав Наумов. Он полностью поддерживает инициативу коллеги, сказав о том, что «лучше дублировать коммуникацию, чем множить фискальные мероприятия».

Правда за нами