Комиссия Совфеда не исключает уточнения закона об иноагентах

Комиссия Совфеда не исключает уточнения закона об иноагентах
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Уточнение и дополнение закона об иноагентах по итогам анализа правоприменительной практики возможно, следует из ежегодного доклада Временной комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России. Документ опубликован на сайте Совфеда 15 декабря.

В декабре прошлого года вступил в силу закон, который уточнил понятие «иностранный агент» в отношении юрлиц и общественных организаций. Также он расширил сферу применения этого термина по отношению к физлицам, которые ведут на территории России политическую деятельность либо собирают различную информацию военной, военно-технической направленности и при этом получают материальную или иную организационно-техническую помощь из-за рубежа.

Проект этого закона был разработан в рамках пакета инициатив, направленного на укрепление суверенитета страны «с учётом реально существующих вызовов, включая нарастание разнообразных попыток вмешательства в сугубо внутренние дела Российской Федерации».

В комиссии подчеркнули, что закон, с одной стороны, способствует усилению национальной безопасности страны, а с другой — не ограничивает дополнительно деятельность тех, кто получает финансирование за сбор информации от иностранных источников (если подобное не попадает под понятие шпионажа).

«Его критики привычно сетуют на «ограничение прав». Однако предусмотренные законодательством санкции применяются не за деятельность как таковую, а за её ведение без регистрации (аналогичный подход, но более жёсткий содержится в законе США, известном как FARA). После накопления правоприменительной практики возможны уточнения и дополнения в рассматриваемый закон», — говорится в документе.

Также в докладе отмечается, что комиссия получает разнообразные и часто взаимоисключающие предложения как по «ужесточению» существующих норм в сфере защиты госсуверенитета, так и по их максимальному смягчению.

«Причём последние требования разделяют в полной мере власти США, Европейский парламент, официальные лица многих стран НАТО, организации, признанные в РФ нежелательными, юридические и физические лица, уже зарегистрированные в действующем порядке в качестве иностранных агентов, а также различные зарубежные структуры, давно и хорошо известные своей антироссийской активностью», — добавили в комиссии.

Все предложения внимательно изучаются. Одновременно учитывается международный опыт решения подобных вопросов в странах с различными политическими системами. Комиссия предлагает «только те меры, которые носят характер адекватного ответа на реально существующие внешние угрозы отечественному суверенитету, настоящему и будущему России». Большинство предлагаемых мер носит преимущественно профилактический характер, уточняется в документе.

«С учётом изложенного работа по уточнению действующего законодательства в данной сфере будет продолжена», — говорится в документе.

В частности, это относится к вопросам, непосредственно связанным с совершенствованием учёта правоприменительной практики законодательных мер в отношении организаций и физлиц, имеющих признаки иностранных агентов, включая СМИ-иноагенты.

В комиссии добавили, что такую работу продолжат с привлечением представителей соответствующих профессиональных сообществ и других институтов гражданского общества.

Согласно реестру Минюста РФ, в настоящее время числятся 75 НКО — иноагентов. При этом общее число российских некоммерческих организаций превышает 200 тысяч. Незарегистрированные общественные объединения-иноагенты насчитывают только три организации из многих тысяч, фактически существующих в России.

В реестре СМИ-иноагентов на момент подготовки доклада было 103 юридических и физических лица. При этом, по официальным данным, в России числится свыше 150 тысяч СМИ и более полумиллиона журналистов.

Само понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве в 2012 году, когда были внесены изменения в Закон «О некоммерческих организациях». Согласно этим поправкам, иностранным агентом может быть признана НКО, которая участвует в политической деятельности в России и при этом получает финансирование или имущество от иностранных организаций или граждан.

В 2017 году, после того как минюст США потребовал от RT America — филиала российской телекомпании — зарегистрироваться в качестве иностранного агента на территории Соединённых Штатов, был подписан закон о СМИ-иноагентах. 

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в январе.