Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Крым, которого не было пять лет назад

18 марта 2014 года был подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым

18.03.2019 00:06

Автор: Александр Мащенко

Крым, которого не было пять лет назад
Фото: most.life

Будь я туроператором, обязательно разработал бы оригинальный маршрут - по новому российскому Крыму. По тому Крыму, которого пять лет назад, весной 2014 года, попросту не было. А гражданам Украины путевки продавал бы в полцены — чтобы своими глазами увидели, что натворили «оккупанты» на полуострове: новые мосты, дороги, электростанции, больницы, школы, детские сады, памятники. И да - новые ракеты, боевые корабли и самолеты, чтобы никто и подумать не мог о том, чтобы повернуть течение истории вспять!.. Итак, в путь! Хоть Козьма Прутков и говаривал когда-то, что нельзя объять необъятное, но я попробую. Ибо, в конце концов, когда еще представится такой повод обозреть пределы родного полуострова, как не накануне пятой годовщины воссоединения с Россией.

Зачем я забрался в Тмутаракань

Для начала этого путешествия я забрался в настоящую Тмутаракань, более известную сегодня как поселок Тамань в Краснодарском крае. В конце XVIII века адмирал Павел Пустошкин нашел здесь легендарный Тмутараканский камень, надпись на котором гласила, что в 1068 году местный русский князь Глеб Святославович измерил расстояние по льду от Тмутаракани до Корчева-Керчи, составившее 10 400 саженей, или, в привычных нам единицах, 24 километра, что в точности совпадает с расстоянием между главными храмами двух населенных пунктов.

Над Таманью-Тмутараканью висел легкий утренний зимний туман, за которым смутно угадывались очертания другого, крымского берега Керченского пролива. Сейчас хоть и зима, но, как в старину, по льду, туда добраться невозможно — пролив не замерзает. Зато летом прошлого года открылось движение по Крымскому мосту - пожалуй, главному инфраструктурному проекту в новейшей истории полуострова.

Планы строительства транспортного перехода через Керченский пролив обсуждались и в XIX, и в XX веках, но до самых недавних пор так и оставались планами. Реализовать сложнейший проект смогла только современная Россия. Причем в рекордно короткие сроки. Президент Путин поставил задачу построить мост 19 марта 2014 года, основные строительно-монтажные работы начались в 2016-м, а первые автомобили проехали по мосту 15-16 мая 2018-го.

Сегодня Крымский мост — самый протяженный в Европе, его длина - 19 километров, а пропускная способность - до 40 тысяч автомобилей в сутки. Именно по этому чуду инженерной техники я и въезжаю на полуостров. Рядом строители, можно сказать, завершают работу над железнодорожной частью моста - поезда по нему пойдут уже в нынешнем году. На объекте работают около пяти тысяч человек практически со всей России. Новый Крым строят всей страной: мы увидим это позже и на других объектах.  

За проливом для крымчан земля есть

Первый крымский город на моем пути еще недавно был «последним». После воссоединения полуострова с Россией Керчь превратилась из тупика, дальнего глухого угла, в новые ворота региона. «Памятником» этому процессу стоит на Митридатском холме скамейка с логотипом Крымского моста, на которой любят фотографироваться как туристы, так и местные жители.

По сути, после открытия моста Крым перестал быть обособленным, почти островным регионом. Это за Перекопом для крымчан земли нет, за проливом она для них теперь есть. Последствия этого еще не изучены, да и проявились пока не в полной мере, но они могут быть огромными. Та же Керчь начинает все больше и больше тяготеть не к Симферополю, а к Краснодарскому краю. Важную роль тут играют и прекрасные дороги, которые связывают теперь город с Кубанью, и… международные санкции. Многие керчане ездят закупаться продуктами подешевле в ближайшие супермаркеты Краснодарского края. На Кубани юридически зарегистрированы некоторые физически находящиеся в Керчи предприятия. Да и ближайший к Керчи аэропорт ныне находится не в Симферополе, а на сто километров ближе — в Анапе.

Строительных работ такого масштаба, как сегодня, Крым не помнит с шестидесятых — семидесятых годов прошлого века. Особенно хорошо чувствуешь их размах, двигаясь по федеральной трассе «Таврида». Работа кипит от Керчи до самого Севастополя. Около трех тысяч человек, опять-таки со всей страны, строят суперсовременный скоростной автобан протяженностью более 270 километров. Пока «Таврида» функционирует в двухполосном режиме, четыре полосы (по две в каждую сторону) откроют к концу 2020 года, и тогда домчаться из одного города-героя в другой можно будет часа за два с половиной вместо нынешних пяти-шести — как повезет с трафиком. Будучи естественным продолжением Крымского моста, «Таврида» вместе с ним является главной инфраструктурной артерией нового российского Крыма.

Столица: от Екатерины Великой до «вежливых людей»

Обычно туристы рассматривают Симферополь всего лишь как перевалочную базу — ни особенных исторических достопримечательностей, ни вожделенного «сухопутными людьми» моря здесь нет. Однако наш «юбилейный тур» - особенный, и для нас в Симферополе как раз много интересного. В столице республики расположено сразу несколько новых объектов, которые прекрасно иллюстрируют происходящие в регионе изменения. Во-первых, это два важных памятника нового Крыма. Один - российской императрице Екатерине Великой, присоединившей полуостров в 1783 году. Другой - российским «вежливым людям», которые много лет спустя, в году 2014-м, помогли крымчанам мирно, избежав войны, провести референдум о воссоединении с Россией. Отдельного осмотра заслуживает открывшийся в 2015 году, к 70-летию Великой Победы, мемориальный комплекс жертвам фашистской оккупации Крыма на территории бывшего концлагеря в совхозе «Красный».

Среди приближающихся к завершению строительства объектов — крупнейшая в Восточной Европе соборная мечеть, которая будет вмещать четыре тысячи человек, и 12-этажный многопрофильный республиканский медицинский центр, который станет одним из самых современных учреждений такого рода не только в Крыму, но и во всей России.

Энергию для этих и многих других объектов дает новая Таврическая электростанция мощностью 470 МВт. Ее «близняшка» — Балаклавская ТЭС построена в Севастополе. Вместе с энергомостом Кубань - Крым, протянутым в 2015 году через Керченский пролив, они стали основой новой энергетической системы полуострова, который больше не зависит от поставок с Украины.

Теперь небольшой крюк в поселок Гвардейское, чтобы, будучи стиснутым временем и форматом, все-таки хоть немного рассказать о тех изменениях, которые коснулись не только крупных городов, но и сельских населенных пунктов. Там, в Гвардейском, сегодня как раз праздник - день рождения детского садика «Флажок». Ровно три года назад он впервые принял в своих стенах местную детвору. В сравнении с Крымским мостом или «Тавридой» вроде бы мелочь, но «Флажок» - лишь один пример из многих. За последние пять лет в республике создано более двадцати тысяч новых мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Перезагрузка «Артека»

Ну и на юг, к морю, в Международный детский центр «Артек», который к 2014 году находился в глубоком кризисе. Вскоре после воссоединения с Россией была разработана программа «Артек 2.0. Перезагрузка», цель которой — превратить его в лучший детский центр в мире. К настоящему времени уже реконструировано девять детских лагерей: «Лазурный», «Янтарный», «Хрустальный», «Морской», «Речной», «Озерный» «Лесной», «Полевой» и «Кипарисный». Построен новый концертно-эстрадный комплекс «Артек-Арена» вместимостью четыре с половиной тысячи человек. В 2017 году началось строительство нового лагеря «Солнечный», который войдет в строй в 2020 году и сможет одновременно принимать около тысячи ребят. Ежедневно на стройплощадке задействованы около тысячи человек и около 200 единиц техники. С одной стороны, на сегодняшний день это крупнейший детский инвестиционный проект России. С другой - строительство «Солнечного» продолжает реализацию советского генерального плана Большого Артека, утвержденного еще в 1970 году, но, увы, не реализованного до конца из-за распада СССР.

В 2014 году «Артек» принял 6 тысяч ребят, в 2015-м - 19 тысяч, в 2016-м - 30 тысяч, в 2017-м - 39 тысяч и в 2018-м - 40 тысяч. Это абсолютный рекорд в истории лагеря. Прежний был установлен в далеком советском 1985 году, когда здесь отдохнули 36 892 человека. При этом с 2014 года по настоящее время «Артек» принял более трех тысяч иностранных детей из 68 стран мира.

Новые памятники возле старинного дворца

Из «Артека» я направляюсь в Ливадию, чтобы показать еще два памятника нового российского Крыма, установленных рядом со старинным императорским дворцом. Памятник «большой тройке» — Сталину, Рузвельту и Черчиллю, которые в февральские дни 1945 года решали здесь судьбы послевоенного мира, и памятник российскому императору Александру Третьему. Ливадийское имение стало резиденцией российских императоров еще в 1861 году, когда престол занимал Александр II. Его сын Александр III тоже любил отдыхать в Крыму. Именно по его указанию в Ялте были построены порт, набережная, дан заказ на разработку проекта и строительство собора святого Александра Невского. Увы, здесь же, в Ялте, в Ливадийском дворце, Александр III и умер 20 октября (1 ноября) 1894 года. Ему было всего-навсего 49 лет. Панихида по умершему царю проходила в Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца, и там же наследник, будущий император Николай II, присягнул на верность российскому престолу. Тело Александра несли из Ливадии в Ялту на руках. Там гроб был перенесен на крейсер «Память Меркурия», который взял курс на Севастополь, а уже оттуда прах императора доставили поездом в Санкт-Петербург. Памятник Александру Третьему в Ливадии открыли осенью 2017 года в присутствии действующего Президента России Владимира Путина.

От Крымского моста к воздушному

Именно Александру III Миротворцу принадлежит знаменитый афоризм о том, что «у России есть только два союзника - ее армия и флот». В Севастополь, главную базу российского Черноморского флота, и лежит мой дальнейший путь. За последние пять лет флот существенно укрепил корабельный состав. Только в прошлом году вошли в строй малые ракетные корабли «Вышний Волочек» и «Орехово-Зуево», патрульный корабль «Василий Быков», морской тральщик «Иван Антонов», спасательное буксирное судно «Капитан Гурьев» и буксировочный катер «БУК-2190». В стадии государственных испытаний находится патрульный корабль «Дмитрий Рогачев». Кроме того, чуть раньше состав флота пополнили три новых фрегата проекта 11356: «Адмирал Макаров», «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», шесть дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами, более десятка противодиверсионных и патрульных катеров различных проектов и ряд других судов обеспечения, которые практически сразу, без раскачки, приступили к выполнению задач в Черном и Средиземном морях. Наконец, в ближайшее время на Черноморский флот планируется поступление еще 13 новых кораблей и судов обеспечения, в том числе малых ракетных катеров, оснащенных крылатыми ракетами «Калибр».

Последний рывок — назад, в Симферополь. Если начался наш тур по новому российскому Крыму на мосту через Керченский пролив, то завершается он в международном аэропорту Симферополя, который недавно получил имя художника Ивана Константиновича Айвазовского. Новый терминал аэропорта - «Крымская волна» - встретил первых пассажиров весной 2018 года, способен ежегодно принимать до десяти миллионов человек и соответствует самым высоким международным стандартам. На том конце «воздушного моста» между Крымом и материковой Россией - Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Ростов и другие города большой единой страны.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 4436